ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4833/2022 от 08.09.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-4833/2022

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московской области

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шелобановой А.А.

при секретаре Спирине К.А.

с участием представителя истца АО "Мособлгаз" по доверенности Басовой К.М., Крутовой А.А.

с участием ответчика Зубовой Е.В.

с участием представителя ответчика в лице адвоката Егорова А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО "Мособлгаз" к Зубовой Елене Викторовне о нечинении препятствий в газификации,

Установил:

Истец Акционерное общество «Мособлгаз» обратился в Балашихинский городской суд Московской области с иском к Зубовой Елене Викторовне об обязании не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенному по адресу: <адрес>, в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение, в случае неисполнения ответчиком Зубовой Е.В. решения суда в 10-дневный срок со дня его вступления в законную силу, согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенному по адресу: <адрес>, считать выданным Зубовой Е.В.

В обоснование исковых требований АО «Мособлгаз» указывает, что осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области. В своём Послании Федеральному собранию 21.04.2021 Президент Российской Федерации поручил осуществить догазификацию населённых пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утверждённой Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 29.06.2021 № 515/22 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»). АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утверждённого Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз». Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств населения. Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

Ответчику Зубовой Е.В. на праве собственности принадлежит газопровод низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м (газопровод-источник), расположенный в д. Черное, г.о. Балашиха Московской области. Деревня Черное городского округа Балашиха, Московской области включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населённых пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населённого пункта.

В связи с этим жители <адрес> получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, к газопроводу низкого давления, проложенному по адресу: <адрес>, принадлежащего ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения.

Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объёма, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985). В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (п.п.2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.

Газопровод-источник, принадлежащий ответчику, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа д. Черное.

Истец указывает, что АО «Мособлгаз» 14.10.2021 обратилось к Ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в д. Черное, г.о. Балашиха Московской области.

Однако Ответчик не выдал АО «Мособлгаз» согласия на подключение к газопроводу-источнику, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.

Уклонение ответчика от дачи согласия противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. Газопровод-источник ответчика Зубовой Е.В. не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединён непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является её частью. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединённых к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В связи с этим, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.

Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчик препятствует в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации. В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В судебном заседании представитель АО «Мособлгаз» Крутова А.А., действующая по доверенности (копия в деле), указала что истец настаивает на удовлетворении исковых требований, пояснив, что отсутствие согласия ответчика не позволяет АО «Мособлгаз» выполнить догазификацию д. Черное г.о. Балашиха Московской области и выполнить мероприятия по социальной газификации указанного населённого пункта.

Ответчик Зубова Е.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать представила письменные возражения на исковое заявление.

В судебное заседание третьи лица: Прыгунова Н.Г., Епифанова Е.Б., Министерство энергетики Московской области, Администрация городского округа Балашиха Московской области - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрации городского округа Балашиха Московской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения (отзыв) на исковое заявление просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства энергетики Московской области, представил письменные объяснения из которых следует, что оно исковые требования АО «Мособлгаз» поддерживает, считает их основанными на законе. Отказ ответчика в дачи согласия на подключение газопровода создает препятствия в реализации Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», нарушает закон о газоснабжении, нарушает права истца и Министерства как исполнителя и заказчика Программы соответственно.

Третье лицо Сафаева Т.А. в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Третье лицо Епифанова Елена Борисовна, не явилась, извещена

Третье лицо Прыгунова Нина Геннадьевна не явилась, извещена

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учётом промышленной и экологической безопасности.

21.04.2021 Президент Российской Федерации Путин В.В. в своем Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.

Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 29.06.2021 № 515/22 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).

Из представленных суду документов видно, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области и является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз».

Таким образом, судом установлено, что Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств населения.

Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе, с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

В соответствии с действующим законодательством на момент возникновения между сторонами спора «основной абонент» - это потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления, непосредственно присоединёнными к сети газораспределения исполнителя, и не оказывающий услуг по транспортировке газа" (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Указанное Постановление Правительства РФ утрачивает силу в связи с принятием другого Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в соответствии с которым «основной абонент» - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления).

Судом установлено, что в собственности Ответчика Зубовой Е.В. находится газопровод низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенный в д. Черное, г.о. Балашиха Московской области.

Как видно из материалов гражданского дела <адрес> городского округа Балашиха Московской области включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населённых пунктов Российской Федерации, поскольку источник газоснабжения находится в границах населённого пункта.

АО «Мособлгаз» в рамках догазификации населенного пункта – <адрес> городского округа Балашиха Московской области заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) с третьими лицами - Прыгуновой Н.Г., Епифановой Е.Б., Сафаевой Т.А, приложением к которым являются технические условия, выданные в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Подключение (технологическое присоединение) жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, к газопроводу-источнику, который находится в собственности ответчика предусмотрено схемой газоснабжения.

Разработка такой схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (п.п.2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.

Газопровод-источник - газопровод низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенный в д. Черное, г.о. Балашиха Московской области, принадлежащий ответчику Зубовой Е.В., обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа <адрес>.

Как следует из пояснений представителя АО «Мособлгаз» по доверенности Басовой К.М., являющейся специалистом технического отдела филиала АО «Мособлгаз» «Восток», в качестве подтверждения технической возможности подключения новых потребителей к газопроводу, принадлежащему Ответчику, без ухудшения параметров газоснабжения существующих потребителей, Истцом к материалам дела приобщена схема догазификации д. Черное, г.о. Балашиха, Московской области с пояснительной запиской, которая содержит гидравлический расчет газопровода.

По газопроводам природный газ подается под давлением, с параметрами, определенными техническими нормами. В газопроводе низкого давления газ подается со значениями до 0,005 МПа включительно. Гидравлический расчет позволяет определить расходы газа в газопроводе и потери давления. Задачей при выполнении гидравлического расчета является получение минимальных значений давления на всей протяженности газопровода и в конечной точке сети газораспределения, в которой потери давления являются максимальными. Получение таких значений позволяет определить, будет ли иметь место дефицит давления в газопроводе или параметры давления в газопроводе позволят обеспечить в соответствии с действующими нормами и правилами газоснабжение уже существующих и подключении новых потребителей.

АО «Мособлгаз» выполняет гидравлические расчеты с помощью программы для ЭВМ «АСПО-ГАЗ» (свидетельство о государственной регистрации программы № 2021665214 от 21.09.2021).

Программный продукт АСПО-ГАЗ предназначен для создания схем газоснабжения и выполнения гидравлических расчетов при проектировании и эксплуатации инженерных сетей газоснабжения низкого, среднего и высокого давления городов и населенных пунктов, а так же внутренних газопроводов низкого давления жилых домов.

Выполненный гидравлический расчет показал, что газопровод, принадлежащий Ответчику, способен обеспечить необходимым количеством газа планируемые к подключению домовладения с учетом существующих подключений и обеспечить рабочее давление газа в любой точке существующей и проектируемой газораспределительной сети.

Параметры давления газа установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Приложение 1, раздел V, пункт 13).

Подключение (технологическое присоединение) к газопроводу-источнику жилых домов, согласно схеме не повлечет нарушений безопасной эксплуатации газопровода-источника, а также не сохранит параметры газоснабжения Ответчика.

Как видно из материалов гражданского дела, пропускная способность газопровода низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ответчику Зубовой Е.В. и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, поэтому права ответчика Зубовой Е.В. подключением от газопровода не будут нарушены.

Судом установлено, что АО «Мособлгаз» 14.10.2021 направило в адрес ответчика Зубовой Е.В. по почте заказное письмо, в котором обратилось с запросом согласования подключения к газопроводу низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенному по адресу: <адрес>, в рамках реализации программы социальной газификации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в <адрес> городского округа Балашиха Московской области. Ответчику было предложено дать свое согласие в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления. Однако Ответчик не выдал АО «Мособлгаз» согласия на подключение к газопроводу-источнику.

В судебном заседании ответчик Зубова Е.В. подтвердила свои возражения на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к принадлежащему ей газопроводу низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенному по адресу: <адрес>.

Суд считает, что отказ ответчика Зубовой Е.В. от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения.

Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Газопровод низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ответчику Зубовой Е.В. не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В настоящем споре собственником газопровода является физическое лицо, однако, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с 01.09.2021) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Таким образом, суд считает, что ответчик Зубова Е.В., отказываясь от дачи согласия на подключение к принадлежащему ей на праве собственности газопроводу жилых домов, расположенных в <адрес> городского округа Балашиха Московской области, злоупотребляет своими правами и нарушает действующее законодательство.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что ответчиком не представлено ни одного обоснованного возражения и довода, указывающих на несоблюдение законных прав и интересов ответчика, возникновения для него негативных последствий и нарушении его прав при проведении социальной газификации <адрес> городского округа Балашиха Московской области.

Отказываясь от дачи согласия и фактически отказывая в подключении (технологическом приосоединении) к газопроводу, ответчик Зубова Е.В. препятствует АО «Мособлгаз» в выполнении мероприятий по социальной газификации <адрес> городского округа Балашиха Московской области.

В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, необоснованным затратам на строительство дублирующих сетей, неэффективному использованию земельных участков в населённом пункте.

Выполнение истцом АО «Мособлгаз» возложенных на него Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации задач по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчика в <адрес> городского округа Балашиха Московской области без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в статье 4 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»: государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению Программы Правительства Московской области по доведению уровня газоснабжения населения в Московской области до 98 процентов.

Принимая решение об удовлетворении заявленных АО «Мособлгаз» исковых требований, суд учитывает, что в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547, «основной абонент» после получения соответствующего запроса от исполнителя работ по газификации должен направить свое согласие на подключение нового объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и не вправе препятствовать такому подключению (технологическому присоединению) при наличии пропускной способности таких сетей.

На основании изложенного, исковые требования АО «Мособлгаз» подлежат удовлетворению.

Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

Судом установлено, что истцом при предъявлении иска была оплачена государственная пошлина в размере 6000 тысяч рублей, которую истец просил взыскать с ответчика.

Принимая во внимание, что судом исковые требования АО «Мособлгаз» удовлетворены в полном объеме, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате государственной пошлине в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск АО "Мособлгаз" удовлетворить.

Обязать Зубову Елену Викторовны () не чинить препятствий АО «Мособлгаз» () по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенному по адресу: <адрес>, в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение.

В случае неисполнения решения суда Зубовой Еленой Викторовной () в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером протяженностью 364 м, расположенному по адресу: <адрес>, считать выданным Зубовой Еленой Викторовной.

Взыскать с Зубовой Елены Викторовны () в пользу АО «Мособлгаз» () расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Шелобанова

Мотивированное решение изготовлено 19.09.2022

Судья А.А. Шелобанова