ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4840/202008Д от 08.12.2020 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-4840/2020 08 декабря 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи: А.А. Токарь,

при секретаре: Ф.В. Лёгостиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат <адрес>» об обязании выплачивать пенсию за выслугу лет с учётом увеличения на 2%,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что является получателем пенсии в соответствии с соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно ч. 2 ст. 43 названного Закона с ДД.ММ.ГГГГ определён порядок, в соответствии с которым денежное довольствие для расчёта пенсии, лицам, перечисленным в ст. 1 названного закона, устанавливается в размере 54 % и подлежит ежегодному увеличению на 2% до достижения 100% его размера. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» действие ч. 2 ст. 43 вышеназванного закона приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ», в связи с чем пенсия истца была лишь проиндексирована с ДД.ММ.ГГГГ на 3%, ввиду увеличения окладов по последней штатной должности и по воинскому званию без ежегодного увеличения денежного довольствия на 2%. Приостановление действия нормы закона, определяющей порядок повышения размера пенсионного обеспечения граждан - военных пенсионеров, по мнению истца, является неоправданной мерой, нарушает ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, противоречит требованиям ч. 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой индексация пенсий должна осуществляться не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. Кроме того, истец полагал, что введение в действие Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ не отвечает новым требованиям Конституции Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2739-0, так как, произвольно отказавшись от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, государство допустило нарушение баланса частных и публичных интересов (интересов военных пенсионеров и интересов государства) в ущерб частным интересам пенсионеров. По изложенным основаниям истец просил обязать Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ пенсию за выслугу лет с учётом ч. 2 ст. 43 Закона от ДД.ММ.ГГГГг. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Представитель ответчика направил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ была реформирована система денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, внесены изменения в правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий, так ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" размер подлежащего учёту денежного довольствия для исчисления пенсии установлен с ДД.ММ.ГГГГ в размере 54% с последующим увеличением его, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на 2% до достижения 100%. Наряду с этим законодатель предусмотрел возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен), в связи с которым производится перерасчёт пенсии военных пенсионеров в сторону увеличения (п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"). Федеральными законами действие ч. 2 ст. 43 вышеуказанного Закона неоднократно приостанавливалось, при этом одновременно устанавливалось увеличение процентов денежного довольствия, принимаемого к исчислению пенсии военных пенсионеров, так, согласно положениям Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий в соответствии со статьей 43 Закона, с ДД.ММ.ГГГГ установлен 73,68%, кроме того, ввиду увеличения с ДД.ММ.ГГГГ окладов по воинским должностям и по воинским званиям в 1,03 раза на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов и исполнительной власти», учитываемое для расчёта пенсии денежное довольствие также было увеличено в 1,03 раза, истцу произведён перерасчёт пенсии в сторону увеличения. Также ответчик указал, что истцу не предоставлено право самостоятельно определять порядок расчёта пенсии.

В судебное заседание истец явился, заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика, уведомленный о месте и времени слушания дела в соответствии с требованиями, установленными ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате города Санкт-Петербурга с ДД.ММ.ГГГГ, пенсия за выслугу лет ему назначена ДД.ММ.ГГГГ и выплачивается по настоящее время; при её назначении расчёт производился в соответствии со ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю и оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1), исходя из денежного довольствия, имевшегося на дату увольнения.

Для исчисления пенсии истцу в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 941 учитывались оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В связи с реформированием с ДД.ММ.ГГГГ системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом N 309-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 внесены изменения и ст. 43 дополнена частью 2, которой предусмотрено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 54% и, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера, наряду с этим в части второй статьи 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 законодатель предусмотрел возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен), поскольку выплата пенсий согласно ч. 1 ст. 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 обеспечивается за счет средств федерального бюджета, финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке; кроме того, согласно изменениям, внесённым в п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 названного Закона, и их семьям, подлежали пересмотру с 01 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.

На основании ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ
"О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ" действие ч. 2 ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ установлен 73,68 процента от размера денежного довольствия, предусмотренного ч. 1 ст. 43 упомянутого Закона.

П. 6 ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу либо приостановлении действия в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Таким образом, действующим законодательством установлен механизм исчисления и порядка индексации пенсий, направленный на повышение их размеров и, как следствие, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан – военных пенсионеров, а также механизм, направленный на обеспечение исполнения отдельных положений федеральных законов, путём приостановления их действия при отсутствии источников финансирования.

Предусмотренные п. 6 ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия по приостановлению действия некоторых законодательных норм, по мнению суда, не противоречат положениям ст.ст. 17 (ч. 3), 19, 39 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют обеспечить эффективность правового регулирования в сфере социального обеспечения.

Заявляя требования об обязании ответчика выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ пенсию за выслугу лет с учётом ч. 2 ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, истец ссылался на положения ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2).

Материалами дела подтверждено, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена пенсия в размере 11 427 рублей 40 копеек.

После внесения в пенсионное законодательство изменений, размер пенсии истца неуклонно возрастал и с ДД.ММ.ГГГГ составил 37 612 рублей 89 копеек, а с ДД.ММ.ГГГГ – 38 742 рубля 17 копеек, то есть за один месяц увеличился на 1 129 рублей 28 копеек. Таким образом, доводы истца о том, что приостановление действия ч. 2 ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 до ДД.ММ.ГГГГ влечёт нарушение его конституционных прав на справедливое пенсионное обеспечение, опровергаются материалами дела, а определённый законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих механизм исчисления пенсии не влечёт умаление его прав.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2105-О об отказе в принятии жалобы ФИО2 об оспаривании конституционности Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ", в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня.

Правовое регулирование, предусматривающее наряду с приостановлением действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I поэтапное увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 этого же Закона Российской Федерации, было установлено в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 367-ФЗ (с ДД.ММ.ГГГГ данный размер составил 69,45 процента), а также в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 430-ФЗ, в соответствии с частью 2 данной статьи с ДД.ММ.ГГГГ размер денежного довольствия был увеличен до 72,23 процента и в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 460-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой размер денежного довольствия с ДД.ММ.ГГГГ увеличен до 73,68 процента. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ указанный размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении размера пенсии, был сохранен до ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, такое правовое регулирование, предусмотренное, в том числе оспариваемыми законоположениями, установлено законодателем в пределах дискреционных полномочий, прямо предусмотренных пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса публичных и частных интересов, в том числе за счет последовательного увеличения размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ" в настоящее время является действующим, его положения обязательны для суда при разрешении настоящего спора, равно как и для ответчика, осуществляющего пенсионное обеспечение истца. Установленные данным законом ограничения к применению ч. 2 ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 не могут быть преодолены путём вынесения судебного решения.

Кроме того, защите в силу ст. 11 ГК РФ подлежат нарушенные права. Доказательств в подтверждение того, что ответчиком нарушены права и охраняемые законом интересы истец не представил.

При изложенных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения заявленного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1 в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: