ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-482/19 от 13.03.2019 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2019 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Банмиллер В.А.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-482/2019 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным приказа об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности устранить нарушение прав гражданина

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (ДСиЖП ЯНАО) о признании незаконным приказа об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности устранить нарушение прав гражданина.

В обоснование требований иска истец указал, что он обратился к ответчику с заявлением о признании гражданина участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Приказом ответчика от 11.02.2019 года №51-од/ж ему было отказано в удовлетворении поданного им заявления на основании пп. «б» п.22 Правил. С принятым решением ответчика он не согласен по следующим основаниям. Ст.2 Федерального закона №125-ФЗ устанавливает очередность предоставления жилищных субсидий для различных категорий граждан, так во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам, при этом не уточняется вид пенсионного обеспечения (государственное, муниципальное, страховое), а также вид пенсии (по старости, по инвалидности, социальная пенсия, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, страховая по старости, страховая по инвалидности, страховая по случаю потери кормильца). Согласно абз.6 пп. «е» п.19 Правил статус пенсионера для целей участия в основном мероприятии подтверждается копией пенсионного удостоверения или справкой о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Абз.7 и 8 ст.5 Федерального закона №125-ФЗ установлено, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения. В этих целях органы местного самоуправления запрашивают в территориальном органе Пенсионного фонда РФ документы, содержащие сведения о времени нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях граждан – участников основного мероприятия, указанных в пп. «з» п.5 Правил, для пенсионеров по старости или по инвалидности (абз.3 пп. «в» п.44.2 Правил). Таким образом, Федеральным законом №125-ФЗ предусмотрено специальное исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера для целей реализации права на жилищную субсидию отдельной категории пенсионеров, а именно гражданам получающим пенсию по старости или пенсию по инвалидности, после даты назначения им пенсии вне зависимости от продолжения ими трудовой деятельности. Соответственно для иных категорий пенсионеров, в частности по выслуге лет, исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера для целей реализации права на жилищную субсидию исчисляется на общих условиях для работающих граждан, предусмотренных Федеральным законом №125-ФЗ и подтверждается документами, указанными в абз. 5 пп. «е» п.19 Правил без предоставления справки о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а также справку из территориального органа Пенсионного фонда РФ об общей продолжительности стажа в районах Крайнего Севера, указанной в абз. 6 пп. «е» п.19 Правил. Назначение и выплата пенсий в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации (ст.50). Позиция ответчика заключается в том, что из буквального толкования абз. 5 и 6 пп. «е» п.19 Правил, что работы в районах Крайнего Севера для пенсионеров, претендующих на признание участником основного мероприятия, устанавливается исключительно на основании сведений территориального органа Пенсионного фонда РФ, что исключает возможность предоставления жилищной субсидии пенсионерам по выслуге лет в очередности установленной для пенсионеров ст.2 Федерального закона №125-ФЗ. Данная позиция является неверной, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 12.06.2009 N 3-В09-1 период службы истца в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях реализации права на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями Федерального закона №125-ФЗ. Этаже позиция отражена в определениях Конституционного Суда РФ (от 25.01.2012 №19-О-О, от 23.12.2014 №2781-О, от 16.07.2015 №1640-О, от 28.01.2016 №48-О). Из позиции Конституционного Суда РФ следует, что правило и включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусматривает зачета периодов службы в специальный стаж (в районах Крайнего Севера), но для целей исключительно досрочного назначения страховой пенсии по старости. Таким образом период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе входит в общий стаж работы в районах Крайнего Севера для целей реализации положений Федерального закона №125-ФЗ. Истинный размер стажа работы истца в районах Крайнего Севера должен быть установлен не исключительно на основании сведений Пенсионного Фонда РФ, а на основании документов, подтверждающих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера, в общем порядке, предусмотренном абз. 5 пп. «е» п.19 Правил, в том числе с учетом данных федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на пенсионное обеспечение положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. Истец является пенсионером ФСИН России по выслуге лет, выплата которой осуществляется УФСИН России по ЯНАО, страховая пенсия по старости дополнительное к ранее назначенной пенсии по выслуге лет территориальным органом Пенсионного Фонда РФ ему не назначалась. Достаточные документы о наличии у истца стажа работы в районах Крайнего Севера, истец предоставил ответчику. В связи с изложенным просил приказ ответчика от 11.02.2019 года №51-од/ж в части отказа истца участником основного мероприятия, возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании истца участником основного мероприятия.

Истец будучи извещенным надлежащим образом в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела по существу в его отсутствие.

Представитель ответчика будучи извещенным надлежащим образом, в суд не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие ответчика, а также представил в адрес суда возражения на исковые требования истца, в которых просил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям. Исходя из совокупного и буквального толкования ст.2 Федерального закона №125-ФЗ абз. 5 и 6 пп. «е» п.19 Правил следует, что стаж работы в районах Крайнего Севера для пенсионеров устанавливается исключительно на основании сведений территориального органа Пенсионного фонда РФ, что исключает возможность предоставления социальной выплаты пенсионерам по выслуге лет в очередности установленной для пенсионеров ст.2 Федерального закона №125-ФЗ. Истец является пенсионером по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты пенсии по старости) дополнительно к ранее назначенной пенсии по выслуге лет территориальным органом Пенсионного фонда РФ ему не назначалась. Таким образом истцом не представлены доказательства наличия у него необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в очередности, установленной для пенсионеров.

Суд, изучив доводы сторон, материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из учетного дела ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что им ответчику 30.01.2019 года подано заявление о включении его в состав участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера - пенсионеры. Признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и состоит в очереди с 27.07.2009 года в ДСиЖП ЯНАО.

Из копии удостоверения , выданного УФСИН России по ЯНАО следует, что ФИО1 с 08.05.2008 года является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Согласно выписке из домовых книг, ФИО1 прибыл в район Крайнего Севера до 01.01.1992 года.

Согласно справе УФСИН России по ЯНАО от 08.02.2019 года /ЕО/21-19 календарная выслуга ФИО1 в районах Крайнего Севера составляет 13 лет 08 месяцев 27 дней.

Стаховая пенсия по старости, дополнительно к ранее назначенной пенсии по выслуге лет, истцу территориальным органом ПФ РФ не назначалась.

12.02.2019 года ФИО1 ДСиЖП ЯНАО направлено уведомление о принятии решения (приказом -ОД-Ж от 11.02.2019 года) об отказе в признании его участником основного мероприятия на основании пп. «б» п.22 Правил – неполное предоставление документов, указанных в п.19 Правил (отсутствует справка из территориального органа Пенсионного фонда РФ об общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Предоставление жилищных субсидий гражданам, изъявившим желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ.

Согласно положений ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Согласно положений ст.2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Истцом, при подаче заявления о признании гражданина участником основного мероприятия во вторую категорию очередности предоставления жилищных субсидий – пенсионеры.

Согласно пп. «з» п.5 Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 20.11.2018) "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации") (далле Правил) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Согласно п.19 Правил для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пп. "з" п.5 настоящих Правил, подают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии.

Согласно абз. 5 и 6 пп. «е» п.19 Правил граждане, указанные в пп. "з" п.5 настоящих Правил вместе с заявлением (рапортом) должны представлять:

копии документов, подтверждающих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров);

копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а также справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров.

Исходя из толкования п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Пенсионер - лицо, получающее ежемесячную денежную выплату (пенсию), в частности, в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.

Законодатель устанавливая очерёдность предоставления жилищных субсидий по категориям граждан исходил из того, что жилищные субсидии в зависимости от категории предоставляется наиболее социально незащищенным категориям граждан, сначала инвалиды I и II групп, затем пенсионеры, в том понятии, котором дано его определение исходя из приведённого выше толкования п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, а не пенсионерам по выслуге лет, получающим пенсию в соответствии с с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, затем гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и в последнюю очередь работающим гражданам.

Таким образом для получения жилищной субсидии в категории пенсионеры необходимо предоставление документов, указанных в абз. 6 пп. «е» п.19 Правил.

Истец указанные документы не предоставил, что согласно пп. «б» п. 22 Правил является основанием для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия.

Доводы истца на позицию, изложенную в Определении Верховного Суда РФ от 12.06.2009 N 3-В09-1 является не состоятельными, поскольку в данном определении речь идет о не включении в стаж работы в районах Крайнего Севера гражданина, работавшего в органах внутренних дел, претендующих на получение жилищной субсидии в категории инвалиды I и II групп, а не пенсионеры, на которую претендует истец. Ошибочны ссылки истца на позицию Конституционного Суда РФ, поскольку в указанных им иске Определениях, на которые ссылается истец, речь идёт о досрочном назначении трудовой пенсии по старости и не включении периодов военной службы, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж.

При установленных судом обстоятельствах требования иска не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований иска ФИО1 к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным приказа об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности устранить нарушение прав гражданина, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий/подпись/

Копия верна судья К.В. Лисиенков