ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4838/16 от 07.12.2016 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-4838/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2016 года г. Кострома, ул. Долматова, 14

Свердловский районный суд г.Костромы в составе:

судьи Ветровой С.В.

при секретаре Голосовой Л.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района в интересах Григорьева С.Л. к администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда

у с т а н о в и л:

Прокурор Судиславского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Григорьева С.Л. к Администрации г.Кострома о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. Заявленные требования мотивированы тем, Григорьев С.Л., <дата> г.р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать Григорьева С.Л.-Егорова (Григорьева) Т.А., <дата> г.р., решением Судиславского районного суда Костромской области от <дата> лишена в отношении Григорьева С.Л., <дата> г.р. родительских прав. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением главы администрации Фадеевского сельского поселения от <дата> за несовершеннолетним Григорьевым С.Л., <дата>., сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Решением Судиславского сельского поселения от <дата> «Об учетной норме площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения на территории Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области в отдельном жилом помещении в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> имеет общую площадь 69,9 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрировано 8 человек. Из этого следует, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данной помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, так как на каждое лицо приходится 8,74 кв.м. На основании вышеизложенного заключением Межрайонного комитета социальной защиты, опеки и попечительства Департамента социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принято решение о признании невозможным проживания Григорьева С.Л., <дата> г.р. по данному адресу. Приказом Департамента социальной защиты населении, опеки и попечительства от <дата> Григорьев Сергей Леонидович включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. С <дата> Григорьев С.Л., проживал в семье попечителя Навалихиной (Арсеньевой) Т.Н. С <дата> по настоящее время проходит обучение в ОГПОУ Костромской машиностроительный техникум», по адресу <адрес>. Зарегистрирован и проживает по адресу <адрес> - общежитие «Костромского машиностроительного техникума». Родственных связей Григорьев С.Л. на территории г. Кологрив и в Судиславском районе не имеет. Длительное время проживает на территории г.Костромы по адресу: <адрес> общежитии «Костромского машиностроительного техникума», в дальнейшем также планирует проживать в городе Кострома. Согласно п. 2.2.10 трехстороннего договора о подготовке кадров с начальным профессиональным образованием между ОГБОУ СПО «Костромской машиностроительный техникум», работодателем ИП Рудаковым А.В. и обучающимся Григорьевым С.Л. заключен <дата> договор, в котором работодатель ИП Руданов А.В. обязуется принять на работу обучающегося, успешно прошедшего аттестацию и получившего документ о начальном профессиональном образовании, на срок не менее одного года и обеспечить рабочим местом на условиях заключения с ним трудового договора. Данное предприятие расположено по адресу <адрес>. Григорьев С.Л. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, ином законном основании не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

В судебном заседании представитель прокурора исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Истец Григорьев С.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, пояснил, что жилого помещения не имеет, учится в г. Костроме, собирается работать в г. Костроме, полагает своим местом жительства г. Кострому.

Представитель администрации городского округа город Кострома по доверенности Мальцева И.В. полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку финансирование мероприятий в полном объеме Костромской областью не производится, местом жительства Григорьева С.Л. г. Кострома не является.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Администрация Костромской области, Департамент социальной зашиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Управление строительства и капитального ремонта администрации города Костромы о времени и месте судебного заседания, извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы по существу заявленных требований приобщены к материалам дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (п. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

На основании п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии ст. ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 23.12.2014 года, органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия) (норма вступила в силу с 01 января 2015 года – ст. 10 Закона).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Григорьев С.Л., родился <дата>, запись акта о рождении от <дата>. Мать Григорьева Т.А. лишена в родительских правах в отношении сына на основании Решения Судиславского районного суда от <дата>, отец в свидетельство о рождении записан со слов матери.

<дата> на основании Приказа Территориального отдела социальной защиты населения опеки и попечительства по Кологривскому муниципальному району Костромской области Григорьев С.Л. отдан под опеку Арсеньевой Т.Н..

Таким образом, истец Григорьев С.Л. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Григорьев С.Л. зарегистрирован по месту жительства с <дата> по адресу: <адрес>, зарегистрирован по месту пребывания: <адрес> с <дата> по <дата>.

Нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно договору социального найма от <дата>, является Навалихина Т.Н., опекун Григорьева С.Л., что также подтверждается справкой администрации Кологривского муниципального района.

Постановлением Главы Судиславского муниципального района Костромской области от <дата>, за несовершеннолетним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

На момент рассмотрения дела, данное жилое помещение имеет площадь 69.9. кв.м., зарегистрированы по месту жительства: Григорьева Т.А., Григорьев П.П., Григорьева А.П., Егоров Л.И., Кузнецова М.Н., Сулов А.А.

Согласно уведомления Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области, ГП Костромской области «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ, право собственности на объекты недвижимого имущества за Григорьевым С.Л. не зарегистрировано.

Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата>, на основании заключения о признании невозможным проживания Григорьева С.Л., в ранее занимаемом жилом помещении, Григорьев С.Л. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, истец Григорьев С.Л. не может быть признан обеспеченным жильем, поскольку не является собственником жилого помещения, нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения. Указанные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, истец имеет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Статья 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. № 196-4-ЗКО в ред. от 28.12.2012г. «О специализированном жилищном фонде Костромской области» предписывает администрации Костромской области предоставлять благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, по месту жительства указанных лиц (п.1 ст. 10.1)…. жилое помещение должно предоставляться по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным ст. 6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (п.10 ст. 10.1).

Учитывая, что Григорьев С.Л. выявлен как ребенок, оставшийся без попечительства на территории Судиславского района, в семье опекуна проживал на территории Кологривского района, социальные связи в Судиславском районе не сохранил, с 2015 года постоянно проживает на территории г. Костромы, что согласуется с материалами дела, в том числе наличием временной регистрации, обучением Григорьева С.Л. в учебном заведении на территории г. Костромы, договором о последующем трудоустройстве, заключенном Григорьевым С.Л., ОГБОУ «Костромской машиностроительный техникум», ИП Руданов А.В., суд полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу на территории данного муниципального образования.

Доводы ответчика – администрации городского округа город Кострома об отсутствии финансирования из бюджета Костромской области и недостаточности предусмотренных субвенций для исполнения переданных полномочий судом во внимание не принимаются, поскольку в соответствии со ст.ст. 86, 31 Бюджетного кодекса РФ, вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления, недостаточность денежных средств, выделяемых из соответствующего бюджета, на приобретение жилья, не является основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильем.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Судиславского района удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома Костромской области предоставить Григорьеву С.Л., <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Кострома Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Костромы.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Ветрова С.В