Дело № 2-482/2021
55RS034-01-2021-000657-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 25 мая 2021 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием представителя истца помощника Тарского межрайонного прокурора Веревкина И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тара 25 мая 2021 года дело по иску
Тарского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пологрудовского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности установить при входе в здание дома культуры информационную тактильную табличку для людей с нарушениями зрения, отображающую информацию о помещениях в здании, о наименовании учреждения, времени оказания услуг,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в Тарский городской суд с названным исковым заявлением, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что при входе в здание Пологрудовского дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>, информационные тактильные таблички для людей с нарушением зрения, выполненные с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, которые должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) не размещены. Невыполнение администрацией Пологрудовского сельского поселения требований законодательства о защите прав инвалидов нарушает права неопределенного круга лиц на достойную жизнь и свободное развитие. В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление. Вместе с тем, мероприятия по обеспечению доступности в здание для инвалидов администрацией Пологрудовского сельского поселения в полной мере не проведены. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Пологрудовского сельского поселения Тарского муниципального района, выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о защите прав инвалидов, возложить на администрацию Пологрудовского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области обязанность установить при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, информационную тактильную табличку для людей с нарушением зрения, выполненную с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании, о наименовании учреждения, времени оказания услуг, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Веревкин И.Е. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Пологрудовского сельского поселения просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против требований (л.д. 42).
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса России, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также, предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно положениям ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст. 30 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденного Верховным РФ 09.10.1992 N 3612-1 установлено, что государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны обеспечивать условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг; доброжелательность, вежливость работников организаций культуры; удовлетворенность условиями оказания услуг, а также доступность услуг для инвалидов. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры, осуществляющими создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений литературы и искусства, предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры, а также доступность услуг для инвалидов (абз 2 ст. 36.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).
На основании ч. 1 с. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Пунктом 8.6.1. СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр предусмотрено, что для инвалидов следует делать доступными помещения зрительского комплекса: вестибюль, кассовый вестибюль, гардероб, санузлы, фойе, буфеты, коридоры и кулуары перед зрительным залом. В соответствии с заданием на проектирование для инвалидов должны быть доступны следующие помещения исполнительского комплекса: эстрада, сцена, артистические уборные, вестибюль, буфет, санузлы, кулуары и коридоры.
Из п. 6.5.9 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" следует, что информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);
Как установлено в судебном заседании, при входе в здание Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> отсутствует информационная тактильная табличка, отображающая информацию наименование учреждения, времени оказания услуг (приемных часов), выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 16) подтверждено, что здание Дома культуры, площадь. 667,00 кв.м., расположенное по <адрес> в <адрес>, принадлежит Пологрудовскому сельскому поселению.
С учетом исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что администрация Пологрудовского сельского поселения несет обязанность по обеспечению безопасных условий содержанию здания Дома культуры.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса России при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению с предоставлением срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд полагает, что три месяца достаточно для заключения договора на проведение работ по установке тактильной таблички при входе в здание Дома культуры и выполнении самих работ по установке. Суд считает его разумным и достаточным сроком для выполнения работ.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Тарского межрайонного прокурора к администрации Пологрудовского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пологрудовского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о социальной защите прав инвалидов.
Обязать администрацию Пологрудовского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, информационную тактильную табличку для людей с нарушением зрения, выполненную с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов).
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 25 мая 2021 года.
Согласовано