Дело № 2-482/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2019 г. г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Антипиной С.Н.,
при секретаре Носомбаевой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ольковой Натальи Валерьевны, действующей за себя и несовершеннолетнюю дочь Олькову Елизавету Сергеевну к АО «Алиталия –Сочьета Аэреа Итальяна С.П.А.», ООО «Виза менеджмент сервис» о защите прав потребителей,
установил:
Олькова Н.В., действующая за себя и несовершеннолетнюю дочь Олькову Е.С., обратилась в суд с иском о солидарном взыскании с ответчиков стоимости авиабилетов в сумме 75388,04 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 733,74 руб., компенсации морального вреда в размере 100000 руб., штрафа в размере 50%.
В обоснование указано, что истец приобрела авиабилеты по маршруту Челябинск- Москва (рейс SU- 1425, вылет 03.07.2018), Москва- Челябинск (рейс SU- 1422, вылет 06.08.2018) и билеты по маршруту Москва (Аэропорт Шереметьево вылет 03.07.2018)- Болонья Италия (Аэропорт Гильельмо Маркони, вылет 03.07.2018)- Касабланка (Аэропорт Мохаммед, прилет 03.08.2018) и билеты в обратную дорогу Касабланка (Аэропорт Мохаммед, вылет 05.08.2018)- Рим Италия (Аэропорт Фиумичино, вылет 06.08.2018)- Москва (Аэропорт Шереметьево, прилет 06.08.2018) для поездки с дочерью Ольковой Е.С.. Бронирование билетов в Касабланку происходило через интернет сайт «Островок», c перенаправлением на OneTwoTrip.COM, а билеты из Челябинска в Москву и обратно через KUPIBILET. Оплата за авиабилеты Челябинск- Москва, Москва- Челябинск была произведена в полном объеме 31.05.2018 в размере 23428 руб., а за авиабилеты Москва (Аэропорт Шереметьево)- Болонья Италия (Аэропорт Гильельмо Маркони - Касабланка (Аэропорт Мохаммед) и билеты в обратную дорогу Касабланка (Аэропорт Мохаммед)- Рим Италия (Аэропорт Фиумичино)- Москва (Аэропорт Шереметьево) 29.05.2018 в размере 51960,04 руб. Поскольку летели через Италию они она обратилась через сайт к ООО «Виза менеджмент сервис» с вопросом, не потребуется ли им виза, на что ей было сообщено, что если они не собираются покидать транзитную зону аэропорта в Италии, то в визе нет необходимости. Также 28.05.2018 она обратилась с тем же вопросом в представительство в г. Москве Алиталия, на что ей было сообщено, что необходимую информацию она может получить по телефону. Позвонив по данному телефону, специалист сообщила, что им виза будет не нужна, если они не собираются покидать аэропорт. После прилета в Москву 03.07.2018 (аэропорт Шереметьево) они, получив багаж, отправились в тот терминал, где осуществлялась регистрация на рейс до Болоньи Италия и им с дочерью было отказано в посадке на рейс Москва- Болонья Италия- Касабланка по причине отсутствия у них транзитных виз. 03.07.2018 она также через интернет обратилась с претензией к представительству в г. Москва Алиталия, на что поступил ответ, что рейс AZ 7167 (SU 2424) от 03.07.2018 выполнялся авиакомпанией «Аэрофлот» и в соответствии с Регламентом ЕС 261/2004 в случае задержки, отмены рейса или же отказа в посадке, именно Оперирующий перевозчик (Аэрофлот) должен отвечать на требования/ жалобы пассажиров, а не Маркетинговый перевозчик. В течение 10 часов она уговаривала сотрудников Алиталия в аэропорту Шереметьево отправить с дочерью ночным рейсом, не требующим оформление визы до Рима. Кроме того, она была согласна доплатить, сколько необходимо, однако им было отказано. Она обратилась с претензией в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) на что был дан ответ, что в соответствии с действующими договоренностями в области воздушного сообщения Российской Федерации и Итальянской Республикой назначенные авиапредприятия сторон имеют право заключать маркетинговые соглашения, такие как блок-спейс и код-шер (соглашения о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса двумя и более авиакомпаниями, одна из которых является оператором, то есть исполняет полеты по этому рейсу и продает билеты на эти рейсы от своего имени, а остальные- маркетинговыми партнерами (т.е. продают билеты на рейс компании- оператора от своего имени) с любыми авиакомпаниями сторон или с любыми авиакомпаниями третьих стран. Истец считает, что, приобретя билет авиакомпании ответчика, она заключила договор перевозки пассажира с этой авиакомпанией.
Истец Олькова Н.В., действующая за себя и несовершеннолетнюю Олькову Е.С., в судебное заседание не явилась, извещена. Ранее требования иска поддержала.
Представитель истца Шевякова О.О. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика ООО «Виза менеджмент сервис» Критевич А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 55), указав, что с истцом не был заключен договор об оказании возмездных услуг, в обязанности сотрудников визового центра не входит консультирование потенциальных заявителей относительно порядка прохождения пограничного контроля в аэропортах Италии.
Представитель ответчика АО «Алиталия-Сочьета Итальяна С.П.А.» в судебное заседание не явился, извещен, представил возражения на исковое заявление, указывая, что оформление визы для въезда является прямой обязанностью пассажира (л.д. 111-116, 147-149).
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Истцом через интернет –сервис KUPIBILET были приобретены авиабилеты по маршруту Челябинск –Москва (03.07.2018) и Москва-Челябинск (06.08.2018), а также через интернет-сервис «Островок» с перенаправлением были приобретены авиабилеты по маршруту Москва - Болонья Касабланка (03.07.2018) и Касабланка - Рим - Москва (06.08.2018).
Рейс AZ 7167 по маршруту Москва Болонья с датой вылета 03.07.2018 выполнялся авиакомпанией «Аэрофлот» на основании соглашения от 23.01.2009 о код-шеринге (соглашение о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса двумя и более авиакомпаниями, одна из которых является оператором, то есть исполняет полеты по этому рейсу, а остальные - маркетинговыми партнерами, то есть продают билеты на рейс компании-оператора от своего имени).
В соответствии с данным соглашением при выполнении указанного рейса «Аэрофлот» выступал «оперирующим перевозчиком» (фактическим перевозчиком), а Алиталия являлась «маркетинговым партнером» (стороной, имеющей право применять свой код на рейсе партнера-оператора и указывать его в графе «Перевозчию) полетных купонов, авиабилетов, оформленных на код-шеринговый рейс, но не осуществляющей технического, наземного обслуживания и операционного контроля воздушного судна, на котором выполняется код-шеринговый рейс).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела. В маршрутных квитанциях, приложенных к иску, имеется информация о том, что рейс осуществляется авиакомпанией «Аэрофлот» (л.д. 41-45).
Также в материалах дела имеется ответ Росавиации от 24.07.2018 исх. № 4825/О9-0Г о правомерности заключения между авиакомпаниями «Алиталия» и «Аэрофлот» соглашений типа код-шеринг (л.д. 30-31).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
В силу ч. 1 ст. 116 ВК РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации (п. 1 ст. 100 ВК РФ).
Учитывая, что перевозку Ольковой Н.В. и Ольковой Е.С. по маршруту Москва Болонья (03.07.2018) должен был осуществить оперирующий перевозчик - авиакомпания «Аэрофлот» по код-шеринговому соглашению, а Алиталия не являлась эксплуатантом воздушного судна, то она физически не могла провести регистрацию пассажиров на спорный рейс, а, следовательно, не могла отказать в допуске/допустить пассажиров на рейс.
Кроме того, авиакомпания не несет ответственности перед пассажирами за отказ от посадки на борт воздушного судна в случае отсутствия у них необходимых документов. Для нахождения в аэропорту города Болоньи (Италия) необходимо наличие транзитных виз, так как транзитной зоны в данном -аэропорту нет.
В иске не оспаривается, что при исполнении договора воздушной перевозки у пассажиров Ольковой Н.В. и Ольковой Е.с. не были соблюдены требования по предъявлению перевозчику оформленных в установленном порядке выездных, въездных и других документов, требуемых в соответствии с законодательством страны Европейского союза, через территорию которой должна была осуществляться перевозка.
Приобретение билетов истец осуществляла сама посредством интернета, через сайты агентов - «Островок» и OneTwoTrip, ответчики не оказывали услуг по оформлению виз и консультаций.
Вся необходимая информация, касающаяся условий договора перевозки и Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, являющихся неотъемлемой частью договора воздушной перевозки, размещена в открытом доступе на официальном сайте Авиакомпании в сети Интернет: https://www.alitalia.com/ruJu/.ru. с которой каждый пассажир имеет возможность и должен ознакомиться в силу публичного характера заключаемого договора перевозки.
Согласно п. 4.7 «Общих условий перевозки компании Alitalia (пассажиров и багажа) (далее - Условия) чтобы пройти регистрацию и посадку на рейс, пассажир должен иметь все документы для въезда и выезда из страны, необходимые визы, санитарные свидетельства, прививочные сертификаты, а также документы, подтверждающие требования для специальных тарифов в соответствующих случаях. Такие документы должны быть действительны на момент прохождения процедуры и в течение всего перелета. Пассажир также должен соблюдать все правила стран транзита, отправления и прибытия, а также инструкции и нормы компании Alitalia.
Согласно п. 12.2 данных Условий пассажир должен иметь при себе необходимые проездные документы и должен соблюдать законы, нормы, распоряжения, правила и условия, установленные страной отправления, назначения или транзита.
Пассажир соглашается предъявить все документы, необходимые в соответствии с законами, нормами, распоряжениями и правилами страны отправления, транзита и назначения, и должен убедиться, что они соответствуют им. Пассажир, у которого отсутствуют вышеуказанные документы или который предъявляет ненадлежащие документы, утратит свое право на перевозку (п. 12.3 Условий).
Таким образом, при приобретении электронных билетов на сайте Алиталии до покупателей доводится информация об оформлении необходимых документов для осуществления перелета.
При этом никаким нормативным правовым актом не установлена обязанность компании Alitalia уведомлять пассажиров о правилах въезда в ту или иную страну. Следовательно, при неисполнении пассажиром обязанностей по получению необходимых виз компания Alitalia не несет ответственности за вред, причиненный в связи с отсутствием или недостоверностью документов или виз или в связи с нарушением действующих законов, норм, распоряжений, правил и условий (за исключением права, которое компания Alitalia оставляет за собой, на компенсацию стоимости билета, неиспользованного в связи с отказом в визе по причинам, не поддающимся контролю со стороны пассажира, если он сообщил об этом компании Alitalia до отправления).
В соответствии с п. 37 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной пере возки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, нормах провоза ручной клади, включая провоз вещей, указанных в п. 135 настоящих Правил, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, условиях перевозки багажа, условиях перевозки товаров, приобретенных в стерильной зоне аэропорта; об условиях применения тарифа, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна.
В рассматриваемом случае агентами, реализующими билеты, были «Островок» и OneTwoTrip, а перевозчиком - «Аэрофлот». Следовательно, у Алиталии не было обязанности информировать пассажиров об условиях перевозки.
В силу п. 5 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей; грузополучателей» (далее - ФАП) пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.
При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка (п. 83 ФАП).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Кроме того, билеты приобретались через агентов у иностранного юридического лица - Акционерное общество «Алиталия - Сочьета Аэреа Итальяна с.П.А», созданного в соответствии с законодательством Республики Италия.
В соответствии со ст. 1186 ГК право, подлежащее применению к гражданско- правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, ГК РФ, других законов (п. 2 ст. 3 ГК РФ) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
Стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору (п. 1 ст. 1210 ГК РФ).
На основании ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан с правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, правил страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности, перевозчиком - в договоре перевозки (п. 2 ст. 1211 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 1212 ГК РФ выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если контрагент потребителя (профессиональная сторона) осуществляет свою деятельность в стране места жительства потребителя либо любыми способами направляет свою деятельность на территорию этой страны или территории нескольких стран, включая территорию страны места жительства потребителя, при условии, что договор связан с такой деятельностью профессиональной стороны.
По общему правилу при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве и при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 ст. 1212 ГК РФ, к договору с участием потребителя применяется право страны места жительства потребителя (п. 2 ст. 1212 ГК РФ). Однако из указанного правила есть исключение. Так, в силу п. 3 ст. 1212 ГК РФ норма о применении к договору с участием потребителя права страны места жительства потребителя не применяется к договорам перевозки.
Исходя из вышеизложенного, нормы российского законодательства, включая нормы о договоре перевозки ГК РФ, ВК РФ, Закона «О защите прав потребителя», на которые ссылается истец, не могут быть применены -в данной ситуации в силу ст. 1186, 1202, 1211 и 1212 ГК РФ, из которых следует, что к спорному правоотношению применяется право страны перевозчика, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Кроме того, между ООО «Виза менеджмент сервис» и Ольковой Н.В. не был заключен договор об оказании возмездных услуг, в том числе по оформлению виз, что не оспаривалось истцом. Следовательно, нарушения прав истца как потребителя не имеется.
На основании вышеизложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, в том числе и производные о компенсации морального вреда и штрафа.
Руководствуясь ст. 12, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ольковой Натальи Валерьевны, действующей за себя и несовершеннолетнюю дочь Олькову Елизавету Сергеевну к АО «Алиталия –Сочьета Аэреа Итальяна С.П.А.», ООО «Виза менеджмент сервис» о взыскании стоимости билетов в размере 75388,04 руб., процентов 733,74 руб., компенсации морального вреда 100000 руб., штрафа в размере 50% отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Курчатовский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий