ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4826/19 от 20.02.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-694/2020

44RS0001-01-2019-006454-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Евтюшкина И.А., при секретаре Резавенковой Я.А., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, просила суд обязать ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Костроме Костромской области включить истцу в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью периоды нахождения на курсах повышения квалификации и карантин с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Костроме Костромской области назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 27.11.2019. Исковые требования мотивированы тем, что Решением ГУ - Управления ПФР по г. Костроме Костромской области истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, спорные периоды времени не включены в стаж, связанный с педагогической деятельностью.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, пояснила, что исковые требования не признает по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии от <дата> и заключении от <дата>, в специальный стаж ФИО1 зачтено 24-11-14 (требуемый стаж 25-00-00).

Третье лицо – МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 1 надлежаще извещенное о месте и времени проведения судебного заседания представителя для участия в нем не направило, письменно просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ, с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Из пункта 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с вышеизложенным, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работы за период до 01.01.1992 применяются правила и нормы Закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», за периоды с 01.01.1992 до 01.01.2002, применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», за периоды работы (деятельности) с 01.01.2002 до 01.01.2015 применяются правила и нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно подпункта «м» п. 1, подпункта «в» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» по выбору застрахованных лип, к периодам работы применяются:

- до 01.01.1992 Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Однако до 01.10.1993 при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом № 340-1 действовал пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, который предусматривал возможность применения Перечня учреждений, организаций и должностей № 1397 и Положения № 1397. Пункт 3 постановления № 463 с 01.10.1993 признан утратившим силу;

- с 01.01.1992 по 01.11.1999 Списки профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии и Правила исчисления специального стажа, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463;

- с 01.11.1999 по 31.12.2001 Списки и Правила, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067;

- с 01.01.2002 Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы.

Периоды работы (деятельности) могут исчисляться последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

Как следует из материалов дела, <дата>ФИО4 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области за назначением досрочной пенсии.

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.

По представленным документам страховой стаж работы ФИО1 составляет 30 лет 9 месяцев 13 дней.

Специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью составляет 24 года 11 месяцев 14 дней.

Комиссией Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области не засчитаны в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и периода карантина с <дата> по <дата>.

В указанные периоды времени ФИО1 работала в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ».

Приказом от <дата> ФИО1 направлена на курсовую подготовку с <дата> по <дата>.

Приказом от <дата> ФИО1 направлена на курсовую подготовку с <дата> по <дата>.

В соответствии с ч. 4 ст. 196 Трудового Кодекса РФ (вст. в законную силу 01.01.2002) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют ряд трудовых прав и социальный гарантий, в том числе право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; систематически повышать свой профессиональный уровень.

Согласно п. 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №19, действовавшего до 09.04.2014, педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право на повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

Факт направления на курсы повышения квалификации подтверждается представленными истцом документами.

Суд считает, что поскольку на курсы повышения квалификации истец ФИО1 направлялась работодателем, это входило в ее трудовые обязанности, за ней сохранялось место работы, заработная плата, то время нахождения ее на курсах повышения квалификации должно быть включено в специальный трудовой стаж.

Приказом директора МБОУ г.Костромы «Средняя общеобразовательная школа » от <дата> «Об усилении мер, направленных на стабилизацию и снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ» учебный процесс в общеобразовательном учреждении приостановлен с <дата> по <дата>.

Ограничительные мероприятия (карантин) в школе вводились на основании приказа директора школы, в дни приостановления воспитательного процесса учителя находились на рабочем месте и исполняли возложенные на них трудовые обязанности, в том числе, связанные с осуществлением педагогической деятельности.

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и утвержденные им Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не устанавливают, что период карантина и отмены занятий в образовательных учреждениях подлежат исключению из специального (льготного) стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В связи с чем вышеуказанный период нельзя считать отвлечениями истца от основной профессиональной деятельности.

Более того, поскольку в период карантина за ФИО1 в соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ была сохранена заработная плата, следовательно, и уплачены страховые взносы, то это является основанием для включения указанного периода в страховой стаж в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 4 Правил.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней (за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме Костромской области <дата>, что подтверждается письменным заявлением.

Специальный трудовой стаж истца на <дата> с учетом включенных периодов достиг 25 лет (25 лет 4 дня), соответственно требование о назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости с <дата> подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Костроме Костромской области включить ФИО1 в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью период обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, период приостановки воспитательного процесса (карантин) с <дата> по <дата>.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Костроме Костромской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Евтюшкин

Полный (мотивированный) текст решения изготовлен 28.02.2020.

Судья И.А. Евтюшкин