ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-483/19 от 22.01.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

22 января 2019 г. <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Костюченко С.А.,

с участием представителя истца - старшего помощника Хабаровского транспортного прокурора ФИО5,

представителя ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора к ФИО1, ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>» о признании недействительным судового билета, понуждении к совершению определённых действий,

у с т а н о в и л:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд к ФИО1, ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>» о признании недействительным судового билета, понуждении к совершению определённых действий, ссылаясь на то, что проверкой, проведенной в октябре 2018 г., установлено, что в Реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» зарегистрировано не поднадзорное в настоящее время данному органу баржа «ЯНКО», 1978 г. постройки, длиной 21 м, идентификационный ХБ, владельцем которого значится ФИО1, судовой билет серии Г , выданный ДД.ММ.ГГГГ. Длина судна превышает двадцать метров и подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации, в силу ст. 17 КВВТ РФ - администрациями бассейнов внутренних водных путей, а в соответствии со ст. 35 КТМ РФ - капитанами морских портов, под регистрацию ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» не подпадает. Таким образом судно не учтено в ФБУ «Администрация Амурводпуть» и не имеет технического освидетельствования на годность к плаванию, органы государственного портового контроля не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта. Судовладелец ФИО1 не инициирует процедуру снятия судна с регистрационного учета из реестра маломерных судов со сдачей судового билета, и не обращается с соответствующим заявлением в уполномоченные органы. Просит признать недействительным судовой билет серии Г , выданный ДД.ММ.ГГГГФИО1 на маломерное судно – баржу «ЯНКО» с регистрационным номером ХБ, обязать ФИО1 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу сдать в Хабаровское отделение ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» судовой билет серии Г , выданный ДД.ММ.ГГГГ, на судно баржа «ЯНКО», регистрационный (бортовой) ХБ, обязать ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>» в течении 5 дней с момента получения судового билета снять с учета регистрации принадлежащее ФИО1 судно баржа «ЯНКО», идентификационный ХБ. Обязать ФИО1 в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на регистрационный учет в ФБУ «Администрация Амурводпуть» транспортное средство – баржа «ЯНКО» с регистрационным ХБ.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 исковые требования не признала, ссылаясь на доводы и обстоятельства, изложенные в отзыве.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом. Статьей 155 ГПК РФ установлено, что разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. Данное требование гражданско-процессуального законодательства судом выполнено. Так, в силу ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Во исполнение данной нормы процессуального законодательства в адрес сторон, в том числе, и ответчику, судом направлялись заказные письма. Однако заказные письма, направленные ответчику, последней не получены. Согласно ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится. Согласно ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Поскольку в адрес суда от ответчика не поступило сообщений о смене адреса, а от получения судебных извещений, направленных по имеющимся в деле адресам, ответчик уклоняется, руководствуясь приведенными выше нормами процессуального права, суд пришел к выводу о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела, которая, злоупотребляя предоставленным ей правом, уклоняется от получения судебных извещений, чем затягивает рассмотрение дела.

При таких обстоятельствах, учитывая мнение представителей сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Морские суда и суда внутреннего плавания, согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, относятся к недвижимому имуществу и, согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ч. 1 ст. 16 Кодекса Торгового мореплавания РФ, право собственности на судно или часть судна, а также право плавания под государственным флагом Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации судна.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в части определения понятия маломерного судна, в соответствии с которым, под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцати метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (ст. 3 КВВТ РФ, ч. 3 ст. 7 КТМ РФ).

Суда, длина которых превышает двадцать метров, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации, в силу ст. 17 КВВТ РФ, администрациями бассейнов внутренних водных путей, а в соответствии со ст. 35 КТМ РФ - капитанами морских портов.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ, ч. 1 ст. 33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящих статьях реестров судов Российской Федерации: в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном реестре, реестре строящихся судов или реестре маломерных судов.

Согласно ч. 1 ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Учет, подтверждение соответствия и классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания осуществляется Российским речным регистром согласно приказу Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях».

В силу ст. 22 КТМ РФ классификация морских судов осуществляется Российским морским регистром согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении организации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов».

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в Реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» зарегистрировано судно - баржа «ЯНКО», год постройки 1978, регистрационный (бортовой) ХБ, судовладельцем которого является ФИО1, о чем имеется судовой билет маломерного судна серии Г , выданный ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному судовому билету, судно - баржа «ЯНКО», год постройки 1978, регистрационный (бортовой) ХБ, имеет длину 21 м, ширину – 3,8 м, высоту борта – 2,1 метра.

По правилам ст. 44 КТМ РФ в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном п. 4 ст. 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.

Поскольку, в связи с изменением законодательства, судно - баржа «ЯНКО» в настоящее время не является маломерным судном, оно подлежит исключению из реестра маломерных судов и постановке на учет в Государственный судовой реестр.

Учитывая, что с момента вступления в силу названного Федерального закона (ДД.ММ.ГГГГ) и после направления ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» письма ФИО1 не совершила действия по перерегистрации судна, обращение прокурора в суд с настоящим иском является обоснованным.

Отсутствие регистрации судна в Государственном судовом реестре не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за соблюдением требований безопасности судоходства со стороны уполномоченных государственных органов, прохождением ежегодных технических осмотров, поскольку, из смысла закона следует, что Государственная инспекция по маломерным судам не имеет права осуществлять техническое освидетельствование судов, не являющихся маломерными, а Российский речной регистр либо Российский морской регистр имеют право осуществлять классификацию и освидетельствование судов, которые подлежат государственной регистрации, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга юридических и физических лиц.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание тот факт, что указанное выше судно имеет длину более 20 метров, оно не подлежит регистрации в реестре маломерных судов, который ведется Государственной инспекцией по маломерным судам. Эксплуатация данного судна, не зарегистрированного в установленном законом порядке, не отвечает требованиям безопасности, что может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих данное судно, а также иные суда на прилегающей водной акватории.

В соответствие с положениями п. 5 ст. 16 КВВТ РФ, ч. 3 ст. 33 КТМ РФ, п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Хабаровского транспортного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Хабаровского транспортного прокурора к ФИО1, ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>» о признании недействительным судового билета, понуждении к совершению определённых действий удовлетворить.

Признать недействительным судовой билет серии Г , выданный ДД.ММ.ГГГГФИО1 на маломерное судно – баржу «ЯНКО» с регистрационным номером ХБ.

Обязать ФИО1 в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу сдать в Хабаровское отделение ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>» судовой билет серии Г , выданный ДД.ММ.ГГГГ на судно - баржа «ЯНКО», регистрационный (бортовой) ХБ.

Обязать ФКУ ««Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>»» в течение 5 дней с момента получения судового билета снять с учета регистрации принадлежащее ФИО1 судно - баржа «ЯНКО», идентификационный ХБ.

Обязать ФИО1. в течение трех месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу поставить на регистрационный учет в ФБУ «Администрация Амурводпуть» транспортное средство – баржа «ЯНКО» с регистрационным ХБ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд путём подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

председательствующий: С.А. Костюченко

Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко