РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2021 года гор. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Тарасова С.А.,
при секретаре судебного заседания Беляковой Е.А.,
при участии старшего помощника прокурора Лихославльского района Абалихиной А.В.,
ответчика Цветковой Ю.В.,
представителя Администрации Лихославльского района Тверской области, МО городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, МУ Администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области Ткачевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лихославльского района действующего в интересах Муниципального образования городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области в лице Муниципального учреждения администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области к Цветковой Юлии Валерьевне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
В Лихославльский районный суд поступили иск прокурора Лихославльского района Тверской области в интересах Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области (дело № 2-482/2020), а также иск в интересах муниципального образования городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области в лице Муниципального учреждения администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, (дело № 2-587/2020) к Цветковой Юлии Валерьевне о взыскании денежных средств в пользу муниципального образования городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области суммы причиненного ущерба в размере 57558,47 руб.
09 декабря 2020 года гражданские дела по указанным выше искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Лихославльского района проведена проверка соблюдения законности при исполнении муниципальных контрактов Администрацией городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области.
В ходе проверки были выявлены факты неисполнения администрацией городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области своих финансовых обязательств, что повлекло причинение муниципальному образованию ущерба в виде выплаты неустоек (пеней), государственной пошлины.
Судебными решениями Арбитражного суда Тверской области в порядке приказного производства установлены факты неисполнения администрацией городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области своих финансовых обязательств по муниципальным контрактам, что явилось основанием для взыскания с должника неустоек (пеней) и государственной пошлины по заявлением взыскателей – ООО «Калашниковская энергетическая компания» и ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».
В результате выплаты неустоек (пеней, процентов за пользование чужими денежными средствами) и государственной пошлины в связи с просрочкой исполнения обязательств за период с 16.10.2018 по 28.08.2019 бюджету муниципального образования городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области причинен ущерб на общую сумму 57558,47 руб.
Виновное бездействие главы поселения Цветковой Ю.В. подтверждается не только отсутствием соответствующих выплат по исполненным муниципальным контрактам (договорам), но и отсутствием каких-либо мер, направленных на исполнение договорных обязательств, и, как следствие, на предупреждение образования указанных выше неустоек.
Установлено, что главой городского поселения поселок Калашниково Цветковой Ю.В. лишь в 2020 году 04.02.2020, 13.03.2020, 20.03.2020, 01.04.2020 в адрес Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково направлялись обращения с просьбой изыскать из бюджета муниципального образования городского поселения поселок Калашниково бюджетные ассигнования для погашения исполнительных листов, а также погашения просроченной кредиторской задолженности.
Указанные обращения не содержат в тексте ссылок на судебные приказы Арбитражного суда Тверской области (за исключением решений по делам №А66-925/2019 от 24.01.2019, №А66-1148/2019 от 29.01.2019), явившиеся основанием для взыскания неустоек (пеней), государственной пошлины с администрации поселения.
Пени, проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой исполнения обязательств за период с 16.10.2018 по 28.08.2019 образовались в период незаконного бездействия главы поселения Цветковой Ю.В., в обязанности которой входит исполнение обязательств по заключенным Администрацией поселения муниципальным контрактам (договорам).
Следовательно, ущерб (вред), причиненный бюджету муниципального образования городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, в связи с просрочкой исполнения обязательств за период с 16.10.2018 по 28.08.2019 в размере 57558,47 руб. причинен бюджету муниципального образования именно бездействием Цветковой Ю.В., которая исчерпывающих мер по изысканию дополнительных бюджетных ассигнований для погашения исполнительных листов, а также погашения просроченной кредиторской задолженности не принимала, и не принимает до настоящего времени.
На основании изложенного прокурор Лихославльского района действующий в интересах муниципального образования городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области в лице МУ администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, просит суд взыскать с Цветковой Юлии Валерьевны в пользу муниципального образования городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области сумму причиненного ущерба в размере 57 558,47 руб.
19.10.2020 года в ходе судебного заседания к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Лихославльского района Тверской области.
18.12.2020 года в ходе судебного заседания к участию в деле в качестве материального истца привлечено муниципального образование городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области.
29.01.2021 года в ходе судебного заседания к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МУ Финансовый отдел Администрации Лихославльского района Тверской области.
Старший помощник прокурора Лихославльского района Тверской области Абалихина А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Председатель Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской Шалдин О.Д. просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Также им заявлено ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с отказом материального истца от иска, о чем представлено мотивированное ходатайство.
Представитель Муниципального учреждения Администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области а также Муниципального образования городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области Ткачева Е.Е. просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Также ею заявлено письменное ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с отказом материального истца от иска.
В письменных возражениях по делу пояснила, что муниципальные контракты с ООО «КЭК» в 2018 году, в 2019 году администрация городского поселения поселок Калашниково заключила на основании решения о бюджетах поселения на указанные периоды в пределах доведенных лимитов, тем самым приняла бюджетные обязательства, что не оспаривается сторонами. Однако, оплату оказанных услуг администрация поселения произвела с просрочкой, чем по мнению прокурора Лихославльского района глава городского поселения поселок Калашниково Цветкова Ю.В. допустила виновное бездействие. Вместе с тем, в материалы дела не представлены какие-либо относимые и допустимые доказательства вины Цветковой Ю.В. Кроме того, прокурором необоснованно указывается на отсутствие обращения в 2018 году и в 2019 году в Совет депутатов поселения о выделении дополнительных ассигнований, что не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ, и противоречит ст.219 БК РФ, поскольку лимиты уже были выделены на заключение указанных муниципальных контрактов и подлежали исполнению в текущем году при наличии денежного финансирования, т.е. дополнительные бюджетные ассигнования возможны к выделению при отсутствии лимитов в текущем году, например, при оплате просроченной кредиторской задолженности предыдущих периодов.
Денежные средства в счет оплаты услуг по муниципальным контрактам в установленный срок не перечислены не по вине должностного лица - главы городского поселения поселок Калашниково, а по причине отсутствия денежных средств в местном бюджете поселения, наличии кредитов, при этом, отсутствие денежных средств на определенные цели в местном бюджете не может свидетельствовать о неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей должностного лица по оплате обязательств, возникших на основании указанных муниципальных контрактов.
Вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о факте возникновения ущерба и наличии вины в действиях (бездействии) Цветковой Ю.В. при заключении и исполнении указанных муниципальных контрактов. Заявленное прокурором возмещение неустойки по гражданско-правовым обязательствам и судебных расходов (государственной пошлины), не относятся к прямому действительному ущербу, обязанность по возмещению которого может быть возложена на главу городского поселения Цветкову Ю.В.
Ответчик Цветкова Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Представила суду возражения, согласно которым заявленные требования прокурора Лихославльского района не признает. В письменных возражениях указывает, что несвоевременное исполнение МУ Администрация городского поселения поселок Калашниково своих финансовых обязательств по муниципальным контрактам, что явилось основанием для взыскания с должника неустоек (пеней), государственной пошлины, возникло по независящим от МУ Администрация городского поселения-поселок Калашниково и главы городского поселения поселок Калашниково причинам.
Бюджет муниципального образования является сбалансированным, но по причине недофинансирования запланированных расходных обязательств в течение 2017-2019 г. г. образовалась значительная кредиторская задолженность. Недофинансирование местного бюджета является актуальной проблемой муниципального образования, и связано с недополучением ожидаемых налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет. По данной причине большинство социально значимых расходных обязательств осуществляется с привлечением средств регионального и федерального уровня. Текущие обязательства, связанные с исполнением социально значимых задач, таких как выплата заработной платы и налогов, содержание электрических сетей в отсутствие сетевой организации, оплата уличного освещения и содержания дорог, благоустройство и пожарная безопасность, составляют основную долю расходов местного бюджета. Учитывая текущую дефицитность бюджета, наступление негативных последствий для населения муниципального образования в случае неисполнения перед ними текущих социальных расходных обязательств неминуемо. Таким образом, она как глава городского поселения действовала в рамках Устава, выполняла социально-значимые для поселения обязательства, погашала кредиторскую задолженность, возникшую в предыдущие периоды, не допускала нецелевого использования бюджетных средств, в том числе с личной выгодой.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Лихославльского района Тверской области Ткачёва Е.Е. в удовлетворении заявленных требований прокурору Лихославльского района просила отказать в полном объеме, возражения материального истца муниципального образования Городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, а также ранее подданные возражения поддержала в полном объеме. Кроме того, просила суд прекратить производство по делу в связи с отказом материальных истцов от заявленных в их защиту требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ Финансовый отдел администрации Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представил суду возражение на исковое заявление, согласно которому с исковыми требованиями прокурора Лихославльского района не согласны. Возмещение неустойки по гражданско-правовым обязательствам и судебных расходов (государственной пошлины), не относятся к ущербу (вреду), обязанность по возмещению которого может быть возложена на главу городского поселения Цветкову Ю.В. С ходатайством Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково, администрации городского поселения поселок Калашниково об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу согласны.
Прокурор Лихославльского района Тверской области Кузин Е.П. в предыдущем заседании возражал против прекращения производства по делу в связи с отказом материальных истцов от иска, мотивируя свою позицию тем, что его обращение в суд вызвано нарушением интересов муниципального образования городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области.
В результате выплаты неустоек (пеней, процентов за пользование чужими денежными средствами), государственной пошлины, которые произведены администрацией поселения 20.09.2019, 15.11.2019, 10.02.2020, 13.02.2020, 20.02.2020, 26.02.2020 в связи с просрочкой исполнения обязательств, из бюджета муниципального образования городское поселение поселок Калашниково выплачены денежные средства на общую сумму 57 558,47 руб., которые в указанный период не были направлены на оплату имеющейся задолженности перед иными лицами (перед которыми, в том числе в настоящее время она не погашена), так и на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, определенных ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, позиция материального истца - МО городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области в лице МУ администрация городского поселения Калашниково Лихославльского района Тверской области, а также Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области по отказу от иска противоречит ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», целям и задачам деятельности органов местного самоуправления, а также нарушает права и законные интересы других лиц.
Кроме того, Ткачева Е.Е. выступает по доверенности от 09.10.2020 от МУ администрации городского поселения поселок Калашниково в лице Цветковой Ю.В., она связана позицией своего доверителя, являющегося ответчиком в настоящем гражданском деле и возражающей по предъявленным к ней требованиям, тем самым выраженная Ткачевой Е.Е. позиция в отзыве от 18.01.2021 не может расцениваться судом как добровольная, а также как направленная на защиту интересов Муниципального Образования городское поселение поселок Калашниково, поскольку такая позиция ориентирована на защиту интересов лично Цветковой Ю.В. - ответчика по делу, противоречит интересам муниципального образования по решению вопросов местного значения. На основании вышеизложенного полагает, что оснований для принятия отказа от иска у суда не имеется.
Суд, разрешая заявленные ходатайства об отказе материальных истцов от заявленных требований, учитывая позиции сторон, руководствуясь ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, не принимает отказ от иска от представителей материальных истцов, поскольку заявленные прокурором требования с учетом характера спорных правоотношений направлены на защиту в том числе публичных правоотношений, связанных с администрированием местного бюджета, и процессуальный истец от заявленных требований не отказался. В данном случае требования прокурора предъявлены не к органам местного самоуправления, а к должностному лицу, которое полномочно представлять интересы муниципального образования и отказ представителей которого от иска не основан на законе и не является основанием для прекращения производства по делу.
В этой связи суд рассматривает дело по существу.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
На основании статьи 53.1 ГК РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Статьей 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Статьей 72 данного закона предусмотрено, что ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Из положений статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
Поскольку законом о муниципальной службе не предусмотрен порядок возмещения ущерба, причиненного муниципальными служащими, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями.
В силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 Постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 9 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (статья 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность.
В соответствии со статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Из анализа действующего законодательства предполагается, что для возложения ответственности за причинение вреда необходимо установить вину ответчика в причинении вреда, причинно-следственную связь между его виновными действиями и наступившими последствиями, а также наличие прямого действительного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с ч.1, п.п.3,15 ч.6 ст.28 Устава городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области Глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет Администрацию поселения. Глава поселения от имени поселения заключает договоры и соглашения с другими муниципальными образованиями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными, в рамках предоставленных полномочий; подписывает финансовые документы; обеспечивает формирование и исполнение бюджета городского поселения.
Согласно Решению Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района от 25.09.2018 №06 с 25.09.2018 главой администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района является Цветкова Юлия Валерьевна.
Судебными решениями Арбитражного суда Тверской области в порядке приказного производства установлены факты неисполнения МУ Администрацией городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области своих финансовых обязательств по муниципальным контрактам, что явилось основанием для взыскания с нее неустоек (пеней) и государственной пошлины. А именно, с МУ Администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области судебными приказами Арбитражного суда Тверской области:
- №А66-18929/2018 от 21.11.2018 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы пени в размере 172,8 руб. за период с 16.10.2018 по 19.11.2018, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 20.09.2019);
- №А66-18933/2018 от 23.11.2018 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 172,8 руб. за период с 16.10.2018 по 19.11.2018, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 20.09.2019);
- №А66-18934/2018 от 30.11.2018 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 114,61 руб. за период с 16.10.2018 по19.11.2018, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 15.11.2019);
- №А66-925/2019 от 24.01.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 339,25 руб. за период с 18.12.2018 по 23.01.2019, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 15.11.2019);
- №А66-1147/2019 от 29.01.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 713,46 руб. за период с 18.12.2018 по 28.01.2019, государственная пошлина в размере 1 614 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 15.11.2019);
- №А66-1148/2019 от 29.01.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 713,46 руб. за период с 18.12.2018 по 28.01.2019, государственная пошлина в размере 1 614 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 15.11.2019);
- №А66-6973/2019 от 15.05.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы задолженность по оплате оказанных услуг за февраль 2019 года, договорная неустойка в размере 145,93 руб., государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-9704/2019 от 24.06.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы задолженность за май 2019 года по муниципальному контракту №202 от 14.12.2018, договорная неустойка в размере 09,32 руб. за период с 16.06.2019 по 21.06.2019, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-9320/2019 от 25.06.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы задолженность по муниципальному контракту на оказание услуг по транспортировке газа №202 от 14.12.2018, договорная неустойка в размере 38,15 руб. за период с 16.05.2019 по 18.06.2019, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-11884/2019 от 29.07.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы пени в размере 6463,33 руб. за период с 29.01.2019 по 26.07.2019 в рамках муниципального контракта №185/а от 22.02.2018, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-12054/2019 от 31.07.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3059,99 руб. за период с 29.01.2019 по 30.07.2019 за нарушение срока оплаты по муниципальному контракту № 182-ТО от 29.12.2017, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 20.02.2020);
- №А66-12053/2019 от 01.08.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы неустойка в размере 7490,34 руб. за период с 20.11.2018 по 12.07.2019 за просрочку оплаты оказанных услуг по контракту №187-ТО от 12.03.2018, государственная пошлина в размере 1 CC0 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 26.02.2020);
- №А66-11639/2019 от 05.08.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы неустойка в размере 5380,63 руб. за период с 01.12.2018 по 12.07.2019 в связи с просрочкой исполнения обязательств по муниципальному контракту № 188-ТО от 12.03.2018, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-12526/2019 от 08.08.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы неустойка в размере 501,30 руб. за период с 20.11.2018 по 12.07.2019, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-11881/2019 от 12.08.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 550,6 руб. за период с 20.11.2018 по 12.07.2019, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-8260/2019 от 20.08.2019 по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» взысканы неустойка в размере 2291,99 руб. за период с 11.10.2018 по 28.05.2019, государственная пошлина в размере 1 952 руб. (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-13577/2019 от 26.08.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 18,01 руб. за период с 16.08.2019 по 23.08.2019, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-13355/2019 от 27.08.2010 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2702,68 руб. за период с 20.11.2018 по 15.04.2019, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-12936/2019 от 28.08.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1787,36 руб. за период с 24.01.2019 по 13.08.2019, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-13576/2019 от 28.08.2019 по заявлению ООО «Калашниковская энергетическая компания» взысканы неустойка в размере 390,94 руб. за период с 16.08.2019 по 23.08.2019, государственная пошлина в размере 1 000 рублей (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 10.02.2020);
- №А66-14175/2019 от 05.11.2019 по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» взысканы неустойка в размере 420,17 руб. за период с 14.05.2019 по 19.08.2019, государственная пошлина в размере 1 994 руб. (сумма взыскания выплачена Администрацией поселения 13.02.2020).
Действия Цветковой Ю.В. предметом рассмотрения Арбитражного суда Тверской области при вынесении указанных решений не являлись.
Истцом указано, что прокуратурой Лихославльского района проведена проверка соблюдения законности при исполнении муниципальных контрактов Администрацией городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, в ходе которой были выявлены факты неисполнения Администрацией городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области своих финансовых обязательств, что повлекло причинение муниципальному образованию ущерба в виде выплаты неустоек (пеней), государственной пошлины на общую сумму 57558,47 руб.
Однако суд принимает во внимание, что акт указанной проверки прокуратурой суду не представлен и в материалах дела отсутствует, сведений о времени проведения данной проверки, основаниях для её проведения, не указано, также не представлено доказательств невозможности представления таких материалов.
В соответствии с муниципальным соглашением о передаче администрации МО Лихославльский район Тверской области осуществления части полномочий администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района от 29.12.2017 года, предметом настоящего соглашения является передача осуществления части полномочий Поселением Району на 2018 год: составление проекта бюджета, исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением (за исключением контроля, осуществляемого Советом депутатов поселения), составление отчета об исполнении бюджета. Настоящее соглашение вступило в законную силу с момента подписания и действует с 01 января 2018 года до 31 декабря 2018 года.
В соответствии с соглашением о передаче муниципальным образованием городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района осуществления части полномочий муниципальному образованию Лихославльский район от 28.12.2018 года, предметом настоящего соглашения является передача осуществления части полномочий Поселением Району на 2019 год: составление проекта бюджета, исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением (за исключением контроля, осуществляемого Советом депутатов поселения), составление отчета об исполнении бюджета. Настоящее соглашение вступило в законную силу с момента подписания и действует с 01 января 2019 года до 31 декабря 2019 года.
То есть в период с 16.10.2018 года по 28.08.2019 года осуществление указанных полномочий были переданы муниципальному образованию Лихославльский район Тверской области, в связи с чем суд не может согласиться с позицией истца о том, что просрочка исполнения обязательств по муниципальным контрактам образовалась в период незаконного бездействия главы городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области Цветковой Ю.В.
Согласно ответа МУ администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района исх. № 1006 от 23.10.2020 г. по состоянию на 01.01.2018 г. кредиторская задолженность составляла 9318108,23 руб., (из них просроченная 2416714,80 руб.), дебиторская задолженность равна 1410436,44 руб. По состоянию на 01.01.2019 г. кредиторская задолженность составляла 8462626,69 руб., (из них просроченная 2815420,41 руб.), дебиторская задолженность равна 1483103,37 руб. По состоянию на 01.01.2020 г. кредиторская задолженность составляла 8844525,82 руб., (из них просроченная 2689630,83 руб.), дебиторская задолженность равна 8923701,59 руб.
Таким образом, неправомерных действий Цветковой Ю.В. как главы администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, повлекших выплату неустоек (пеней, процентов за пользование чужими денежными средствами) и государственной пошлины в связи с просрочкой исполнения обязательств за период с 16.10.2018 по 28.08.2019 не установлено.
Задолженность по исполнению обязательств образовалась не в результате её виновных действий, а именно в результате дефицита бюджета муниципального образования, что подтверждается представленными письменными доказательствами. Именно в результате отсутствия денежных средств в бюджете городского поселения и невозможности своевременно выполнить обязательства по муниципальным контрактам образовалась задолженность, что повлекло возникновение у муниципального образования обязанности выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства.
Доказательств того, что со стороны Цветковой Ю.В. имело место нецелевое либо неэффективное расходование бюджетных денежных средств за период с 16.10.2018 по 28.08.2019, в том числе повлекшее неисполнение указанных обязательств и, как следствие, вынесение вышеуказанных судебных актов, прокурором не представлено. Также не представлено допустимых доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что взысканные Арбитражным судом Тверской области из бюджета муниципального образования денежные суммы являются именно ущербом применительно к ст. 1081 ГК РФ. Исковые требования в этой части, обоснованные как ущерб, не подлежат взысканию в порядке регресса, так как с учетом их правовой природы они не могут быть признаны убытками по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и действительным прямым ущербом, который заложен в нормах трудового законодательства.
Объективных доказательств, подтверждающих противоправность поведения ответчика, наличие её вины в причинении ущерба, прямой причинно-следственной связи между её поведением и наступившими последствиями в виде выплаты из бюджета городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области неустойки и судебных расходов, прокурором не представлено.
Выплата неустойки сама по себе не может повлечь материальную ответственность работника и являться основанием для взыскания с него денежных средств в порядке регресса, поскольку такая выплата не является прямым возмещением причиненного третьему лицу ущерба.
Сам по себе факт взыскания в пользу заявителя судебным приказом неустойки и судебных расходов не может свидетельствовать о необоснованности действий ответчика при отсутствии доказательств противоправного поведения работника, его вины в причинении ущерба, причинной связи между его противоправным поведением и наступившим ущербом, и не является достаточным основанием для возложения на Цветкову Ю.В. материальной ответственности в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства.
Вынесение Арбитражным судом Тверской области решений о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины не свидетельствует о причинении должностным лицом Цветковой Ю.В. прямого действительного ущерба, возникшего вследствие ее виновного противоправного поведения.
Выплата пени и судебных расходов третьим лицам является мерой гражданско-правовой ответственности, примененной арбитражным судом в рамках действующего законодательства к администрации городского поселения, что не свидетельствует о наличии вины руководителя администрации в причинении ущерба и не является достаточным основанием для взыскания с Цветковой Ю.В. понесенных муниципальной казной убытков.
Безусловное взыскание убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальному контракту, с руководителей органов местного самоуправления законодательством не предусмотрено.
Фактов причинения реального ущерба в виде нецелевого использования бюджетных средств муниципального образования либо превышения лимитов их использования по соответствующим статьям расходов в связи с выплатой администрацией городского поселения присужденных арбитражным судом денежных сумм не установлено.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства.
Однако стороной истца суду не представлены доказательства совокупности условий, необходимых для привлечения Цветковой Ю.В. к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Доказательств нарушения прав и законных интересов Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района действиями ответчика также не представлено.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Лихославльского района действующего в интересах Муниципального образования городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области в лице Муниципального учреждения администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, Совета депутатов городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области к Цветковой Юлии Валерьевне о взыскании в пользу муниципального образования городское поселение поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области суммы причиненного ущерба в размере 57558,47 руб., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19.03.2021 г.
Председательствующий С.А. Тарасов
1версия для печатиДело № 2-7/2021 (2-482/2020;) ~ М-354/2020 (Решение)