ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4829/20 от 13.08.2020 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-4829/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Котеевой М.Г., при секретаре Федюнине Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Н.Новгорода к ГУ - Нижегородское региональное отделение ФСС РФ, филиала [ № ] ГУ НРО ФСС РФ о признании незаконными действий, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г.Н.Новгорода обратился в суд с иском к Государственному учреждению Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Московского района г. Н. Новгорода по обращению Фроловой Е.Н. проведена проверка соблюдения прав ребенка-инвалида Фролова Д.С.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе дети-инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее -Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме [ № ], утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N256.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по соответствующей форме, подается гражданином в территориальные органы ФСС РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы ФСС РФ и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки " для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2012 N 271н утвержден Административный регламент предоставления ФСС РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (далее -Административный регламент [ № ]).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом ФСС РФ заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме [ № ], выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента [ № ]).

Пункт 19 Административного регламента [ № ] содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами ФСС РФ путевок на санаторно-курортное лечение.

Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги Таким образом, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном' лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

В ходе проведенной проверки установлено, что законный представитель ребенка-инвалида Фролова Д.С.- Фролова Е.Н.[ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] обратилась в филиал [ № ] ГУ НРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к заявлениям были приложены справки для получения путевки. На основании заявления Фролов Д.С. был поставлен на учет для получения санаторно-курортных путевок. [ 00.00.0000 ] Фроловой Е.Н. направлена информация, согласно которой заявления от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] приобщены к заявлению от [ 00.00.0000 ] .

Поскольку пунктом 19 Административного регламента [ № ], действующим на момент обращения Фроловой Е.Н.[ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] в филиал [ № ] ГУ НРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение был предусмотрено исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, которых при рассмотрении ее заявлений не имелось, каждое из указанных заявлений являлось основанием для начала процедуры предоставления государственной услуги по предоставлению путевки.

Согласно п. 51 Административного регламента [ № ] предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- обеспечение заявителей при наличии медицинских показаний санаторно-курортным лечением путем предоставления путевки на санаторно-курортное лечение;

- прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документа;

- рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги;

- принятие решения о предоставлении путевки территориальным органом Фонда, уведомление заявителя о выделении путевки, выдача заявителю путевки на санаторно-курортное лечение и специальных талонов и (или) направлений на право бесплатного получения проездных документов.

Согласно п.п. 59, 60 Административного регламента [ № ] должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, после поступления заявления о предоставлении государственной услуги и полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 13, 15 настоящего Административного регламента, в течение 5 рабочих дней рассматривает представленные документы и выявляет наличие или отсутствие оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.

В случае наличия оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, направляет сообщение заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги по почте или в электронном виде в течение срока, предусмотренного для рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 59 настоящего Административного регламента, с обоснованием причин отказа.

Проверкой установлено, что Фролова Е.Н. сообщений об отказе в предоставлении государственной услуги не получала.

Таким образом, Фролов Д.С. был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. Следовательно, путевки на санаторно-курортное лечение должны быть предоставлены исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявлений.

Неисполнение фондом социального страхования возложенной законом обязанности повлекло нарушение права ребенка-инвалида Фролова Д.. на санаторно-курортное лечение в порядке очередности согласно поданных его законным представителем заявлений.

Истец просит суд признать действие ГУ - Нижегородское региональное отделение ФСС РФ, филиала [ № ] ГУ НРО ФСС РФ по приобщению заявлений от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] к заявлению от [ 00.00.0000 ] незаконными.

Обязать ГУ-Нижегородское региональное отделение ФСС РФ, филиал [ № ] ГУ НРО ФСС РФ восстановить нарушенные права ребенка-инвалида Фролова Д.С. путем включения поданных его законным представителем Фроловой Е.Н. заявок от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] в единую электронную очередь в филиале [ № ] ГУ НРО ФСС РФ на получение путевки в соответствии с датами подачи заявлений.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании Фролова Е.Н. пояснила, что документы, в том числе оригиналы документов, она приносила лично, через госуслуги заявления не подавала. Доказательств, подтверждающих передачу оригиналов документов, у нее нет.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в [ 00.00.0000 ] все заявления граждане приносили лично. По Фролову отсутствуют необходимые документы в оригинале. Заявления, о которых идет речь в иске, поступили и учтены - каждое последующее приобщено к первичному. В [ 00.00.0000 ] не было финансирования, поэтому истица не получила путевку. Истица состояла в очереди, получила путевку в [ 00.00.0000 ] . Единая электронная очередь создана примерно в [ 00.00.0000 ] . Через Госуслуги можно подать документы примерно с [ 00.00.0000 ] или [ 00.00.0000 ] . При неиспользованной заявке в течение года, отсутствует право на получение путевки за данный год.

Представитель ответчика представил отзыв, в котором просил отказать в иске по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6 Федерального закона № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

На основании заявления от [ 00.00.0000 ] и представленных документов Фролов Д. С., [ 00.00.0000 ] г.р., принят на учет нуждающихся в санаторно-курортном лечении с сопровождением, поставлен в очередь согласно медицинской рекомендации по профилю лечения «заболевания нервной системы» и состоял в единой электронной очереди в филиале [ № ] ГУ-НРО ФСС РФ на получение путевки. При постановке на учет Фроловой Е.Н. (законному представителю ребенка Фролова Д.С.) выдано уведомление от [ 00.00.0000 ] .

После обращения с заявлением от [ 00.00.0000 ] представитель ребенка-инвалида Фролова Е.Н. неоднократно направляла заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Фролову Д.С.

Филиалом [ № ] были зафиксированы заявления от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] о предоставлении путевки с сопровождением на санаторно-курортное лечение Фролова Д.С. Заявки на путевку были рассмотрены, однако учесть их в единой электронной очереди не представлялось возможным, поскольку имелась незакрытая заявка от [ 00.00.0000 ] .

Программное обеспечение не позволяет присвоить номер заявке в единой электронной очереди, если имеется незакрытая заявка (не выдана путевка по заявлению), ранее поступившая от этого гражданина.

Путевка на санаторно-курортное лечение Фролову Д.С. выдана [ 00.00.0000 ] . Заезд инвалида в санаторий осуществлен [ 00.00.0000 ] .

Филиал [ № ] направил в адрес Фроловой Е.Н. письмо от [ 00.00.0000 ] [ № ]л, в котором сообщалось, что [ 00.00.0000 ] выдана путевка на основании заявлений от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] , в связи с чем, инвалид имеет право вновь обратиться за предоставлением социальной услуги в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.

[ 00.00.0000 ] от законного представителя ребенка-инвалида Фроловой Е.Н. поступило заявление об обеспечении Фролова Д.С. путевкой на санаторно-курортное лечение. Инвалид поставлен на учет по обеспечению санаторно-курортной путевкой и его заявке, в единой электронной очереди, присвоен номер ([ № ]).

Пунктом 63 «Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденного Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ] (Зарегистрировано в Минюсте России [ 00.00.0000 ] [ № ]) установлено, выдача путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется должностным лицом территориального органа Фонда, ответственным за выдачу путевок, в территориальном органе Фонда по месту жительства заявителя. Путевка на санаторно-курортное лечение выдается в соответствии с очередностью заявителя в электронной очереди.

Согласно пункту 22 Административного регламента, наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Таким образом, требование прокурора включить в единую электронную очередь заявки Фролова Д.Н. от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] противоречит действующему законодательству. ГУ-НРО ФСС РФ не нарушало прав ребенка-инвалида Фролова Д.Н. поскольку оснований начать правоприменительные процедуры на основании заявлений от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] у ГУ-НРО ФСС РФ не имелось.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, установив значимые по делу обстоятельства, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Не определяя конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты и вправе избирать и изменять формы их предоставления.

Реализуя свои дискреционные полномочия в данной сфере, федеральный законодатель принял ряд законов, направленных на обеспечение социальной поддержки лиц, нуждающихся в ней в силу состояния здоровья и имеющих специальный статус, обусловленный, в частности, наличием заслуг перед государством и обществом.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2005 года, система социальной защиты населения была реформирована, основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот, в том числе по обеспечению санаторно-курортным лечением, не предусмотренным прямо Конституцией Российской Федерации, была заменена ежемесячной денежной выплатой. В то же время Федеральный закон "О государственной социальной помощи" был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (в том числе детям-инвалидам) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, в состав которого, в частности, включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 6.2). Одновременно гражданам предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты (части 3 и 4 статьи 6.3).

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется с даты установления ежемесячной денежной выплаты (часть 1 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи"). Во исполнение поручения законодателя (часть 5 статьи 6.3 данного Федерального закона) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 29 декабря 2004 года N 328 установило Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно пункту 1.3 которого граждане с даты назначения им ежемесячной денежной выплаты имеют право на получение набора социальных услуг полностью, одной или двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона. Следовательно, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (включая предоставление путевки на санаторно-курортное лечение) обусловлено установлением гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Объем денежных средств, необходимых для целей реализации Федерального закона "О государственной социальной помощи", в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год, исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, которые по состоянию на 1 июля текущего года имеют право на получение в рамках набора социальных услуг социальной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, а также с учетом формирования 5 процентов резерва средств федерального бюджета в расчетах объемов средств на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг, входящих в набор социальных услуг (пункт 4 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение 12 месяцев справка медицинской организации о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года. Не позднее 10 дней с момента поступления заявления гражданину должны сообщить о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункты 3.3, 3.7 и 3.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан; приложение N 11 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению").

Как следует из указанных нормативных положений, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является необходимым юридическим фактом в правоприменительной процедуре, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Следовательно, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан (в том числе ветеранов боевых действий), устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.

Основу данного механизма составляет корреляция ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг как имеющих единую правовую природу форм предоставления социальной поддержки гражданам из числа предусмотренных законом категорий, в связи с чем, установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает его необходимым элементом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2012 года N 817-О), а их совпадение с границами финансового года (пункт 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью надлежащего финансового обеспечения соответствующих обязательств за счет средств федерального бюджета.

Между тем процедура обращения за получением путевки на санаторно-курортное лечение и предоставления такого лечения является объективно более сложной по сравнению с процедурой установления ежемесячной денежной выплаты, поскольку предполагает последовательное осуществление гражданином ряда действий, направленных, в частности, на формализацию волеизъявления относительно такого лечения, подтверждение наличия медицинских показаний и отсутствия противопоказаний к такому лечению, а в случае возникновения очередности - также ожидание предоставления путевки.

При этом социальная услуга в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является гораздо более финансово емкой, в том числе с учетом обусловленной особенностями планирования расходов федерального бюджета на соответствующие цели значительной разницы между суммой средств, удерживаемых на эти цели из ежемесячной денежной выплаты (и, соответственно, нормативом финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение), с одной стороны, и стоимостью одного дня пребывания в санаторно-курортной организации - с другой.

Следовательно, стоимость путевки на санаторно-курортное лечение значительно превышает размер части ежемесячной денежной выплаты, направляемой в течение календарного года на оплату ее предоставления в составе набора социальных услуг, что не позволяет рассматривать удержание части ежемесячной денежной выплаты на указанные цели как взимание платы за соответствующую услугу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N 686-О).

Одновременно с этим единая правовая природа ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг как форм предоставления социальной поддержки исключает различия в объеме их финансового обеспечения, который определяется сообразно имеющимся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовым возможностям.

В связи с этим удержание части ежемесячной денежной выплаты в качестве оплаты за оказание услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, по существу, предполагает своего рода софинансирование за счет удерживаемой у гражданина части ежемесячной денежной выплаты не только предоставляемой ему путевки, но и путевок, которые в течение установленного периода предоставлялись другим лицам из числа единой категории получателей социальной помощи в виде набора социальных услуг, если они раньше данного гражданина обратились с заявлением о предоставлении такой социальной услуги.

Как показывает сложившаяся с [ 00.00.0000 ] практика функционирования механизма государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не все граждане, подавшие заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, могут быть обеспечены ею в течение календарного года, в котором из установленной им ежемесячной денежной выплаты удерживалась сумма, направляемая на оплату предоставления данной социальной услуги.

Соответственно, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при соблюдении последовательности их предоставления, определяемой датой регистрации заявлений, - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N 686-О).

Гражданину, сохраняющему статус получателя данной социальной услуги, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена согласно установленной очередности, в том числе за пределами календарного года, в течение которого он рассчитывал ее получить.

Основанием для такого вывода являются положения Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент; утвержден приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 428), согласно которым результатом предоставления указанной государственной услуги является предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, а перечень оснований для отказа в предоставлении такой путевки является исчерпывающим и не содержит указания на завершение календарного года как периода предоставления социальных услуг, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (подпункт "а" пункта 9 и пункт 22 Административного регламента).

Аналогичные правила были закреплены ранее действовавшим Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н; пункты 10.1 и 19).

Пунктом 63 «Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденного Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.08.2019 № 4284 (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2019 № 56309) установлено, выдача путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется должностным лицом территориального органа Фонда, ответственным за выдачу путевок, в территориальном органе Фонда по месту жительства заявителя. Путевка на санаторно-курортное лечение выдается в соответствии с очередностью заявителя в электронной очереди.

Согласно пункту 22 Административного регламента, наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Следовательно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и он сохраняет за собой право на ее предоставление в установленном порядке.

Судом установлено, что на основании заявления от [ 00.00.0000 ] и представленных документов Фролов Д. С., [ 00.00.0000 ] г.р., принят на учет нуждающихся в санаторно-курортном лечении с сопровождением, поставлен в очередь согласно медицинской рекомендации по профилю лечения «заболевания нервной системы» и состоял в единой электронной очереди в филиале [ № ] ГУ-НРО ФСС РФ на получение путевки. При постановке на учет Фроловой Е.Н. (законному представителю ребенка Фролова Д.С.) выдано уведомление от [ 00.00.0000 ] .

[ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] Фролова Е.Н. обращалась с заявлением о предоставлении путевки Фролову Д.С. с сопровождением на санаторно-курортное лечение.

Путевка на санаторно-курортное лечение Фролову Д.С. выдана [ 00.00.0000 ] . Заезд инвалида в санаторий осуществлен [ 00.00.0000 ] .

Филиал [ № ] направил в адрес Фроловой Е.Н. письмо от [ 00.00.0000 ] [ № ]л, в котором сообщалось, что [ 00.00.0000 ] выдана путевка на основании заявлений от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] , в связи с чем, инвалид имеет право вновь обратиться за предоставлением социальной услуги в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.

[ 00.00.0000 ] от законного представителя ребенка-инвалида Фроловой Е.Н. поступило заявление об обеспечении Фролова Д.С. путевкой на санаторно-курортное лечение. Фролов Д.С. поставлен на учет по обеспечению санаторно-курортной путевкой и его заявке, в единой электронной очереди, присвоен номер ([ № ]).

Обращаясь в суд с иском, прокурор указал, что путевки на санаторно-курортное лечение должны быть предоставлены исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявлений ([ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] ). Неисполнение фондом социального страхования возложенной законом обязанности повлекло нарушение права ребенка-инвалида Фролова Д.. на санаторно-курортное лечение в порядке очередности согласно поданных его законным представителем заявлений.

В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (далее - Порядок от 29 декабря 2004 г. N 328).

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка от 29 декабря 2004 г. N 328 организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3.6 Порядка от 29 декабря 2004 г. N 328 граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение - форма N 070/у.

Как предусмотрено пунктом 3.7 Порядка от 29 декабря 2004 г. N 328 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган. Данное заявление представляется в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

В соответствии с пунктами 3.8, 3.9 Порядка от 29 декабря 2004 г. N 328 территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение.

Административный регламент, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N 271н, действующий на момент поступления заявлений Фроловой и утративший силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 19 августа 2019 г. N 564н, порядок формирования очередности, в том числе при наличии двух и более заявлений от одного получателя социальной услуги, также не предусматривал.

Вместе с тем, с учетом правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О "По жалобе гражданина Ш. на нарушение его конституционных прав статьями 6.1, 6.2 и 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статьями 15, 16, 151, 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации", путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая формируется согласно дате подачи заявления.

В соответствии с пунктами 10, 10.1 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н, действующего на момент подачи заявлений, результатом предоставления государственной услуги является предоставление заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, отобранные в установленном порядке Фондом и включенные в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 26, 27 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), представленных заявителем в территориальный орган Фонда на личном приеме, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда (пункт 26). Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), направленных заявителями с использованием средств почтовой связи или в форме электронных документов, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда либо на следующий день в случае поступления заявления и документов в территориальный орган Фонда по окончании рабочего времени (пункт 27).

В соответствии с пунктами 51, 51.1 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н 1. предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры обеспечение заявителей при наличии медицинских показаний санаторно-курортным лечением путем предоставления путевки на санаторно-курортное лечение: прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента, в территориальных органах Фонда; рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 19 настоящего Административного регламента; принятие решения о предоставлении путевки территориальным органом Фонда, уведомление заявителя о выделении путевки, выдача заявителю путевки на санаторно-курортное лечение и специальных талонов и (или) направлений на право бесплатного получения проездных документов.

В соответствии с пунктом 53 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов в территориальных органах Фонда является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также предъявление документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.

В соответствии с пунктом 13 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования РФ заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения.

В пункте 19 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н приведен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования РФ путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно, а именно: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства РФ, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Согласно пунктом 58 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 13 настоящего Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает наличие нескольких очередей граждан на обеспечение путевками по календарным годам. Наличие заявлений граждан, имеющих ранее поданные и нереализованные заявления на получение социальной услуги, не позволяет формировать несколько очередей на получение санаторно-курортных путевок.

Проанализировав приведенные выше нормы, регулирующие основания и порядок представления санаторно-курортных путевок, с учетом того, что на момент подачи заявлений [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] в отношении Фролова уже была начата процедура представления путевки по заявлению от [ 00.00.0000 ] , она была исполнена [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] зарегистрировано заявление законного представителя ребенка-инвалида Фроловой Е.Н., в настоящее время Фролов Д.С. поставлен на учет по обеспечению санаторно-курортной путевкой и его заявке, в единой электронной очереди, присвоен [ № ], суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали правовые основания для начала новой процедуры по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение по заявлениям от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] .

Поскольку права Фролова Ответчиком не были нарушены и за Фроловым сохраняется право на государственную социальную помощь в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, не имеется правовых оснований для удовлетворения иска о признании незаконными действий Ответчика по приобщению заявлений от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] к заявлению от [ 00.00.0000 ] . и возложении на Ответчика обязанности по восстановлению нарушенных права ребенка-инвалида Фролова Д. С. путем включения поданных его законным представителем Фроловой Е. Н. заявок от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] в единую электронную очередь в филиале [ № ] ГУ НРО ФСС РФ на получение путевки в соответствии с датами подачи заявлений.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска прокурора Московского района г.Н.Новгорода о признании незаконными действий ГУ - Нижегородское региональное отделение ФСС РФ, филиала [ № ] ГУ НРО ФСС РФ по приобщению заявлений от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] к заявлению от [ 00.00.0000 ] .

Отказать в удовлетворении иска прокурора Московского района г.Н.Новгорода о возложении обязанности на ГУ-Нижегородское региональное отделение ФСС РФ, филиал [ № ] ГУ НРО ФСС РФ восстановить нарушенные права ребенка-инвалида Фролова Д. С. путем включения поданных его законным представителем Фроловой Е. Н. заявок от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] в единую электронную очередь в филиале [ № ] ГУ НРО ФСС РФ на получение путевки в соответствии с датами подачи заявлений.

Решение суда может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Г. Котеева