УИД 19RS0№-27
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 года <адрес>
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Стрельцовой Е.Г.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к администрации <адрес>, ГКУ Республики Хакасия «Управление социальной защиты населения» о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список нуждающихся в получении материальной и финансовой помощи, обязании произвести выплату,
с участием помощника прокурора <адрес> – ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список нуждающихся в получении материальной и финансовой помощи, обязании произвести выплату. Требования мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пал сухой растительности на территории садовых некоммерческих товариществ на горе Самохвал. Площадь пожара составила более 200 га., пострадало более 700 участков СНТ «Южное» и СНТ «Строитель». ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление ФИО3 по вопросу оказания единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Комиссией утверждено заключение, что утрата имущества первой необходимости, нарушения условий жизнедеятельности, не установлены. В связи с чем, ФИО3 не выделена финансовая помощь. Материалами проверки подтвержден факт проживания ФИО3 в принадлежащем ей жилом доме, который утрачен в связи с пожаром. Истица признана потерпевшей по уголовному делу по факту пожара, в связи с чем, истица имеет право на получение порядком финансовой помощи. На основании изложенного, просит признать ФИО3 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, имеющей право на получение помощи; обязать включить ФИО3 в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и финансовой помощи.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ <адрес> «Управление социальной поддержки населения».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске. Настаивала на их удовлетворении.
Материальный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, при надлежащем извещении о дате, времен и месте рассмотрения дела. Заявлений, ходатайств в адрес суда не направила.
Представитель ответчика администрации <адрес>, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представитель ФИО5, действующая на основании доверенности, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГКУ РХ «УСПН», в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом. Заявлений, ходатайств, возражений в адрес суда не направил.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав пояснения помощника прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подпунктом «е» п. 1 ст. 11 указанного Закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 1 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении на территории <адрес> режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» для органов управления Абаканского городского звена территориальной подсистемы Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на территории <адрес> с 16 часов 15 минут ДД.ММ.ГГГГ введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ произошел пал сухой растительности на территории садовых некоммерческих товариществ на горе Самохвал. Площадь пожара составила более 200 га, пострадало более 700 участков СНТ «Южное» и СНТ «Строитель».
Постановлением Администрации города Абакана от 11.05.2022 № 916 «О создании Комиссии по обследованию имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 06.05.2022 на горе Самохвал в городе Абакане» сформирована комиссия для обследования пострадавших территорий и подготовки списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой жилья и имущества первой необходимости (далее - Комиссия).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 № 525 утвержден Порядок предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации Чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Порядок).
В соответствии с п. «д» п. 3 Порядка бюджетные средства из резервного фонда предоставляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с предупреждением или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций:
д) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета 5 тысяч рублей на человека, но не более 25 тысяч рублей на семью);
е) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100000 руб. на семью).
Согласно п. 3.1 Порядка выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 3 настоящего Порядка, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 3 настоящего Порядка, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что пострадавшими гражданами, имеющими право на получение помощи согласно подпунктам «д», «е» пункта 3 настоящего Порядка, являются граждане, проживавшие при введении режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. Основанием для рассмотрения возможности оказайия помощи является письменное заявление пострадавшего гражданина, поданное главе соответствующего муниципального образования.
в администрацию города поступило заявление ФИО3 по
вопросу оказания единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и нарушением условий жизнедеятельности в связи с произошедшим пожаром ДД.ММ.ГГГГ на территории садоводческих товариществ.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией утверждено заключение, согласно которому факты проживания ФИО3 по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, утраты имущества первой необходимости, нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации, не установлены.
В связи с чем, ФИО3 не выделена финансовая помощь, предусмотренная Порядком предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок).
Прокуратурой <адрес> в ходе надзорных мероприятий прокуратурой города установлено, что земельный участок, расположенный на территории СНТ «Южное» по адресу: <адрес> кадастровым номером № выделен для ведения садоводства и огородничества на основании постановления Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, расположенный на территории СНТ «Южное» по адресу: <адрес> кадастровым номером № находится в собственности ФИО3 и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданным на основании решения мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН, ФИО3 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: РХ, <адрес>, <адрес>, <адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ <адрес>.
Актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим помощником прокурора <адрес>ФИО6 по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> установлено, что на земельном участке имеются пострадавшие от произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара. На вышеуказанном земельном участке располагалось здание садового дома, которое пострадало в результате пожара (остались только элементы наружных стен) вместе с имуществом, находящемся внутри здания. Представлена фототаблица.
Факт пожара на вышеуказанном земельном участке и уничтожения в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ дачного дома подтвержден постановлением ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании потерпевшей ФИО1
По пояснениям ФИО1, отобранным ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора <адрес>ФИО6, она зарегистрирована по адресу: <адрес>. С июня по сентябрь ФИО1 уезжает на постоянное место проживания в загородный дом, расположенный на территории СНТ «Южное» по адресу: <адрес>. По данному адресу на территории СНТ «Южное» у ФИО1 имеется садовый участок, на котором находился дом. Здание дома было полностью обустроено предметами необходимыми для проживания.
Указанное строение сгорело ДД.ММ.ГГГГ вместе с имуществом, находящемся внутри после произошедшего пожара. В доме сгорело полностью имущество - диван, шкафы, посуда, стол, стулья, садовый инструмент, постельные принадлежности. Строения, которые находились на участке не зарегистрированы в Управлении Росреестра.
Кроме того, установлено, что ФИО1 является членом СНТ «Южное», оплачивает членские взносы, что подтверждается представленными в материалы дела членской книжкой и справкой председателя правления СНТ «Южное» от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт постоянного проживания ФИО1 в летний период на территории СНТ «Южное» по адресу: СНТ «Южное» по адресу: <адрес> подтвержден объяснениями ФИО7, являющегося председателем СНТ «Южное».
Как следует из материалов дела, в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории СНТ «Южное» пожара было полностью утрачено принадлежащее ФИО1 имущество первой необходимости (диван, шкафы, посуда, постельные принадлежности и иное), а также нарушены условия ее жизнедеятельности в связи с невозможностью проживания в жилом помещении.
Протоколом Комиссии, которым факт проживания ФИО1 по адресу: <адрес>, дачный район Самохвал, массив Южный, <адрес>, и утраты имущества первой необходимости, нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации, не установлен.
Статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) закреплено, что целями указанного закона является отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ст. 25 Федерального закона № 68-ФЗ порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии факт проживания в жилом помещении ФИО1 не установлен в связи с отсутствием права собственности на жилой объект и регистрации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Факт утраты имущества первой необходимости не установлен Комиссией также в связи с отсутствием права собственности на жилой объект и регистрации жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.
Вместе с тем, законодатель не ставит взыскание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в зависимость от наличия или отсутствия регистрации права собственности на жилое помещение. Основанием для отказа может быть лишь неустановленные таких обстоятельств как проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Однако, Комиссией указанные обстоятельства не установлены, отказ мотивирован отсутствием государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение.
Материалами дела подтвержден факт проживания ФИО1 в принадлежащем ей жилом доме, который утрачен в связи с пожаром.
Таким образом, ФИО1 имеет право на получение предусмотренной Порядком финансовой помощи.
Главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств из резервного фонда в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации являются: для осуществления мероприятий, указанных в подпунктах "д", "е" пункта 3 настоящего Порядка, - Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия (п. 5 Порядка).
В соответствии с п.п. 9, 12, 13, 14 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия или исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия для рассмотрения вопроса о предоставлении им бюджетных средств из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по предупреждению или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации представляют в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия следующие документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных средств.
По результатам рассмотрения представленных обосновывающих документов уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия определяет размер финансовой помощи из резервного фонда, готовит и вносит в установленном порядке в Правительство Республики Хакасия соответствующий проект постановления Правительства Республики Хакасия.
В постановлении Правительства Республики Хакасия указываются общая сумма предоставляемых бюджетных средств, их распределение по главным распорядителям бюджетных средств, получателям бюджетных средств и проводимым мероприятиям.
На основании принятого постановления Правительства Республики Хакасия Министерство финансов Республики Хакасия в течение 15 рабочих дней с момента поступления заявки от соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществляет ему перечисление средств резервного фонда на финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Порядком.
Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств не позднее 10 рабочих дней с момента получения указанных средств резервного фонда осуществляет их перечисление следующим получателям бюджетных средств. При финансировании мероприятий, указанных в подпунктах "д", "е" пункта 3 настоящего Порядка, - Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения".
Учитывая, что дом истца, где она постоянно в летнее время проживает, попал в зону чрезвычайной ситуации и сгорел при пожаре, возникшем ДД.ММ.ГГГГ на горе Самохвал в <адрес>, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать ФИО1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей ДД.ММ.ГГГГ на горе Самохвал в <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> (ИНН № включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной и финансовой помощи в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (ИНН №) произвести ФИО1 выплату единовременной материальной и финансовой помощи из резервного фонда Правительства Республики Хакасия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Абаканский городской суд.
Председательствующий Е.Г.Стрельцова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 26.09.2022
Судья Е.Г. Стрельцова