Дело (УИД) 58RS0012-01-2022-001220-75
Производство № 2-482/2022
Решение
Именем Российской Федерации
07 октября 2022 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.А.,
при секретаре Макеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о возложении обязанности привести в соответствии с нормами помещение ЗС ГО № П46-58,
установил:
Каменский межрайонный прокурор Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о возложении обязанности привести в соответствии с нормами помещение ЗС ГО № П46-58. В обоснование заявленного требования указывает, что в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о гражданской обороне проведена проверка, по результатам которой установлено, что по адресу: ..., располагается объект гражданской обороны- защитное сооружение № П46-58. Указанный объект гражданской обороны находится в собственности администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, утверждены Правила эксплуатации ЗС ГО. (далее Правила)
Вместе с тем, администрация города защитное сооружение № п46-58 содержит с нарушением требований действующего законодательства, а именно:
Ответственными лицами не разработана необходимая проектно-сметная документация и не организовано выполнение спланированных работ (п.1.3 Правил)
Не обеспеченны защитные свойства как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизация и гидроизоляция всего сооружения; инженерно- технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.( п.3.2.1 Правил)
Входы и аварийные выходы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод (п.3.2.6)
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п.3.2.11Правил)
В ЗС ГО отсутствуют напорные емкости аварийного запаса питьевой воды с обеспечением протока воды с полным обменом её в течение 2 суток (п.3.2.20 Правил)
В ЗС ГО отсутствуют санузлы (п.3.2.24 Правил)
Не осуществляется текущий и капитальный ремонт строительных конструкций и защитных устройств ЗС ГО. (п.5.2.1 и 5.2.2 Правил)
Окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО не производится (п.5.2.3 Правил)
Мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения не проводятся (п.5.2.4 Правил)
Комплекс работ, необходимых с целью поддержания средств связи и оповещения в исправном или работоспособном состоянии, подготовке к эксплуатации и использованию по назначению, не проводится (фактически средства связи отсутствуют) (п.5.3,1 Правил).
Проведенная проверка в указанном защитном сооружении показала, что оно не готово к приему граждан, поскольку не отвечает требованиям действующего законодательства. В связи с чем Каменский межрайонный прокурор Пензенской области просит суд возложить на администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области в отношении ЗС ГО № П46-58, расположенного по адресу: ...... обязанность, а именно:
-в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда проверить состояние ЗС ГО, по итогам которого составить соответствующий акт осмотра (проверки), разработать проектно-сметную документацию на ремонт сооружения;
-в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда привести в соответствие с Правилами эксплуатации ЗС ГО, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, техническое состояние объекта гражданской обороны.
В судебном заседании от 14 июля 2022 года представитель истца пом. Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Ламзин М.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании от 31 августа и 9 сентября 2022 г. представитель истца и.о. Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Карташов А.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель истца пом. Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Садырова М.В. поддержала заявленное требование по доводу изложенным в иске. Просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации города Каменки Каменского района Пензенской области ФИО1, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, по доводам, указанным в возражениях на исковое заявление. Просит суд отказать в удовлетворении иска.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора- МКУ «Управление по обеспечению безопасности и жизнедеятельности населения города Каменки» ФИО2, действующий на основании доверенности, считает исковые требования не законными и необоснованным, поскольку данное защитное сооружение переведено в укрытие, о чем имеется отметка в паспорте ЗС ГО П46-58, в Перечне защитных сооружений гражданской обороны, согласованных Комиссией МЧС России для перевода убежищ и противорадиационных укрытий, находящихся на территории Пензенской области, на эксплуатацию в качестве укрытий, а также в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Пензенской области спорный объект указан как укрытие. При этом к таким укрытиям установлены требования к оценке содержания и эксплуатации, содержащиеся в п. 3 и п. 4 Методических рекомендаций, утвержденных МЧС России 20.10.2016 № 2-471-56-11, которые разработаны в целях снижения избыточных требований к содержанию организациями защитных сооружений при отсутствии потребности в них. При проверке документы на объект гражданской обороны не запрашивались. В акте имеются сведения не соответствующие действительности. Кроме этого, в настоящее время идет процесс снятия с учета указанного укрытия. Считает требования не подлежат удовлетворению.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Каменского, Пачелмского и Белинского районов Управление надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Пензенской области ( ОНД и ПР Каменского, Пачелмского и Белинского районов УНД и ПР МЧС России по Пензенской области) ФИО3, действующий на основании доверенности исковые требования считает законными и обоснованными в суде пояснил, что считает исковые требования законными обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Каменского, Пачелмского и Белинского районов Управление надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Пензенской области ( ОНД и ПР Каменского, Пачелмского и Белинского районов УНД и ПР МЧС России по Пензенской области) ФИО4 начальник, считает исковые требования законными и обоснованными в суде пояснил что администрация подавала заявки о переводе ПРУ в укрытие, поскольку возникла такая необходимость.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Главное управление МЧС России по Пензенской области ФИО5, действующий на основании доверенности в суде пояснил, что Собственником противорадиационного укрытия является муниципальное образование города Каменка Каменского района Пензенской области. В соответствии п. 2.15 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗСГО» организации, эксплуатирующие убежища или ПРУ при отсутствии потребности в укрытии населения, для которого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» создаются ПРУ или укрытия, осуществляют по согласованию с МЧС России эксплуатацию данных убежищ в качестве ПРУ или укрытий, либо ПРУ в качестве укрытий. Так с 21.02.2019 г. по согласованию с МЧС России разрешена эксплуатация ПРУ в качестве укрытия. Во втором абзаце п. 2.15 Приказа 583 указано, что к ПРУ, эксплуатируемым в качестве укрытий, предъявляются требования, установленные, настоящими Правилами для укрытий. Однако в иных нормативных документах, содержащих требования предъявляемые к эксплуатации ЗС ГО не имеется ссылок на предъявление более низких требований, указанных в приказе 583. Соответственно требования нормативных документов (кроме 583), предъявляемые к ЗС ГО применяются в соответствии с типом ЗС ГО указанном в паспорте (в конкретном случае это ПРУ). Защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ) с учёта не снято, такого статуса не утратило, тем самым не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу его в установленные сроки на режим ЗСГО (т. е. ПРУ) и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия. Республике Марий ЭЛ, Чувашской Республике и Пензенской области. - в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, на законность предъявленного иска.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска ООО УК «Жилсервис+» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии со ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон № 28-ФЗ), гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В силу статьи 7 Закона № 28-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее - Порядок № 1309), к объектам гражданской обороны относятся: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Согласно п. 14 Порядка № 1309 создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда - защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных (далее - Правила № 583).
В п. 1.2, 2.1 и 2.2 Правил № 583 установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Пунктом 1.2 Правил № 583 установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил № 583 обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Согласно пункту 3.1.1 Правил № 583 при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление ВС РФ № 3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра Недвижимости (абзац третий пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Судом установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области с участием старшего инспектора ОНД и ПР Каменского, Пачелмского и Белинского районов УНД и ПР МЧС России по Пензенской области ФИО3 в присутствии директора МКУ «Управление по обеспечению безопасности и жизнедеятельности населения г. Каменки» ФИО6 22 апреля 2022 г проведена проверка соблюдения законодательства в области содержания ЗС ГО и мобилизации.
Проверкой установлено, что защитное сооружение Укрытие ( так указано в акте) инвентарный номер П46-58 гражданской обороны, расположенное по адресу: ... не соответствует требованиям Правил по содержанию и эксплуатации защитного сооружения, тем самым не выполняются требования приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г № 583 « Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» для укрытия рабочих и служащих». Приказа МЧС РФ от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» а именно:
Ответственными лицами не разработана необходимая проектно-сметная документация и не организовано выполнение спланированных работ (п.1.3 Правил)
Не обеспеченны защитные свойства как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизация и гидроизоляция всего сооружения; инженерно- технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.( п.3.2.1 Правил)
Входы и аварийные выходы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод (п.3.2.6)
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п.3.2.11Правил)
В ЗС ГО отсутствуют напорные емкости аварийного запаса питьевой воды с обеспечением протока воды с полным обменом её в течение 2 суток (п.3.2.20 Правил)
В ЗС ГО отсутствуют санузлы (п.3.2.24 Правил)
Не осуществляется текущий и капитальный ремонт строительных конструкций и защитных устройств ЗС ГО. (п.5.2.1 и 5.2.2 Правил)
Окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО не производится (п.5.2.3 Правил)
Мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения не проводятся (п.5.2.4 Правил)
Комплекс работ, необходимых с целью поддержания средств связи и оповещения в исправном или работоспособном состоянии, подготовке к эксплуатации и использованию по назначению, не проводится (фактически средства связи отсутствуют) (п.5.3,1 Правил). (л.д. 9-10)
Указанное послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании установлено и следует из материала дела, что в техническом паспорте на нежилое помещение, составленным ... спорный объект гражданской обороны указан как ПРУ, объект расположен в подвальном помещении МКД № 29 по ул. Чернышевского в городе Каменке, дата регистрации 14.05.2007 полное наименование собственника ЖКХ, регистрационное удостоверение 12.11.1987. (л.д.31-47)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права ... общей площадью 250,8 кв. м по адресу: ..., принадлежит на праве собственности муниципальному образованию города Каменки Каменского района Пензенской области на основании реестра муниципального имущества города Каменки Каменского района Пензенской области от 21.07.2008 № 19, о чем имеется отметка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.09.2008 года (л.д. 23).
Согласно п. 21, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно п.9 Порядка № 1309, «Методическим рекомендациям по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (утвержденных МЧС России) «методическим рекомендациям о организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальным образованиям» (утв. МЧС России 13.12.2012 № 2-4-87-30-14) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях самостоятельно определяют общую потребность в объектах гражданской обороны».
В соответствии с п.1.5. приказа МЧС России № 583 организации, эксплуатирующие убежища (ПРУ), при отсутствии потребности в укрытии населения, для которого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1309 создаются ПРУ или укрытия, осуществляют по согласованию с МЧС России эксплуатацию данных убежищ (ПРУ) в качестве ПРУ или укрытий.
В связи с этим, в целях снижения избыточных требований к содержанию убежищ и ПРУ, в которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами отсутствует потребность, осуществляется перевод убежищ на эксплуатацию в качестве ПРУ или укрытия, а ПРУ в качестве укрытия, при этом к данным объектам предъявляются минимальные требования в сравнении с теми, которые предъявляются соответственно к ПРУ или укрытиям. Инженерное оборудование, относящееся к специфике функционирования более высокого класса ЗС ГО, подлежит консервации в том состоянии, в котором находится на момент перевода ЗС ГО на эксплуатацию в качестве ПРУ (укрытия), а в журнале учета ЗС ГО в примечании делается запись об эксплуатации убежища в качестве ПРУ или укрытия, либо ПРУ в качестве укрытия, заверенная подписью (с расшифровкой) и печатью организации (при наличии), эксплуатирующей ЗС ГО, и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России).
В судебном заседании установлено, что ГУ МЧС России по Пензенской области письмом от 15.01.2019 № 136-3-3-2 направленным в адрес Глав администраций городских округов и муниципальных районов Пензенской области на основании решения протокола селекторного совещания МЧС России от 11.12.2018 № 177-ПБ предложено организовать работу по переводу убежищ и ПРУ указанных в перечне, куда вошел спорный объект на эксплуатацию в качестве укрытий, в соответствии с пунктом 2.15 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а также с требованиями пункта 2.2-2.6 «Методических рекомендаций МЧС России по организации перевода убежищ (ПРУ) на эксплуатацию в качестве ПРУ или укрытий с учетом оптимизации норм инженерно- технических мероприятий» от 30.11.2016 № 2-4-71-69-11. Мероприятия по внесению изменений в паспорта соответствующих ЗС ГО и журнал ЗС ГО, необходимо провести не позднее 01.03.2019. в Перечень к указанному письмо включено ПРУ по ..., предложено эксплуатировать как укрытие. (л.д. 62-67). Обращено внимание, что эксплуатация защитного сооружения гражданской обороны в качестве укрытия считается только при наличии в журнале учета ЗС ГО подписи должностного лица и печати территориального органа МЧС России. (л.д. 62-63).
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2 Правил № 583).
В паспорте ЗС ГО П46-58 представленным в материалы дела указано, что объект гражданской обороны эксплуатируется в качестве укрытия. В паспорте указаны его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения, имеется приложения к паспорту ЗС ГО указанием поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации. (л.д. 58-61).
Как следует из журнала учета защитных сооружений гражданской ГУ МЧС России по Пензенской области по состоянию на 12.01.2022 защитное сооружение принадлежит администрации города Каменки и эксплуатируется в качестве укрытия с 21.02.2019. (л.д. 24-38) в журнале учета ЗС ГО подписи должностного лица и печати территориального органа МЧС России. (л.д. 73)
Постановлением администрации города Каменки Каменского района Пензенской области № 210 от 13.05.2021 «О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны и назначении инвентаризационной комиссии». Постановлено провести в период с 01.06.2021 по 25.07.2021 инвентаризацию защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Каменки Каменского района Пензенской области. (л.д. 82-83).
Согласно Акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО ПРУ инв. № П46-58 от 23.07.2018 планируется использовать для частичного укрытия населения. (л.д. 85-86) в акте от 03.06.2021 г комиссия сделал вывод о том, что ПРУ не соответствует требованиям приказа МЧС России от 15.12.2002 № 586, СП 165.1325800.2014 и СП 88.13320.2014 ПРУ поставлено на учет не обоснованно. Ходатайствовать о снятии с учета в установленном порядке. (л.д.87-88).
30.05.2022 письмом № 1473 администрация города просила Начальника ГУ МЧС России по Пензенской области согласовать снятие с учета спорное защитное сооружение. (л.д.95)
По плану гражданской обороны города Каменки Каменского района Пензенской области, согласованному с МЧС России по Пензенской области, по состоянию на ноябрь 2020 года защитное сооружение ПРУ инвентарный номер П46-58 расположенное по адресу: г. ... не подлежит развертыванию, так как в городе отсутствует организации и категории населения для укрытия в помещениях данного типа.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Таким образом в судебном заседании установлено, что администрация города Каменки Каменского района Пензенской области в соответствии с п.9 Порядка № 1309, «Методических рекомендаций по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (утвержденных МЧС России ) «методических рекомендаций о организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальным образованиям» (утв. МЧС России 13.12.2012 № 2-4-87-30-14) определило общую потребность в объектах гражданской обороны», разработав порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе,, издав постановление от 01.04.2014 № 125 Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе, разработала утвержденный Начальником ГУ МЧС России по Пензенской области План гражданской обороны и защиты населения города Каменки Каменского района пензенской области. Спорный объект гражданской обороны не имеет статус ПРУ, указан как укрытие, в документах ( в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Пензенской области, (л.д.24-38), в паспорте ЗС ГО П46-58 (л.д. 58-61), в акте инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО ПРУ инв. номер П46-58 (л.д. 85-86), в акте инвентаризации оценки, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО ПРУ инв. номер П46-58 от 03.06.2021 (л.д. 87-88), Перечне защитных сооружений гражданской обороны, согласованных Комиссией МЧС России для перевода убежищ и противорадиационных укрытий, находящихся на территории Пензенской области, на эксплуатацию в качестве укрытий (л.д. 64-67), в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Пензенской области ( по состоянию на 12.01.2022 (л.д. 24-30,73), Письмом отдел надзорной деятельности и профилактической работы Каменского, Пачелмского и Белинского районов от 22.04.2022 № 187 сообщено Каменской межрайонной прокуратуре, что по адресу <...> инвентарный номер П46-58 предполагается использоваться как укрытие. (л.д. 19-22. В самом акте проверки проведенной Каменской межрайонной прокуратурой проверяемый объект гражданской обороны указан как укрытие.) В связи с чем требования, указанные в исковом заявлении, не могут применяться к защитному сооружению- укрытию. К защитным сооружениям гражданской обороны, переведенным установленным порядком на эксплуатацию в качестве укрытий, предъявляются требования, установленные для укрытий, соответственно при оценке их готовности требуется использовать критерии, предъявляемые к укрытиям ( письмо ГУ МЧС России по Пензенской области от 27.03.2019 № 1525-3-3-2) Кроме того согласно абз. 2 п.1.5 «Методических рекомендаций по организации перевода убежищ (противорадиационных укрытий) на эксплуатацию в качестве противорадиационных укрытий или укрытий с учетом оптимизации норм инженерно-технических мероприятий (утв. МЧС России 30.12.2020 № 2-4-71-38-11) к данным объектам предъявляются минимальные требования. Кроме того, в судебном заседании установлено, что администрация города в настоящее время инициирует процесс снятия с учета указанного гражданского сооружения.
Также суд отмечает, что в соответствии с п. 2 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 октября 1998 г. № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» такое отнесение осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно п. 2 Порядка отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Город Каменка Каменского района Пензенской области не относиться ни к первой, ни ко второй группе.
Кроме этого суд также отмечает, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.
В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления данный объект отнесен к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Разрешая спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Каменского межрайонного прокурора Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о возложении на администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области обязанности в отношении ЗС ГО № П46-58, расположенного по адресу: ...:
-в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда проверить состояние ЗС ГО, по итогам которого составить соответствующий акт осмотра (проверки), разработать проектно-сметную документацию на ремонт сооружения;
-в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда привести в соответствие с Правилами эксплуатации ЗС ГО, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, техническое состояние объекта гражданской обороны. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Лаврова
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2022 года.