ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-482/2017 от 10.10.2017 Кунашакского районного суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2017 года с. Кунашак

Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Кариповой Ю.Ш.

при секретаре Цыплаковой С.Р.

с участием прокурора Кунашакского района Киртьянова П.Е.

представителей ответчика – администрации МО «Кунашакский муниципальный район» - Шакировой Р.Р. и Мухарамова Р.Я.

представителя 3-го лица – ООО Управляющей компании «Кунашак Жилкомсервис» Абдрахманова Э.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кунашакского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кунашакский муниципальный район» об организации сбора, вывоза, утилизации жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями законодательства, о возложении обязанности построить очистные сооружения для нужд населенного пункта с. Кунашак

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кунашакского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кунашакский муниципальный район» о возложении обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз жидких бытовых отходов с. Кунашак Кунашакского района на сливные станции или поля ассенизации в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу и обязать построить очистные сооружения для нужд населенного пункта с. Кунашак Кунашакского района в течение 2 лет с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства. Установлено, что в с. Кунашак функционирует централизованная система водоотведения. Предприятием, осуществляющим эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры является ООО УК «Кунашак Жилкомсервис», при том, что сеть водоотведения в с. Кунашак на обслуживание и содержание ни кому не передана. Сооружений обеспечивающих очистку сточных вод и их обеззараживание отсутствует. Слив сточных вод производится на естественный рельеф. Вблизи производимого выброса сточных вод, расположено действующее кладбище с. Кунашак, что приводит к образованию в санитарной зоне указанного объекта мелких водоемов (прудов накопителей), угрожающих подтоплению части территории кладбища. Прокуратурой Кунашакского района в 2015 и 2016 годах вносились представления Главе района с требованием разработать проектно-сметную документацию для строительства очистных сооружений и инженерной инфраструктуры на территории села Кунашак. Решением председателя райисполкома № 153 от 23.07.1990 года был утвержден акт комиссии по выбору земельного участка под строительство станции биологической очистки канализационных отходов на землях Кунашакского мехлесхоза в квартале № 42. В связи с отсутствием средств, письмом № 937 Челябинского областного комитета по охране природы в 1990 году временно было разрешено направление стоков в болото. В 2001 году было издано постановление Главы района о разрешении проектирования и строительства очистных сооружений канализации с. Кунашак, а также продлен срок действия решения райисполкома № 153 от 23.07.1990 г. Было разработано архитектурно-планировочное задание, но в связи с отсутствием финансирования работы не были завершены. В 2015 году МО «Кунашакское сельское поселение» за счет выделенных денежных средств в размере 170 000 рублей провела работы по восстановлению канализационного коллектора от недостроенных очистных сооружений до болота на сумму 71 325 рублей, ремонт магистрального канализационного коллектора с. Кунашак на сумму 82 463 рубля, изготовление и установка лотка под слив канализационной воды на очистных сооружениях на сумму 16 211 рублей.

В нарушение законодательных норм водоотведение в границах населенного пункта Кунашак администрацией района должным образом не организовано, обеззараживание сточных вод не производится в виду отсутствия очистных сооружений и инженерных коммуникаций. Принимаемых ответчиком мер недостаточно, угроза возникновения вспышек инфекционных заболеваний на территории остается крайне высокой. Не обеспечение безопасного водоотведения и отсутствие очистных сооружений на территории с. Кунашак создает угрозу жизни, здоровью и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, уточнив требования в части возложения обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз жидких бытовых отходов, оставив за ответчиком самостоятельный выбор организации данной деятельности в соответствии с требованиями закона, а также возложении обязанности построить очистные сооружения для нужд населенного пункта с. Кунашак в течение 3-х лет с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика – администрации Кунашакского муниципального района Мухаррамов Р.Я. иск не признал. Не оспаривая факта отсутствия очистных сооружений в селе Кунашак, указал, что надлежащим образом организован сбор и транспортировка сточных вод населенного пункта через внутрипоселковую систему водоотведения и канализационный коллектор, сброс указанных вод производится на рельеф, точнее болото, расположенное на достаточном расстоянии от жилого сектора села Кунашак. Прекращение сброса сточных вод не возможно, поскольку может повлечь угрозу экологического загрязнения и ухудшение санитарно-эпидимиологической обстановки в населенном пункте, т.е. причиняемый вред является менее значительным, что вред предотвращенный. Предложенный в иске прокурором вариант вывоза жидких бытовых отходов на сливные станции или поля ассенизации не возможно учитывая, что в районе отсутствуют специальные поля ассенизации, а сливную станцию, как вид очистного сооружения, также необходимо строить с соблюдением всех норм, а о строительстве очистного сооружения указано в п.2 исковых требований прокурора. Имеющиеся в районе очистные сооружения в пос. Лесной и ст. Муслюмово, имеют небольшую производительность и не способны принять объем сточных вод населенного пункта Кунашак, имеющий выработку в 700 куб.м/сутки. Таким образом, требования прокурора содержащиеся в п.1 иска не возможно выполнить. В части строительства очистных сооружений для населенного пункта Кунашак возражений не имеется, поскольку понимают необходимость строительства данного объекта и администрацией района проводится работа в этом направлении. Так в настоящее время заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово», срок выполнения контракта – 20.04.2018 года. Они не согласны лишь со сроком строительства очистных сооружений указанных прокурором в 2 года. Поскольку после разработки проектно-сметной документации необходимо получение положительного заключения государственной экспертизы и экологической экспертизы. На проведение экологической экспертизы необходимо 3 месяца, для государственной экспертизы – 60 дней. Предположительный срок получения данных экспертиз в декабре 2018 года. В 2019 году для получения финансирования из областного бюджета необходимо получение заключения Межведомственной комиссии, после чего район может подать заявку в область на финансирование строительства очистных сооружений на следующий финансовый год. Примерный срок строительства аналогичных очистных сооружений – 2 года. Таким образом, реальный срок строительства очистных сооружений составит 3 года с момента получения положительного заключения государственной экспертизы.

Представитель ООО Управляющая компания «Кунашак Жилкомсервис» Абдрахманов Э.Ю. согласился с доводами представителя ответчика. Указал, что в настоящее время Управляющая компания производит обеззараживание сточных вод с помощью хлора на коллекторских станциях и вывозимых ассенизаторскими машинами. Однако помимо его организации, сточные воды населения вывозятся также и частными машинами, которые никак не контролируются, они также производят сброс сточных вод в место сброса, ведущего в болото.

Представитель 3-го лица – Министерства экологии Челябинской области в суд не явился, был извещен надлежаще.

Выслушав пояснения сторон, пояснения специалистов, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными.

В судебном заседании установлено, что имеющая система водоотведения с. Кунашак с напорными коллекторами (нежилые помещения канализационных станций) 1 и 2 микрорайона находится в эксплуатации на праве аренды ООО Управляющей компании «Кунашак Жилкомсервис» по договору аренды от 1 января 2012 года, с пролонгацией срока договора аренды.

Согласно письма администрации Кунашакского района (л.д.164) канализационные сети состоят в реестре муниципальной собственности МО «Кунашакский муниципальный район».

ООО УК «Кунашак Жилкомсервис» в соответствии со своей уставной деятельностью осуществляет сбор и транспортировку сточных вод с канализационной сети населенного пункта Кунашак. Сброс сточных вод осуществляет за пределами населенного пункта на рельеф местности – в болото, без надлежащей очистки и обеззараживания вод. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком и 3-им лицом.

Кроме этого, с частных выгребных ям осуществляется сбор и вывоз сточных вод населения села Кунашак частными машинами, деятельность которых не контролируется.

Очистные сооружения в с. Кунашак отсутствуют.

Администрацией Кунашакского района ранее предпринимались меры по строительству очистных сооружений для села, в частности, решением Кунашакского райисполкома № 153 от 23 июля 1990 года был утвержден акт комиссии от 16 июля 1990 года о выборе земельного участка под строительство станции биологической очистки канализационных отходов и дороги на землях Кунашакского межлесхоза в 42 квартале Кунашакского лесничества. Из письма Челябинского зонального комитета по охране природы № 937 от 2.06.1990 года – при рассмотрении материалов по согласованию условий сброса очищенных сточных вод после проектируемых очистных сооружений канализации с. Кунашак, зональный комитет по охране природы согласовал сброс очищенных сточных вод от села в реку Теча с определенными показателями. Поскольку строительство канализационного коллектора протяженностью 14 км предусматривается во 2 очереди, очищенные стоки с вышеупомянутой концентрацией временно разрешается направлять в болото. В целях исключения подтопления прибрежной полосы болота и переполнения сточными водами необходимо с институтом «Гидроводхоз» провести гидрогеологических исследования по определению объема возможного заполнения болота сточными водами. Также было разработано архитектурно-плинировочное задание № 15 от 5 июля 2001 года на объект – очистные сооружения канализации в с. Кунашак, где заказчиком являлся Облводоканал г. Челябинска. Постановлением Главы Кунашакского района № 554 от 27.09.2006 г. продлен срок действия постановления Главы района о разрешении проектирования и строительства очистных сооружений на 2 года. Письмом № 1564 от 20.09.2016 года Глава района обращался к Начальнику Главного управления лесами Челябинской области о даче разрешений на предоставление земельного участка, расположенного в юго-западной окраине населенного пункта Кунашак, отнесенный к землям Гослесфонда для размещения очистных сооружений, на что было получено 21 октября 2016 г. письмо, где Главное управление лесами предлагало рассмотреть возможность размещения очистных сооружений без занятия земель лесного фонда. В 2016 года Администрацией Кунашакского сельского поселения было получено от ООО «Теплоэнергоснаб» техническое заключение технико-экономических вариантов проектируемых очистных сооружений хозяйственной-бытовой канализации с. Кунашак. Письмом от 29 августа 2016 года Глава района обращался к Министру строительства и инфраструктуры Челябинской области о выделении финансовых средств на изготовление проектно-изыскательских работ и на выполнение строительно-монтажных работ. 28 августа 2017 года между Управлением по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского района и ООО «ПКФ Водоканалпроект» заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово» (с ценой контракта 2 882 500 рублей), окончание выполнение всех работ по контракту – 20.04.2018 г.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30.07.2004 N 400, указанный орган осуществляет полномочия по выдаче решений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 5 Водного Кодекса РФ болота относятся к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Исходя из ч. 1 ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований названного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации закреплен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект, запрещается.

Согласно акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требования от 31 мая 2017 года, проведенного государственным инспектором Министерства экологии – в результате рейдового осмотра территории Кунашакского сельского поселения подтвержден факт сброса канализационных стоков на рельеф вблизи поселка Кунашак в районе неработающих очистных сооружений. Через канализационные стоки сточные воды проходят в приемную трубу, затем проходят под землей и попадают на рельеф (болото).

Из протокола лабораторных исследований от 17 июля 2017 года, проведенного территориальным отделом Управлений Роспотребнадзора по Челябинской области в Сосновском, Аргаяшском, Кунашакском районах при отборе проб воды с водоема по месту сброса сточных вод установлен количественный химический анализ: БПК (биохимическое потребление кислорода) – 6,8 +0,9 мг02/ куб.дм при допустимом уровне не более 4; водородный показатель 9,65 + 0,19 рН, при допустимом уровне 6,5-8,5; аммиак и аммоний-ион (по азоту) – более 4 мг/куб.дм при допустимом уровне не более 1,5; нитраты 50,0 +6,0 мг/куб.дм при допустимом уровне не более 45; химическое потребление кислорода (ХПК) – 65 +15 мг 02/куб.дм, при допустимом уровне не более 30.

Согласно соглашения о делегировании муниципальным образованием «Кунашакское сельское поселение» своих полномочий в организации системы жизнеобеспечения населения и приеме их муниципальных образованием «Кунашакский муниципальный район» - поселение делегирует району свои полномочия по организации в границах сельского поселения электро-, тепло-, газоснабжение, водоотведения, снабжения населения топливом, а район их принимает.

В суде установлено, что в нарушение ст.60 Водного кодекса РФ в с. Кунашак производится сброс сточных вод без санитарной очистки и обезвреживания, а ответчиком не приняты надлежащие меры по организации очистки сточных вод как в деятельности ООО УК «КунашакЖилкомсервис», так и в частной деятельности населения, самостоятельно утилизирующих жидкие бытовые отходы.

Поскольку в суде установлено бездействие администрации Кунашакского района, выразившееся в том, что являясь собственником системы водоотведения села Кунашак, не принимает меры по обеспечению безопасности системы водоотведения и их отдельных объектов, направленные на защиту от угроз техногенного, природного характера, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, то требования прокурора о возложении обязанности по надлежащей утилизации жидких бытовых отходов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Способы утилизации сточных вод должны определяться ответчиком самостоятельно.

В части требований прокурора о возложении обязанности на ответчика построить очистные сооружения, Администрация Кунашакского района не возражает, но ходатайствует об увеличении сроков строительства.

С учетом принципов исполнимости решения, суд приходит к выводу о достаточности 3-х годичного срока для строительства очистных сооружений. В частности, согласно условий муниципального контракта от 28 августа 2017 года, исполнителем ООО ПКФ «Водоканалпроект» проектно-изыскательские работы должны быть окончены и сданы в срок – 20.04.2018 г., после чего у муниципального образования будет право участия в государственной программе Челябинской области «Чистая вода» на 2014-2020 годы для финансирования строительства очистных сооружений. Указанные ответчиком о необходимости получения положительного заключения государственной экспертизы и экологической экспертизы, срок проведения которых согласно Административных регламентов составляет 60 дней и 184 дня соответственно, не могут указывать на длительное увеличение сроков, поскольку проведение данных экспертиз может осуществляться параллельно после 20 апреля 2018 года. Кроме этого, в случае наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, ответчик – должник вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке, изменении способа и порядка исполнения решения суда в порядке, определенном ст.434 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Кунашакского района удовлетворить частично:

Обязать Администрацию МО «Кунашакский муниципальный район» организовать утилизацию жидких бытовых отходов в соответствии в требованиями законодательства в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию МО «Кунашакский муниципальный район» построить очистные сооружения для нужд населенного пункта с. Кунашак Кунашакского района Челябинской области в течение 3-х лет с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 30 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кунашакский районный суд.

Председательствующий судья: Ю.Ш. Карипова