ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-482/19 от 26.06.2019 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-482/2019г. <****>

69RS0013-01-2019-000531-20

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 июня 2019 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Куликовой Н.Ю.,

при секретаре Вихревой Н.А.,

с участием представителя истца Камионского ВЛ. – Соколовой (Стрелковой) В.В.

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области – Кособоковой Ж.П., Кучумова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камионского В.Л. к Правительству Тверской области и Министерству сельского хозяйства Тверской области об изменении правового режима земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Камионский В.Л. (далее – истец) обратился в Кимрский городской суд с иском к Правительству Тверской области и Министерству сельского хозяйства Тверской области об изменении правового режима земельного участка. Данные требования мотивировал тем, что им, истцом, был приобретен земельный участок с кадастровым номером №*, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства. Для использования земельного участка в соответствии с категорией земли и видом разрешенного использования он, истец, обратился в ФГБУ ГЦАС «Тверской» для проведения экспертизы о состоянии почвенного плодородия земельного участка с кадастровым номером №*. По результатам агрохимического обследования и визуального осмотра было подготовлено экспертное заключение, согласно которому использование земельного участка с кадастровым номером №* для возделывания сельскохозяйственных культур нецелесообразно. По результатам экспертной оценки он, истец, обратился в орган местного самоуправления для проведения публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №*, что относится к компетенции органа местного самоуправления, согласно уставу Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Постановлением Администрации Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области № 3 от 15 января 2019 года «Об изменении вида разрешенного использования» было дано разрешение по результатам публичных слушаний на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №* с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства». Он, истец, обратился в регистрирующий орган с соответствующим заявлением для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости. Уведомлением от 25 января 2019 года было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №* в связи с тем, что в состав данного земельного участка входят сельскохозяйственные угодья - пастбища. В силу положений Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36). Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс). Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья. Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4). Согласно ст. 13.3 Закона Тверской области от 09 августа 2008 года «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» установлен порядок включения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Согласно положениям постановления Администрации Тверской области от 05 июля 2011 года № 299-па «Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Тверской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается», земельный участок с кадастровым номером №* не входит в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Тверской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается. Определение состава земель сельскохозяйственного назначения колхоза «Пробуждение» проводилось на основании проекта землеустройства (перераспределения земель) колхоза «Пробуждение» Кимрского района Тверской области. Согласно ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Согласно п. 12.1 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, проект территориального землеустройства в виде проекта перераспределения сельскохозяйственных угодий составляется в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей долевой собственности. Однако, согласно положениям ст. 113 Земельного кодекса РСФСР, в редакции, действующей на момент составления проекта землеустройства (перераспределения земель) колхоза «Пробуждение» Кимрского района Тверской области от 1992 года, землеустройство предусматривало разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства; установление на местности границ административно - территориальных образований; составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей; разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель; разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель; обоснование размещения и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами; установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов; проведение топографо - геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ. Следовательно, на момент возникновения спорных правоотношений проектом землеустройства колхоза «Пробуждение» Кимрского района Тверской области от 1992 года не мог быть утвержден состав земель сельскохозяйственных угодий, а определялся в соответствии со ст. 57 Земельного кодекса РСФСР земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства. Статьей 12 ГК РФ установлены способы защиты гражданских прав, одним из которых является прекращение или изменение правоотношения. Исходя из систематического толкования Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также Закона Тверской области «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», органом власти, в компетенцию которого входят вопросы правового режима земель сельскохозяйственного назначения, а также оборота данных земель является Правительство Тверской области. Просит суд изменить правовой режим земельного участка с кадастровым номером №* путем исключения из состава земельного участка №* сельскохозяйственных угодий - пастбища.

В судебное заседание 26 июня 2019 года истец Камионский В.Л. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом. Представил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, с участием его представителя, указав, что поддерживает заявленные требования.

Представитель истца Камионского В.Л. – Соколова (Стрелкова) В.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области – Кособокова Ж.П., Кучумов А.В., полагая заявленные требования необоснованными, просили в их удовлетворении отказать. Показали суду, что в соответствии с п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе, сельскохозяйственные угодья. Согласно пп. 1, 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Частью 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) закреплено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В соответствии с частями 6, 7 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Поскольку действующим законодательством не установлен порядок определения видов разрешённого использования сельскохозяйственных угодий, изменение вида разрешённого использования такого земельного участка возможно только после его перевода из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Частью 2 ст. 3 Закона Тверской области от 09 апреля 2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», пунктом 15 ст. 13 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-30 «О Правительстве Тверской области» закреплено, что отнесение земель или земельных участков к категориям и перевод земель или земельных участков из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных федеральными законами, осуществляет Правительство Тверской области. В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: с консервацией земель; с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; с установлением или изменением черты населенных пунктов; с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется как перечисленными в ней способами, так и иными способами, предусмотренными законом. Конституционным Судом РФ даны разъяснения относительно возможности использования только тех процедур и способов защиты права, которые предусмотрены законом для отдельных категорий дел (определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2000 года № 125-0, от 25 декабря 2008 года № 992-0-0). Действующим законодательством не предусмотрен перевод земель сельскохозяйственных угодий в земли иных категорий по основаниям, указанным в исковом заявлении. Законом также не предусмотрено такого способа защиты права, как исключение из состава земельного участка сельскохозяйственных угодий.

Представители ответчиков – Правительства Тверской области, Министерства сельского хозяйства Тверской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела были извещены судом надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. При этом от представителя Правительства Тверской области в адрес суда представлен отзыв на исковое заявление, в котором зафиксировано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Согласно указанного отзыва Правительство Тверской области возражает в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Подпункт 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Пунктом 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ регламентировано, что перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. В соответствии с п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в частности виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Исходя из положений ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В силу п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101 -ФЗ). В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Специальный правовой режим земель сельскохозяйственного назначения обусловлен необходимостью их целевого использования, что следует из норм п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ). Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1). Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (пункт 2 названной статьи). В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Также в силу ГОСТ 26640-85 «Земли: термины и определения», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 октября 1985 года № 3453 и действующим в настоящее время, сельскохозяйственными угодьями являются земли или земельные участки в составе таких земель, которые систематически используются для целей: пашни (сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетней травы, а также чистые пары), сенокос (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые под сенокошение), пастбища (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса травоядных животных), залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности. Данный вывод соответствует статье 1 Закона № 101-ФЗ регламентирующей принцип целевого использования земельных участков. Как уже отмечалось выше, согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории. Следовательно, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. Кроме того, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 4 данного Закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод. Пунктом 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ определено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме. Такими случаями являются: консервация земель; создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; установление или изменение черты населенных пунктов. При этом указанной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для строительства и эксплуатации здания для сельскохозяйственного назначения. Таким образом, по смыслу приведенных норм изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, является недопустимым, так как противоречит приведенным нормам. При таком положении у Администрации Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области не было предусмотренных законодательством оснований для принятия постановления № 3 «Об изменении вида разрешенного использования» по результатам публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства». Учитывая изложенное, данное постановление Администрации Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области является незаконным и противоречащим действующему законодательству, в связи с чем, не может быть применено при разрешении настоящего спора. Особенности правового регулирования отдельных земельных отношений на территории Тверской области в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством определены законом Тверской области от 09 апреля 2008 года № 49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» (далее - Закон № 49-ЗО). Действительно, спорный земельный участок не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Тверской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, утвержденный постановлением администрации Тверской области от 05 июля 2011 года № 299-па, однако это не отменяет для спорного земельного участка установленный законом приоритет земель сельскохозяйственного назначения, а также возможность их перевода в другую категорию лишь в исключительных случаях и при наличии соответствующего обоснования. В силу п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 49-ЗО Правительство Тверской области осуществляет отнесение земель или земельных участков к категориям и перевод земель или земельных участков из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Как уже отмечалось ранее, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в порядке, установленном Законом № 172-ФЗ. Согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 172-ФЗ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую. Статьей 7 вышеназванного закона предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель, из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, допускается в исключительных случаях. Таким образом, в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, изменение правового режима земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения невозможно без перевода данных земельных участков в другую категорию. Истец не обращался в Правительство Тверской области с ходатайством о переводе спорного земельного участка в иную категорию и соответствующим обоснованием исключительности данного перевода в порядке, предусмотренном Законом № 172-ФЗ. В связи с изложенным, правовые основания для изменения правового режима земельного участка с кадастровым номером №*, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью <****>., расположенного по адресу: <адрес>, путем исключения из его состава сельскохозяйственных угодий - пастбища, без проведения процедур, установленных Законом № 172-ФЗ, отсутствуют. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, против чего не возражали остальные участники процесса.

Суд, заслушав представителей: истца, третьего лица, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

Рассматривая заявленные исковые требования, суд исходит из следующих положений законодательства.

В силу п. 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определённой вещи.

Согласно выписке из ЕГРН от 30 октября 2017 года Камионскому В.Л. с 11 октября 2016 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №*, площадью <****>., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Положениями ст. 77 Земельного кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Камионский В.Л. обратился в ФГБУ ГЦАС «Тверской» для проведения экспертизы о состоянии почвенного плодородия земельного участка с кадастровым номером №*. Согласно экспертного заключения от 27 ноября 2017 года использование земельного участка с кадастровым номером №* для возделывания сельскохозяйственных культур нецелесообразно. По результатам экспертной оценки Камионский В.Л. обратился в Администрацию Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000024:2334. По результатам проведения публичных слушаний, постановлением Администрации Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области № 3 от 15 января 2019 года был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №* с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства». Камионский В.Л. обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости. Уведомлением от 25 января 2019 года Камионский В.Л. был извещен о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №*. Указанное уведомление мотивировано невозможностью изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель, а также тем, что в состав земельного участка с кадастровым номером №* входят сельскохозяйственные угодья - пастбища.

Полагая, что его права нарушены, Камионский В.Л. обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В силу п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

При этом абз. 2 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу ГОСТ 26640-85 «Земли: термины и определения», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 октября 1985 года № 3453 и действующим в настоящее время, сельскохозяйственными угодьями являются земли или земельные участки в составе таких земель, которые систематически используются для целей: пашни (сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетней травы, а также чистые пары), сенокос (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые под сенокошение), пастбища (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса травоядных животных), залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №*, принадлежащего Камионскому В.Л., с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» означает изменение правового режима земельного участка и прекращения распространения на него действия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе в части ограничений, связанных с оборотом и использованием земельного участка. То есть фактически действия Камионского В.Л. были направлены на изменение категории земель, к которым относится спорный земельный участок.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Тверской области от 09 апреля 2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», п. 15 ст. 13 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-30 «О Правительстве Тверской области» отнесение земель или земельных участков к категориям и перевод земель или земельных участков из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных федеральными законами, осуществляет Правительство Тверской области.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: с консервацией земель; с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; с установлением или изменением черты населенных пунктов; с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Камионский В.Л. с заявлением о переводе принадлежащего ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иного назначения не обращался.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется как перечисленными в ней способами, так и иными способами, предусмотренными законом. Право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.

Законом также не предусмотрено такого способа защиты права, как исключение из состава земельного участка сельскохозяйственных угодий.

При этом суд также учитывает, что постановление Администрации Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области № 3 от 15 января 2019 года в настоящее время отменено, что следует из постановления Администрации Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области № 113 от 25 июня 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Камионского В.Л. к Правительству Тверской области и Министерству сельского хозяйства Тверской области об изменении правового режима земельного участка путем исключения из состава земельного участка сельскохозяйственных угодий – пастбища отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Куликова

Решение в окончательной форме принято 28 июня 2019 года.

Судья Н.Ю. Куликова