Дело № 2- 4845\2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Бойковой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Акиньшиной Е.М.,
с участием помощника прокурора г. Южно-Сахалинска Куренной Ю.А.,
представителя ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности от 19.08.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора г. Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Консультативно – диагностический центр г. Южно-Сахалинска» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Южно-Сахалинска обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр г. Южно-Сахалинска», указывая, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения ответчиком требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение пп.3.ст.4 123 –ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 12.67 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (утв. Приказом ГУГПС МВФ РФ от 04.06.2001 г. №31) (ред. от 31.12.2002), п. 13.3.6 «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в здании имеются датчики, расположенные на расстоянии мене 0,5м от электроосветительных приборов.
- в нарушение подп. «Д» п. 136 Правил противопожарного режима РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 (далее ППР РФ),в подвальном этаже лечебного учреждения размещены складские помещения и мастерская.
- в нарушение п.4, 14 табл. 1 НБ 110-03,п. А4, А.10 приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, не сблокировано АУПС помещение № (согласно плана БТИ) подвального этажа.
- в нарушение ч.3 ст. 4.123 –ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.1 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий сооружений», пп. Б. п 23 ППР РФ от 25.04.2012 №390, не ограничена пожарная опасность строительного материала (для облицовки фасадной системы здания использованы алюминиевые композитные листовые панели с группой горючести «Г4» - сильно горючие).
- в нарушение подп. «Б» п.23 ППР РФ, помещения технического этажа используются для хранения продукции, оборудования и других предметов, помещение на техническом этаже используется под архив бумажных носителей.
Просил суд возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- привести расположение датчиков в соответствии с пп.3 ст.4 123 –ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 12.67 НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 №31) (ред. от 31.12.2002), п.13.3.6 «СП 5.13130.2009.Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
- освободить подвальный этаж лечебного учреждения от складских помещений и мастерской,
- сблокировать АУПС помещение № (согласно плана БТП) подвального этажа,
- привести облицовку фасадной системы здания в соответствие с ч.3 ст.4 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.1 СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», подп. «Б» п.23 ППР РФ от 25.04.2012 №, с использованием негорючих материалов,
- освободить помещение технического этажа от хранения продукции, оборудования, архива бумажных носителей и других предметов.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, приведенным в иске.
Представитель ответчика иск не признал. Поддержал доводы, приведенные в письменном отзыве на иск. Пояснил, что ответчиком проводится работа по поддержанию обязательных требований пожарной безопасности. Проведение мероприятий, о которых указывает прокурор, требует значительных финансовых затрат, что приведет к увеличению сроков их исполнения. Сметная стоимость ремонта фасада и крыши здания составляет более 60 миллионов рублей и на текущий год финансирование данного мероприятия не предусмотрено. В настоящее время подыскан вариант места расположения в другом здании складских помещений из подвального этажа и архива с технического этажа. В ближайшее время данные нарушения будут устранены. Также проводится работа по сблокированию АУПС и расположению датчиков в соответствие с установленными требованиями.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела было извещено. Своего представителя в суд не направили, письменный отзыв на иск не представили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 21.12.1994 г.№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статья 37 ФЗ от 21.12.1994 г.№ 69-ФЗ предусматривает, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Часть 3 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что в здании по <адрес>». Представитель ответчика суду пояснил, что данное здание предоставлено ответчику на праве оперативного управления.
Актами проверок органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № от 25.01.2019 г., № от 07.08.2018 г., а также предписаниями № от 25.01.2019 г.,№ от 07.08.2018 г. подтверждается, что сотрудником ГУ МЧС России по Сахалинской области при проведении проверок ответчика были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В частности:
- в здании имеются датчика, расположенные на расстоянии менее 0,5м от электроосветительных приборов,
- в подвальном этаже лечебного учреждения размещены складские помещения и мастерская,
- не сблокировано АУПС помещения № (согласно плана БТИ) подвального этажа,
- не ограничена пожарная опасность строительного материала (для облицовки фасадной системы здания использованы алюминиевые композитные листовые панели с группой горючести «Г4» - сильно горючие),
- помещение технического этажа используется для хранения продукции, оборудования и других предметов, помещение на техническом этаже используется под архив бумажных носителей.
Вместе с тем пунктом 136 Правил противопожарного режима РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390, запрещается: д) размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады и кладовые.
Согласно пункта 23 этих же Правил, на объектах защиты запрещается:
а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности в сфере технического регулирования.
б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
Согласно данных проведенных проверок в здании ответчика в подвальном помещении размещены складские помещения и мастерская, а помещение технического этажа используется для хранения продукции, оборудования и других предметов, а также под архив бумажных носителей, что является нарушение требования пожарной безопасности.
Пунктом 12.67 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001г. №31 ( в редакции от 31.12.2002 г) предусмотрено, что при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей пожарной сигнализации с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м. Допускается прокладка указанных проводов и кабелей на расстоянии менее 0,5 м от силовых и осветительных кабелей при условии их экранирования от электромагнитных наводок. Допускается уменьшение расстояния до 0,25 м от проводов
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с Изменением N 1) пункт 13.3.6, предусматривает, что размещение точечных тепловых и дымовых пожарных извещателей следует производить с учетом воздушных потоков в защищаемом помещении, вызываемых приточной и/или вытяжной вентиляцией, при этом расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия должно быть не менее 1 м. В случае применения аспирационных пожарных извещателей расстояние от воздухозаборной трубы с отверстиями до вентиляционного отверстия регламентируется величиной допустимого воздушного потока для данного типа извещателей в соответствии с технической документацией на извещатель. Горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников, в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.
Представленными в дело документами подтверждается, что в нарушение вышеприведенных требований в здании ГБУЗ «Консультативно- диагностический центр г. Южно-Сахалинска» имеются датчики, расположенные на расстоянии менее 0,5 м от электроосветительных приборов.
Так же в нарушение ответчиком требований пожарной безопасности выразилось в том, что в помещении № (согласно плана БТП) подвального помещения не сблокировано АУПС.
НПБ 110- 03, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» предусматривают наличие в зданиях АУПС.
Согласно пункта 7.1 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений, устанавливает, что предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся:
конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями;
ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;
снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;
наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения; сигнализация и оповещение о пожаре.
В нарушение вышеуказанных противопожарных требований для облицовки фасадной системы здания ГБУЗ «Консультативно- диагностический центр г. Южно-Сахалинска», использованы алюминиевые композитные листовые панели с группой горючести «Г4» - сильно горючие.
Представитель ответчика не оспаривал наличие данных нарушений требований пожарной безопасности.
Также наличие вышеуказанных нарушений противопожарной безопасности подтверждается копией постановления мирового судьи судебного участка № городского округа «г. Южно-Сахалинск» от 15.02.2019 г. о привлечении к административной ответственности ГБУЗ Сахалинской области « Консультативно- диагностический центр г. Южно-Сахалинска» к административной ответственности за правонарушение предусмотренное ч. 13 ст. 19.5 Ко АП РФ, а именно не исполнение в установленный срок и полном объеме законных предписаний ГУ МЧС России по Сахалинской области № и №.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.
При определении срока исполнения ответчиком возлагаемой судом обязанности, суд принимает во внимание то обстоятельство, что ответчик финансируется за счет средств бюджета, для выполнения возложенных судом обязанностей необходимо заключение муниципальных контрактов через процедуру проведения аукциона, что займет определенное время. В этой связи суд считает необходимым установить для ответчика срок исполнения обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, при вынесении решения государственная пошлина- 300 руб. подлежит взысканию с ответчика (ст. 103 ГПК РФ)
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Консультативно – диагностический центр г. Южно-Сахалинска» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Консультативно- диагностический центр г. Южно-Сахалинская» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу
- привести расположение датчиков в соответствии с пп.3 ст.4 123 –ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 12.67 НПБ 88-2001 Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 №31) (ред. от 31.12.2002),п. 13.3.6 «СП 5.13130.2009.Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
- освободить подвальный этаж лечебного учреждения от складских помещений и мастерской,
- сблокировать АУПС помещение № (согласно плана БТП) подвального этажа,
- привести облицовку фасадной системы здания в соответствие с ч.3 ст.4 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.1 СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», подп. «Б» п.23 ППР РФ от 25.04.2012 №, с использованием негорючих материалов,
- освободить помещение технического этажа от хранения продукции, оборудования, архива бумажных носителей и других предметов.
Взыскать с ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр г. Южно-Сахалинска» государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «г. Южно-Сахалинск» 300 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Южно-Сахалинский городской суд.
Председательствующий М.Н. Бойкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий М.Н. Бойкова