Дело № 2-4830/2020 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск |
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Петерса А.Н.,
при секретаре Головиной Л.А., помощнике ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора, поданного в интересах ФИО2 к Омской таможне о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с названным иском. В обоснование исковых требований сослался на то, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу нарушения её трудовых прав Омской таможней. Установлено, что ФИО2. по 31.08.2020 состояла на государственной гражданской службе в Омской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости. Приказом начальника Омской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К ФИО2. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ). Омской таможней при увольнении ФИО2. произведена выплата, причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 157 240 рублей 64 копейки, а также выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (18,67 календарных дня) в размере 24 123 рубля 88 копеек. Однако при расчете оплаты неиспользованных 18,67 календарных дней отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением ФИО2. Омской таможней не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также на размер компенсации за неиспользованный отпуск. В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ). Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, расчет сотрудникам Омской таможни денежного содержания при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы без учета сумм материального стимулирования нарушает требования закона. Приказами Сибирского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ № Ю5-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Омской таможни на 1-4 кварталы 2019 года, на 1 квартал 2020 года. Во исполнение данных приказов Омской таможней на основании изданных приказов от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П ФИО2 выплачены суммы материального стимулирования в сумме - 105 786 рублей (30 400 + 30 329 + 22 037 + 23 020). Однако данные суммы материального стимулирования не учитывались при расчете её среднего заработка для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности. Так, ФИО2. подлежит взысканию доплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, исходя из следующего расчета: 1/12 суммы материального стимулирования за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года в сумме 105 786 руб. /12 = 8 815 рублей 50 копеек. Недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного содержания: 8 815,50 руб. х 4 мес. = 35 262 рубля 00 копеек. Недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск за 18,67 дней: 8 815,50 руб. / 29,3 х 18,67 дней = 5617 рубля 25 копеек. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Однако таможенным органом ФИО2. не начислялась и не выплачивалась компенсация за нарушение срока выплаты причитающихся ей компенсаций при увольнении с 01.09.2020 (день, следующий за днем увольнения). Задолженность по выплате компенсаций при увольнении составила -40879 рублей 25 копеек (35 262 + 5 617,25). Размер денежной компенсации за невыплату в срок суммы компенсаций при увольнении за каждый день задержки определены следующим образом: за период с 01.09.2020 по 16.08.2021 - 4 053,86 руб. (40 879,25 руб. *350 дней х 1/150 долю ставки х 4,25 % ставки). Всего необходимо выплатить ФИО2. в соответствии со статьёй 236 ТК РФ сумму денежной компенсации в размере 4 053 рублей 86 копеек. Истец просил суд: Взыскать с Омской таможни в пользу ФИО2 компенсацию при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 35 262 рубля 00 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5 617 рублей 25 копеек. Взыскать с Омской таможни в пользу ФИО2 компенсацию за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с 01 сентября 2020 года по 16 августа 2021 года в размере 4 053 рублей 86 копеек.
В судебном заседании процессуальный истец в лице старшего помощника прокурора В.С. ФИО3, материальный истец – ФИО2 заявленные требования поддержали, увеличили размер процентов, подлежащий взысканию.
Представители ответчика – Омской таможни ФИО4, ФИО5 иск не признали по основаниям, указанным в отзыве, расчет задолженности не оспаривали.
Выслушав стороны, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
ФИО2. по 31.08.2020 состояла на государственной гражданской службе в Омской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости. Приказом начальника Омской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Омской таможней при увольнении ФИО2. произведена выплата, причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 157 240 рублей 64 копейки, а также выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (18,67 календарных дня) в размере 24 123 рубля 88 копеек. Однако при расчете оплаты неиспользованных 18,67 календарных дней отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением ФИО2. Омской таможней не были учтены выплаты материального стимулирования.
ФИО2 выплачены суммы материального стимулирования в сумме - 105 786 рублей (30 400 + 30 329 + 22 037 + 23 020). Однако данные суммы материального стимулирования не учитывались при расчете её среднего заработка для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности. Так, ФИО2. подлежит взысканию доплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, исходя из следующего расчета:
1/12 суммы материального стимулирования за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года в сумме 105 786 руб. /12 = 8 815 рублей 50 копеек.
Недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного содержания: 8 815,50 руб. х 4 мес. = 35 262 рубля 00 копеек.
Недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск за 18,67 дней: 8 815,50 руб. / 29,3 х 18,67 дней = 5617 рубля 25 копеек.
Данный расчет ответчиком не оспаривался.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила № 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 г. № 229-6, от 19 марта 2019 г. № 283-14 и от 17 февраля 2020 г. N 168-8 в 2018, 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из материалов дела следует, что Приказами Сибирского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ № Ю5-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Омской таможни на 1-4 кварталы 2019 года, на 1 квартал 2020 года. Во исполнение данных приказов Омской таможней на основании изданных приказов от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П ФИО2 выплачены суммы материального стимулирования в сумме - 105 786 рублей (30 400 + 30 329 + 22 037 + 23 020). Однако данные суммы материального стимулирования не учитывались при расчете её среднего заработка для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Соответственно, Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производила начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Таким образом, исковые требования о взыскании с Омской таможни в пользу ФИО2 компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 35 262 рубля 00 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5 617 рублей 25 копеек подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование о взыскании процентов, суд исходит из следующего.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.
Таким образом, материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере в силу буквального толкования статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.
В данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Омской таможне о взыскании заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с Омской таможни в пользу ФИО2 компенсацию при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 35 262 рубля 00 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5 617 рублей 25 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья | А.Н. Петерс |
Решение в окончательной форме принято 22 октября 2021 года.
КОПИЯ ВЕРНАРешение (определение) вступило в законную силу ___________________________________________УИД 55RS0002-01-2021-007345-40Подлинный документ подшит в деле № __________Куйбышевского районного суда г. ОмскаСудья _____________________________Секретарь __________________________ |