ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-483/2023 от 18.05.2023 Братского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0004-01-2023-000400-80

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2023 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.,

при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Ефимова Д.А., представителя ответчика Муниципального казенного учреждения культуры «Александровская средняя общеобразовательная школа», по доверенности Тихомировой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-483/2023 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах муниципального образования «Братский район» к Муниципальному казенному учреждению культуры «Александровская средняя общеобразовательная школа», Астапову Сергею Павловичу о признании муниципальных контрактов недействительными и применении последствий недействительности сделки,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области, действующий в интересах Муниципального образования «Братский район» указал, что между муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Александровская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МКОУ «Александровская СОШ») в лице его директора Астаповой Людмилы Николаевны и Астаповым Сергеем Павловичем заключены следующие договоры на оказание услуг:

- от 01.11.2022 №4, предметом которого являлся выпуск на линию школьного автобуса ПАЗ 320570 гос. № М 683КМ, задействованного в перевозке учащихся, и школьного трактора ЛТЗ-60АБ-10 гос. № 0273РО38, задействованного в процессе обучения по специальности категории «С».

Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что цена услуг исполнителя составляет 5 842,79 руб., из которых 4 000 рублей выдается на руки, 1011 руб. направляется в ПФР, 234,45 руб. направляется в ФФОМС.

Договор исполнен, что подтверждается актом сдачи-приемки услуг от 30.12.2022, и оплачен в размере 4 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 14.02.2023 №6960.

- от 09.01.2023 №1, предметом которого являлся выпуск на линию школьного автобуса ПАЗ 320570 гос. № М 683КМ, задействованного на перевозки учащихся, и школьного трактора ЛТЗ-60АБ-10 гос. № 0273РО38, задействованного в процессе обучения по специальности категории «С».

Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что цена услуг исполнителя составляет 5 842,79 руб., из которых 4 000 рублей выдается на руки, 1011 руб. направляется в ПФР, 234,45 руб. направляется в ФФОМС.

Договор исполнен, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 31.01.2023, и оплачен в размере 4 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 14.02.2023 №6960.

Согласно свидетельству о заключении брака от 10.01.1992 Астапова Людмила Николаевна и Астапов Сергей Павлович являются супругами.

Таким образом, вышеуказанные муниципальные контракты заключены в нарушение пункта 9 части 1 статьи 31 Закона №44, так как не соблюдены требования к участникам закупок в виде конфликта интересов с заказчиком.

Использование директором МКОУ «Александровская СОШ» Астаповой Л.Н. своих должностных полномочий при заключении, исполнении и санкционировании оплаты по данным муниципальным контрактам привело к возникновению личной заинтересованности, выразившейся в получении семейного дохода в результате исполнения ее супругом вышеуказанных договоров, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона №273-Ф3 является конфликтом интересов.

Являясь стороной конфликта интересов, директор МКОУ «Александровская СОШ» Астапова Л.Н. при заключении и исполнении указанных договоров не приняла меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, директором МКОУ «Александровская СОШ» Астаповой Л.Н. нарушены требования статьи и статьи 11 Федерального закона №273-Ф3.

Прокурор просит суд признать договор на оказание услуг от 01.11.2022 №4, заключенный между муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Александровская средняя общеобразовательная школа» и Астаповым Сергеем Павловичем недействительным и применить последствия недействительности сделки в виде взыскания с Астапова С.П. в бюджет муниципального образования «Братский район» денежные средства в размере 4 000 рублей.

Признать договор на оказание услуг от 09.01.2023 №1, заключенный между муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Александровская средняя общеобразовательная школа» и Астаповым Сергеем Павловичем недействительным и применить последствия недействительности сделки в виде взыскания с Астапова С.П. в бюджет муниципального образования «Братский район» денежные средства в размере 4 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Ефимов Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Александровская средняя общеобразовательная школа», Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, поддержала письменные возражения на иск, в которых указала, что на основании п. 1.2 Устава МКОУ «Александровская СОШ» является некоммерческой организацией. В соответствии с п. 1.6. Устава Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Братский район». Функции и полномочия Учредителя и собственника имущества осуществляет администрация МО «Братский район».

Постановлением мэра Братского района» от 29.12.2017 г. «О функциях и полномочиях Управления образованием администрации муниципального образования «Братский район» и сети подведомственных Управлению образования администрации муниципального образования «Братский район» образовательных организаций» утверждено Положение о функциях и полномочиях Управления образования администрации муниципального образования «Братский район» (далее - Положение).

В соответствии с п. 5 данного Положения Управлению образования администрации муниципального образования «Братский район» Администрацией муниципального образования «Братский район» делегированы следующие полномочия:

осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью подведомственных образовательных организаций (п. 5.1);

осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (участника бюджетного процесса), главного администратора (администратора) доходов бюджета, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами муниципального образования «Братский район» (п. 5.36);

информационно - методическое сопровождение образовательных организаций при осуществлении ими закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5.48).

В соответствии с Перечнем получателей средств бюджета, подведомственным главным распорядителям средств бюджета муниципального образования «Братский район», утвержденным Постановлением мэра Братского района от 26.10.2022 г. № 770 «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению мэра Братского района № 788 от 07.12.2020 года «Об утверждении Перечня получателей средств бюджета, подведомственных главным распорядителям средств бюджета муниципального образования «Братский район» Управление образования администрации муниципального образования «Братский район» является главным распорядителем бюджетных средств в отношении образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования «Братский район».

В соответствии с п. 1.2 Устава МКОУ «Александровская СОШ» тип учреждения - казенный.

На основании ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

На основании вышеизложенного, руководитель образовательной организации может заключать договор гражданско-правового характера с близким родственником (мужем) после одобрения указанной сделки учредителем бюджетной организации.

В соответствии с уставом МКОУ «Александровская СОШ» является некоммерческой организацией.

Как следует из абзаца второго п. 1 ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон 7-ФЗ), конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации (далее также - НКО) имеет место в случае заинтересованности упомянутых лиц в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок.

В свою очередь, из абзаца первого того же пункта следует, что для целей Закона N 7-ФЗ заинтересованными лицами именуются лица, заинтересованные в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами. Заинтересованными лицами признаются руководитель (заместитель руководителя) НКО, а также лицо, входящее в состав органов управления НКО или органов надзора за ее деятельностью, при одновременном наличии следующих условий: указанные лица состоят с организациями или гражданами, с которыми НКО совершает сделки или иные действия, в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан; упомянутые организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для НКО, крупными потребителями товаров (услуг), производимых этой НКО, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано НКО, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом НКО (смотрите также подп. 4.1 п. 4 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Минтруда России 08.11.2013).

В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя); сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении - соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной.

Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации. Если убытки причинены некоммерческой организации несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной" (части 3-4 статьи 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

В рассматриваемой ситуации МКОУ «Александровская СОШ» заключенные договоры гражданско - правового характера между руководителем образовательной организации и её близким родственником (мужем) были согласованы учредителем образовательной организации (Администрацией АМО «Братский район» в лице Управления образования АМО «Братский район»), о чем имеется соответствующие отметки на ходатайствах образовательной организации.

Прокуратура Братского района также поставлена об этом факте в известность, в связи с чем, нарушений закона не допущено, работы фактически выполнены. Кроме того, при признании судом сделки недействительной должна быть произведена двусторонняя реституция, а не как просит прокурор в требованиях иска - исключительно возмещение средств в бюджет исполнителем по сделке.

Ответчик Астапов С.П., в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации МО «Братский район», в суд не явился, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, представителя третьего лица по делу, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Ефимова Д.А., представителя ответчика МКОУ «Александровская СОШ», Тихомировой А.С., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих.

При этом как указано в ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В судебном заседании установлено, что Астапова Л.Н. является директором МКОУ «Александровская СОШ», что подтверждается копией приказа №258-л от 22.06.2001, выпиской из ЕГРЮЛ.

01.11.2022 между МКОУ «Александровская СОШ» в лице директора Астаповой Л.Н. (заказчик) и Астаповым С.П. (исполнитель) заключен договор оказания услуг №4 по выпуску на линию школьного автобуса ПАЗ 320570 гос. №М 683 КМ, задействованного на перевозки учащихся, выпуск на линию школьного трактора ЛТЗ-60АБ-10 гос. № 0273РО38, задействованного в процессе обучения по специальности категории «С».

Согласно п. 2.1 договора оказания услуг от 01.11.2022 срок исполнения работ с 01.11.2022 по 31.12.2022.

Пунктом 5.1 договора оказания услуг от 01.11.2022 установлено, что цена услуг исполнителя составляет 5 842,79 руб., сумма на руки – 4000 руб.

Также в судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что работы по договору оказания услуг №4 от 01.11.2022 Астаповым С.П. выполнены, что подтверждается актом сдачи-приемки услуг от 30.12.2022.

09.01.2023 между МКОУ «Александровская СОШ» в лице директора Астаповой Л.Н. (заказчик) и Астаповым С.П. (исполнитель) заключен договор оказания услуг №1 по выпуску на линию школьного автобуса ПАЗ 320570 гос. № М 683 КМ, задействованного на перевозки учащихся, выпуск на линию школьного трактора ЛТЗ-60АБ-10 гос. № 0273РО38, задействованного в процессе обучения по специальности категории «С».

Согласно п. 2.1 договора оказания услуг от 09.01.2023 срок исполнения работ с 09.01.2023 по 31.05.2023.

Пунктом 5.1 договора оказания услуг от 09.01.2023 установлено, что цена услуг исполнителя составляет 5 976,10 руб., сумма на руки – 4000 руб.

Также в судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что работы по договору оказания услуг №1 от 09.01.2023 Астаповым С.П. выполнены, что подтверждается актом сдачи-приемки услуг от 31.01.2023.

При этом, из платежного поручения № 6960 от 14.02.2023 следует, что оплата по договору №4 от 01.11.2022 и №1 от 09.01.2023 Астапову С.П. была произведена на сумму 8000 руб.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено и сторонами не оспаривалось, что Астапов С.П. по договорам оказания услуг от 01.11.2022 и от 09.01.2023 от Финуправления АМО «Братский район» в общей сложности получил 8000 руб.

Копией свидетельства о заключении брака III-СТ *** от **.**.**** подтверждается, что 10.01.1992 между Астаповым С.П. и ФИО Л.Н. заключен брак; после заключения брака жене присвоена фамилия – Астапова. На момент заключения договора брак не расторгнут.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что при заключении договоров оказания услуг от 01.11.2022, 09.01.2023 между администрацией МКОУ «Александровская СОШ» в лице директора Астаповой Л.Н. и Астаповым С.П. возник конфликт интересов, поскольку данные лица на момент заключения указанных договоров являлись супругами (являются в настоящее время).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» директор МКОУ «Александровская СОШ» Астапова Л.Н. не приняла меры по урегулированию конфликта интересов.

При таких обстоятельствах суд полагает установленным, что директором МКОУ «Александровская СОШ» Астаповой Л.Н. при заключении договоров на оказание услуг от 01.11.2022, 09.01.2023 были нарушения требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Согласно положениям п. 1 ст. 168 ГК РФ по общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой. В то же время сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

Посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, поскольку заключенный между директором МКОУ «Александровская СОШ» в лице Астаповой Л.Н. и Астаповым С.П. договоры оказания услуг от 01.11.2022, 09.01.2023 были заключены в нарушение установленных положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», следовательно, указанные договоры являются недействительными.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку при совершении данной сделки был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, то исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Муниципального образования «Братский район» о признании договоров оказания услуг от 01.11.2022, 09.01.2023, заключенных между МКОУ «Александровская СОШ» в лице директора Астаповой Л.Н. и Астаповым С.П. недействительным, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

При этом в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Из содержания п. 2 ст. 167 ГК РФ следует, что взаимные предоставления по недействительной сделке, которая была исполнена обеими сторонами, считаются равными, пока не доказано иное. В случае признания сделки, связанной с предоставлением услуги, недействительной, исполнитель вправе требовать возмещения понесенных им расходов по сделке.

В пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016, указано, что по смыслу ст. 167 ГК РФ вследствие недействительности муниципального контракта каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом применение двусторонней реституции должно обеспечить возврат в первоначальное положение всех сторон сделки.

При этом суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что совершение указанных сделок было согласовано МКОУ «Александровская СОШ» с управлением образования, что исключает признание их незаконными, так как Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в статье 1 устанавливает, что он применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктами 2, 3, 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44).

В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 3 Закона №44 муниципальное казенное учреждение является заказчиком, и закупочная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями данного закона.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» казенное учреждение не включено в перечень видов юридических лиц, имеющих право осуществлять закупки в соответствии с данным законодательством.

Таким образом, осуществление закупок и заключение муниципальных контрактов муниципальными казенными учреждениями может осуществляться только в соответствии с требованиями Закона №44, поскольку данный закон регулирует осуществление закупок, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 2 Закона №44 установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В связи с изложенным, положения статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующей вопросы одобрения сделки при наличии конфликта интересов, не применим в данном случае в связи с тем, что Законом №44 установлен запрет на заключение муниципальными казенными учреждениями муниципальных контрактов при наличии конфликта интересов.

Положения статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могли быть применены в случае заключения договора на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг такими некоммерческими организациями как бюджетное или автономное учреждения, но только в том случае если закупка, не финансировалась бы за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Закона №44 закупки, финансируемые за счет иных средств, за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который не устанавливает запрет, аналогичный запрету, установленному частью 22 статьи 34 Закона №44. При этом при разрешении данного спора не имеют правового значения документы об образовании Астапова С.П. (техник-механик, копия диплома ЗТ №866316; контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, копия диплома 380400001970).

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку договоры на оказание услуг от 01.11.2022, 09.01.2023, заключенные между МКОУ «Александровская СОШ» в лице директора Астаповой Л.Н. и Астаповым С.П., признаны недействительным, следовательно, необходимо применить последствия недействительности ничтожной сделки, возвратив стороны в первоначальное положение, и взыскать с Астапова С.П. в бюджет муниципального образования «Братский район» денежные средства в размере 4000 рублей, уплаченные по договору оказания услуг №4 от 01.11.2022, денежные средства в размере 4000 рублей, уплаченные по договору оказания услуг №1 от 09.01.2023. При этом, учитывая доводы представителя ответчика о применении двусторонней реституции, суд считает возможным взыскать с ответчика полученные денежные средства по договорам, признанным судом недействительным, основываясь на том, что ответчик Астапов С.П. не лишен права обратится в суд с требованиями о взыскании в его пользу денежных средств по указанным сделкам, исходя из реально выполненных им работ, оказанных услуг.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах муниципального образования «Братский район» удовлетворить.

Признать договор на оказание услуг от 01.11.2022 №4, заключенный между муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Александровская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 3823029378) и Астаповым Сергеем Павловичем (паспорт ***), недействительным и применить последствия недействительности сделки в виде взыскания с Астапова Сергея Павловича, **.**.**** г.р., уроженца ..., в бюджет муниципального образования «Братский район» денежные средства в размере 4 000 рублей.

Признать договор на оказание услуг от 09.01.2023 №1, заключенный между муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Александровская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 3823029378) и Астаповым Сергеем Павловичем (паспорт ***), недействительным и применить последствия недействительности сделки в виде взыскания с Астапова Сергея Павловича, **.**.**** г.р., уроженца ..., в бюджет муниципального образования «Братский район» денежные средства в размере 4 000 рублей.

Получатель: Администрация муниципального образования «Братский район»

ИНН 3823028737

КПП 382301001

УФК по Иркутской области

л/с 04343D04490

р/с 03100643000000013400

к/с 40102810145370000026

БИК 012520101

ОКТМО 25604000

КБК 99220240014051017150

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Ю. Старникова

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2023