ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-484(5 от 01.07.2019 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

66RS0056-01-2019-000780-76

Гражданское дело № 2-484(5)2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тавда 01 июля 2019 года

мотивированное решение составлено 05 июля 2019 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Рудаковской Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Овериной М.М.,

с участием помощника Тавдинского городского прокурора Кокориной А.Ю.,

представителя ответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Тавдинское лесничество» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тавдинского городского прокурора, поданному в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Тавдинское лесничество» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов на землях лесного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Тавдинский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Тавдинский районный суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Тавдинское лесничество», в котором просит возложить на ответчиков обязанность в срок до 01 ноября 2019 года восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов расположенных в Тавдинском городском округе Свердловской области на территории лесных участков в Городском участковом лесничестве участок «Городской» квартал 48 выдел 41,34 (№ 58° 02?729??, Е 065°11? 907??).

В обоснование искового заявления указано, что Тавдинской городской прокуратурой при реализации функции по надзору в сфере охраны окружающей среды и природопользования установлено, что на землях лесного фонда, в границах Тавдинского городского округа имеются места несанкционированного размещения отходов, расположенные в Тавдинском городском округе Свердловской области на территории лесных участков в Городском участковом лесничестве участок «Городской» квартал 48 выдел 41,34 (№ 58° 02?729??, Е 065°11? 907??).

Согласно рапорту помощника Тавдинского городского прокурора от 07 мая 2019 года в ходе визуального обследования участка местности, расположенного на лесном участке в Тавдинском районе Свердловской области на расстоянии около 1,5 км. от территории садоводческого товарищества «Песчаное» с правой стороны автомобильной дороги сообщением Тавда-Таборы, на протяжении около 150 метров в лесном массиве по обеим сторонам грунтовой дороги размещены отходы производства и потребления.

Согласно акту осмотра, проведенного лесничим городского участкового лесничества ГКУ СО «Тавдинское лесничество» ФИО2 совместно с мастером леса ФИО3 от 13 мая 2019 года в ходе осмотра территории лесных участков в Городском участковом лесничестве участок «Городской» квартал 48 выдел 41,34 (№ 58° 02?729??,Е 065°11? 907??) выявлен факт захламления указанных лесных участков бытовым мусором.

Из акта о лесонарушении от 14 мая 2019 года № 2 следует, что на территории лесного участка участковое лесничество Городское участок Городской квартал 48 выдел 41,34 размещены отходы производства и потребления объемом 20 куб.м., вред причиненный лесам составил 48 340 рублей.

По факту размещения вышеуказанной несанкционированной свалки сотрудниками МО МВД России «Тавдинский» вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 17 мая 2019 года.

Лица, осуществившие размещение отходов производства и потребления на землях лесного фонда не установлены.

Поскольку исполнение требований нормативных правовых актов по защите леса и обязанность финансирования связанных с ними мероприятий является обязанностью Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области и Государственного казенного учреждения Свердловской области «Тавдинское лесничество», Тавдинский городской прокурор просит возложить на ответчиков обязанность ликвидировать указанное несанкционированное размещение отходов на землях лесного фонда.

В судебном заседании помощник Тавдинского городского прокурора Кокорина А.Ю. исковые требования Тавдинского городского прокурора поддержала полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила заявленные требования удовлетворить, возложив на ответчиков ликвидировать несанкционированное размещение отходов на землях лесного фонда.

Представитель ответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Тавдинское лесничество» ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями Тавдинского городского прокурора была полностью согласна, пояснила, что указанное несанкционированное размещение отходов они согласны ликвидировать, срок установленный прокурором является для них разумным.

Заслушав пояснения помощника Тавдинского городского прокурора, представителя ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Тавдинского городского прокурора по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П, от 07.06.2000 № 10-П, от 02.06.2015 № 12-П).

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст.ст.13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П).

В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком права на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Судом установлено, что по результатам обследования земельного участка, расположенного на территории Тавдинского городского округа в рамках проверочных мероприятий, проведенных Тавдинской городской прокуратурой, выявлено, что на территории лесных участков в Городском участковом лесничестве участок «Городской» квартал 48 выдел 41,34 (№ 58° 02?729??, Е 065°11? 907??) обнаружено несанкционированное размещение отходов производства и потребления.

Исходя из рапорта помощника Тавдинского городского прокурора от 07 мая 2019 года, на лесном участке в Тавдинском районе Свердловской области на расстоянии около 1,5 км. от территории садоводческого товарищества «Песчаное» с правой стороны автомобильной дороги сообщением Тавда-Таборы, на протяжении около 150 метров в лесном массиве по обеим сторонам грунтовой дороги размещены отходы производства и потребления.Согласно актам осмотра от 13 мая 2019 года, о лесонарушении № 2 от 14 мая 2019 года составленными лесничим городского участкового лесничества ГКУ СО «Тавдинское лесничество» ФИО4 на территории лесного участка участковое лесничество Городское участок Городской квартал 48 выдел 41,34 размещены отходы производства и потребления объемом 20 куб.м., вред причиненный лесам составил 48 340 рублей. Установлено, что несанкционированное размещение отходов находится на территории лесного фонда ГКУ СО «Тавдинское лесничество». Данный участок арендой не обременен.В соответствии с материалом КУСП № 3558 от 08 мая 2019 года по заявлению заместителя Тавдинского городского прокурора о размещении на расстоянии 1,5 км. от территории садоводческого товарищества «Песчаное» с правой стороны автомобильной дороги сообщением Тавда-Таборы на протяжении 150 м. в лесном массиве несанкционированной свалки, участковым уполномоченным МО МВД России «Тавдинский» 17 мая 2019 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации за отсутствием состава преступления. Согласно указанному материалу КУСП лица, осуществившие размещение отходов производства и потребления на землях лесного фонда, не установлены.Земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, предусматривает меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП (в ред. от 26.12.2018) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" и на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным Российской Федерацией осуществлять отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе, осуществления мер пожарной безопасности на землях лесного фонда.В силу подп. 1 п. 11-1 указанного постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП (в ред. от 26.12.2018) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" в сфере лесных отношений Министерство осуществляет, в том числе, права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области.Согласно Уставу ГКО СО «Тавдинское лесничество», утвержденному приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области № 1845 от 09 декабря 2011 года, ГКО СО «Тавдинское лесничество» является некоммерческой организацией, созданной Свердловской областью для оказания услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере лесных отношений. Одной из целей деятельности ГКО СО «Тавдинское лесничество» является обеспечение охраны и защиты лесов, одним из основных видов деятельности является обеспечение организации защиты лесов на землях лесного фонда на территории Свердловской области, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия. Принимая во внимание вышеизложенные нормы материального права, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, суд приходит к выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, должна быть возложена на ответчиков.Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.В соответствии с пп. 2 п. 18 постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП (в ред. от 26.12.2018) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателя и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.Таким образом, проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от несанкционированных мест размещения отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является. В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации использование денежных средств для исполнения вступившего в силу судебного акта не может рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств. Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Как уже указывалось выше, согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

С учетом вышеизложенного требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая уровень социальной значимости и объем мероприятий по исполнению судебного решения, считает необходимым установить срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей, указанный прокурором, с которым представитель ответчиков полностью согласилась, до 01 ноября 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тавдинского городского прокурора, поданные в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Тавдинское лесничество» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов на землях лесного фонда, удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Тавдинское лесничество» обязанность в срок до 01 ноября 2019 года восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов расположенных в Тавдинском городском округе Свердловской области на территории лесных участков в Городском участковом лесничестве участок «Городской» квартал 48 выдел 41,34 (№ 58° 02?729??, Е 065°11? 907??).

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 05 июля 2019 года.

Решение составлено в совещательной комнате машинописным способом.

Председательствующий судья Е.Н. Рудаковская