ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4835/20 от 26.10.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сочи 26 октября 2020 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Строк В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по иску Сочинского транспортного прокурора к Колотовкину В. А. о признании незаконными действий судовладельца маломерного суда и запрете эксплуатации маломерного судна в целях перевозки пассажиров в акватории Черного моря до получения соответствующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров морским (водным) транспортом,

установил:

Сочинский транспортный прокурор обратился в Центральный районный суд г. Сочи к Колотовкину В.А. о признании незаконными действий судовладельца маломерного судна и запрете эксплуатации маломерного судна в целях перевозки пассажиров в акватории Черного моря до получения соответствующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров морским (водным) транспортом.

Исковые требования мотивированы следующим.

Сочинской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности судоходства и мореплавания. Проверкой установлено, что Колотовкин В.А. является собственником маломерного судна <данные изъяты> с идентификационным номером АО RUS 23, которое поставлено на учет в Адлерском инспекторском отделении ГИМС МЧС России ДД.ММ.ГГГГ.

Из данных ФГБУ «АМП Черного моря» в морском П. г.Сочи следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ маломерное судно «<данные изъяты>» осуществило 164 выхода в акваторию Черного моря, количество перевезенных пассажиров составило 1 223 человека.

Кроме того, из сведений ФГБУ «АМП Черного моря» установлено, что количество перевезенных пассажиров на указанном маломерном судне за 2019 составило 1643 человек, в 2020г. – 2115 человек.

Вместе с тем, лицензий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на осуществление перевозок морским транспортом пассажиров маломерному судну «<данные изъяты>» не выдавалось. Таким образом, при указанных обстоятельствах в нарушение требований федерального законодательства, на маломерном судне «<данные изъяты>» с идентификационным номером АО RUS 23, принадлежащем на праве собственности Колотовкину В.А., осуществляется перевозка пассажиров.

На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконными действия судовладельца маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером АО RUS 23 Колотовкина В.А., выразившиеся в неисполнении требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, а именно перевозке пассажиров морским (водным транспортом), в том числе, с использованием маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером АО RUS 23, в отсутствие лицензии на указанный вид деятельность, и запретить Колотовкину В.А. и другим лицам эксплуатацию маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером АО RUS 23 и запретить Колотовкину В.А. и другим лицам эксплуатацию маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером АО RUS 23 в целях перевозки пассажиров в акватории Черного моря до получения соответсвующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров морским (водным) транспортом.

В судебном заседании участвующие в деле прокурор Сундиева А.С. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, кроме того, представила суду копию постановления от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи <адрес> г. Сочи о привлечении ответчика к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ответчик Колотовкин В.А. и его представитель по доверенности Ганусевич А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, представили в материалы дела письменные возражения на иск прокурора.

Ответчик пояснил суду, что увлекается яхатами, является достаточно обеспеченным человеком, в получении дохода от пассажирских перевозок на маломерном судне не нуждается. Маломерное судно «<данные изъяты>» с идентификационным номером АО RUS 23 поставлено на учет в Адлерском инспекторском отделении ГИМС МЧС России 04.02.2020г. Как судовладелец, он не имеет отношения к перевозке 1643 человек в 2019. Ответчик тренируется с 3 командами, участвует в регатах, выходит в М. с семьей и друзьями. Для тренировок необходимо отрабатывать вход и выход в М., поэтому было много выходов в М. в течение дня. В соответствии со ст. 35 «Обязательных постановлений в морском П. г.Сочи», утв. Министерством транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в акватории морского П. маломерным судам не допускается: плавание у причалов, в связи с чем, в частных спортивно-тренировочных целях швартовых операций маломерного парусно-моторного судна приходится оформлять и осуществлять выход в акваторию Черного моря. Считает, что администрация Морского П. Сочи всех членов команды ответчика, не имеющих квалификационных свидетельств, его родственников и друзей, причисляет к пассажирам и начисляет корабельный сбор. Принадлежащая ответчику лодка является спортивной, не приспособлена для перевозки граждан. Вместе с тем, пассажиром согласно ст. 177 КТМ РФ является лицо, заключившее договор морской перевозки. На основании изложенного ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме, снять запрет на эксплуатацию судна.

Представитель ответчика по доверенностям Ганусевич А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку платные услуги ответчиком не оказывались, о привлечении ответчика к административной ответственности он не знал, ответчик при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей <адрес> г. Сочи не присутствовал, в тот период времени находился за пределами Российской Федерации. Постановление мирового судьи намерены оспорить.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением ответчиком требований федерального законодательства, необеспечением безопасности мореплавания, и привлечь их в качестве истцов не представляется возможным.

Согласно ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 24-ФЗ маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Статьей 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 24-ФЗ установлено, что подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Как видно из представленного в материалы дела судового билета АА 250057, Колотовкин В.А. является собственником маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером АО RUS 23, которое поставлено на учет в Адлерском инспекторском отделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России 04.02.2020г.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к видам деятельности, подлежащих лицензированию, относится перевозка морским транспортом пассажиров.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

Согласно данному Постановлению лицензирование видов деятельности в сфере водного транспорта возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с п.2 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Вместе с тем, в реестре лицензий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на осуществление перевозок морским транспортом пассажиров маломерное судно «<данные изъяты>» с идентификационным номером не значится, соответствующая лицензия ему не выдавалась.

В соответствии с ответом прокурору Сочинского управления Федерального государственного унитарного предприятия «РосМорПорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал количество выходов маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером в июле 2020 составило 164, количество перевезенных пассажиров- 1223, в августе 2020 выходов в М. - 129, количество перевезенных пассажиров – 1002.

Оснований не доверять указанным сведениям у суда не имеется, поскольку сведения о каждом выходе в М., цель выхода и количество пассажиров на судне в обязательном порядке фиксируется службами морпорта.

Доводы ответчика об отсутствии фактов перевозки пассажиров на указанном маломерном судне суд признает не состоятельными, не подтвержденными соответствующими доказательствами.

Так, ссылаясь в своих письменных возражениях на несогласие с действиями администрации Морского П. Сочи, которая, как указывает ответчик, «всех членов команды ответчика, не имеющих квалификационных свидетельств, его родственников и друзей, причисляет к пассажирам и начисляет корабельный сбор», ответчик не представил суду доказательств ни оспаривания указанных действий администрации морского П., ни доказательств признания указанных действий незаконными.

Доводы ответчика об осуществлении тренировочных выходов в М. на указанном маломерном судне также не подтверждены соответствующими доказательствами (список учеников, расписание тренировок, и т.п.).

Наличие наград ответчика за участие в яхтенных соревнованиях не исключает факт осуществления им пассажирских перевозок указанным маломерным судном.

Таким образом, осуществление перевозки пассажиров с использованием маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером без специального разрешения (лицензии) является нарушением требований Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Факт перевозки пассажиров на судне «<данные изъяты>» с идентификационным номером подтверждается вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от 14.10.2020г.

Согласно ч.4 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

При указанных обстоятельствах эксплуатация маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером без специального разрешения противоречит требованиям федерального законодательства, направленным на обеспечение безопасности мореплавания.

Невыполнение ответчиком как судовладельцем маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером Колотовкиным В.А. требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в результате чего могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.

Как установлено в ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (ч.2 ст.1065 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, в силу статьи 103 ГПК РФ и п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку прокурор в силу закона (п. 9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, исчисленная в соответствии с п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Сочинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Колотовкину В. А. о признании незаконными действий судовладельца маломерного суда и запрете эксплуатации маломерного судна в целях перевозки пассажиров в акватории Черного моря до получения соответствующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров морским (водным) транспортом - удовлетворить.

Признать незаконными действия судовладельца маломерного судна
«<данные изъяты>» с идентификационным номером АО RUS 23 Колотовкина В.А., выразившиеся в неисполнении требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, а именно перевозке пассажиров морским (водным транспортом) в том числе, с использованием маломерного судна ««<данные изъяты>» с идентификационным номером АО RUS 23, в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности.

Запретить Колотовкину В.А. и другим лицам эксплуатацию маломерного судна «<данные изъяты>» с идентификационным номером RUS 23 в целях перевозки пассажиров в акватории Черного моря до получения соответствующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров морским (водным) транспортом.

Взыскать с Колотовкина В. А. в доход бюджета муниципального образования город-курорт Сочи госпошлину в размере 6000 рублей.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: