ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4845/2022 от 15.08.2022 Раменского городского суда (Московская область)

УИД: 50RS0-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2022 года

Раменский городской суд ФИО1 в составе:

председательствующего судьи Кочетковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО «Мособлгаз» к ФИО3 об обязании не чинить препятствий в газификации, взыскании расходов по оплате госпошлины,

УСТАНОВИЛ:

АО «Мособлгаз» обратилось в суд с иском, требованиями которого просит обязать ФИО3 не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: ФИО1 , Раменский городской округ, , территория ООО «Самар-1» к распределительному газопроводу среднего давления протяженностью 3 366,67 м. по адресу: ФИО1 , с/п Сафоновское, ООО «Самар-1» в целях исполнения ФИО1 «Развитие газификации в ФИО1 до 2030 года» путем выдачи согласия на подключение, а в случае неисполнения ФИО3 данного решения суда в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: ФИО1 , Раменский городской округ, , территория ООО «Самар-1», считать полученным, взыскать с ФИО3 расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 руб. и обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований истец указал, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения ФИО1 . В своем Послании ФИО2 Президентом Российской Федерации ФИО8 было поручено в срок до 2023 года осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено ФИО1 «Развитие газификации в ФИО1 до 2030 года». АО «Мособлгаз» является исполнителем ФИО1 социальной газификации, государственным заказчиком которой выступает Министерство энергетики ФИО1 . ФИО1 на основании изданного Постановления от «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов ФИО1 » во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания ФИО2, утвержденного Президентом Российской Федерации от № Пр-753, в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, определило Акционерное Общество «Мособлгаз» региональным оператором газификации ФИО1 . Также в соответствии с Постановлением ФИО1 от «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения ФИО1 » (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения ФИО1 . На АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения. ФИО3 принадлежит распределительный подземный газопровод среднего давления протяженностью 3366,67 метров, расположенный по адресу: ФИО1 , с., ООО «Самар-1». Между АО «Мособлгаз» и ответчиком был заключен и в настоящий момент действует договор по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования от -р, в соответствии с условиями которого ответчик осуществляет оплату оказываемых АО «Мособлгаз» услуг. Объекты капитального строительства, находящиеся на территории ООО «Самар-1» в границах поселка Гжелка Раменского городского округа ФИО1 включены в ФИО1 социальной газификации, так как подпадают под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации и источник газоснабжения находится в границах населенного пункта. В связи с этим собственники объектов капитального строительства на территории ООО «Самар-1» в поселке Гжелка Раменского городского округа ФИО1 получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Газоснабжение жилых домов третьих лиц, расположенных по адресу: ФИО1 , Раменский городской округ, , территория ООО «Самар-1» возможно к газопроводу-источнику ответчика, что предусмотрено схемой газоснабжения территории ООО «Самар-1». Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением газоснабжения существующих потребителей газа на территории ООО «Самар-1» поселка Гжелка Раменского городского округа ФИО1 . В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчика подключением от газопровода-источника не будут нарушены. АО «Мособлгаз» неоднократно обращалось к ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации ФИО1 социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных на территории ООО «Самар-1» поселка Гжелка Раменского городского округа ФИО1 . Однако ответчик направленными в филиал АО «Мособлгаз» «Юго-Восток» письмами отказал в выдаче согласия на подключение к газопроводу-источнику на безвозмездной основе. Газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе ФИО1 и является его частью. На основании изложенного, истец обратился с названными требованиями в суд.

В судебном заседании представители истца АО «Мособлгаз» по доверенности () ФИО9 и ФИО10 настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель ответчика по доверенности () ФИО11 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, предоставляла письменные возражения ().

Третьи лица ФИО14, ФИО22, ФИО24, ФИО41 и ФИО43, а также представитель третьего лица ФИО27 по доверенности () ФИО12 в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, предоставляли письменное мнение ().

Третьи лица ФИО46., ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО4, ФИО23, ФИО25, ФИО26. ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34. ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО5, ФИО42, ФИО4 Ю.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направляли письменные мнения (), которыми поддержали исковые требования в полном объеме и просили рассматривать дело в отсутствие.

Представитель третьего лица Администрации Раменского городского округа ФИО1 в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил письменное мнение, которым просил постановить по делу решение с учетом собранных доказательств ().

Представитель третьего лица Министерства энергетики ФИО1 в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (), возражений по иску не представил.

Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 167 ГПК РФ, дело постановлено рассмотреть в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно абзацу 2 статьи 4 ФИО2 закона от № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее – Закон) одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учётом промышленной и экологической безопасности.

В соответствии со статьей 2 Закона газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

В силу статьи 27 Закона юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утверждённого постановлением ФИО1 РФ от , поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках.

Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеназванного Положения).

Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединённых к сетям газоснабжающей организации.

В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учётом особенностей, предусмотренных этой статьей.Судом установлено и подтверждается материалами дела, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения ФИО1 .

В своем Послании ФИО2 Президентом Российской Федерации ФИО8 было поручено в срок до 2023 года осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации без привлечения денежных средств граждан.

Выполнение данных мероприятий предусмотрено ФИО1 «Развитие газификации в ФИО1 до 2030 года», утвержденной Постановлением ФИО1 от (в редакции постановления ФИО1 «О внесении изменений в ФИО1ФИО1 «Развитие газификации в ФИО1 до 2030 года»).

АО «Мособлгаз» является исполнителем ФИО1 социальной газификации, государственным заказчиком которой выступает Министерство энергетики ФИО1 .

ФИО1 на основании изданного Постановления от «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов ФИО1 » во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания ФИО2, утвержденного Президентом Российской Федерации от № Пр-753, в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, определило Акционерное Общество «Мособлгаз» региональным оператором газификации ФИО1

Также, в соответствии с Постановлением ФИО1 от «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения ФИО1 » (пункты 2 и 3) ГУЛ МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения ФИО1 .

Таким образом, ФИО1 во исполнение поручений ФИО2 РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.

Согласно разделу 3 ФИО1 социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов ФИО1 осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

В соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от «основной абонент» - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

Ответчику ФИО3 принадлежит распределительный подземный газопровод среднего давления протяженностью 3366,67 метров, расположенный по адресу: ФИО1 , с., ООО «Самар-1». Данный факт представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Между АО «Мособлгаз» и ФИО3 был заключен договор по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования от -р, в соответствии с условиями которого ответчик осуществляет оплату оказываемых АО «Мособлгаз» услуг.

Объекты капитального строительства, находящиеся на территории ООО «Самар-1» в границах поселка Гжелка Раменского городского округа ФИО1 включены в ФИО1 социальной газификации, так как подпадают под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации и источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.

В связи с этим собственники объектов капитального строительства на территории ООО «Самар-1» в поселке Гжелка Раменского городского округа ФИО1 получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.

Газоснабжение жилых домов третьих лиц, расположенных по адресу: ФИО1 , Раменский городской округ, , территория ООО «Самар-1» возможно к газопроводу-источнику ответчика, что предусмотрено схемой газоснабжения территории ООО «Самар-1». Данное обстоятельство также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (далее СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следуем проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).

При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований ФИО2 закона от № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до Постановление Правительства Российской Федерации от , с Постановление ФИО1 РФ от ).

Как указывает истец и не опроверг ответчик, газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением газоснабжения существующих потребителей газа на территории ООО «Самар-1» поселка Гжелка Раменского городского округа ФИО1 . В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчика подключением от газопровода-источника не будут нарушены.

АО «Мособлгаз» неоднократно обращалось к ФИО3 за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации ФИО1 социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных на территории ООО «Самар-1» поселка Гжелка Раменского городского округа ФИО1 (). Однако ответчик направленным в филиал АО «Мособлгаз» «Юго-Восток» письмом () отказал в выдаче согласия на подключение к газопроводу-источнику на безвозмездной основе.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отказ ответчика ФИО3 от дачи согласия на подключение к принадлежащему ему газопроводу противоречит требованиям действующего законодательства в сфере газоснабжения, т.к. установлено и подтверждается материалами дела, что принадлежащий ФИО3 газопровод не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединён непосредственно к газораспределительной системе ФИО1 и является её частью. Пропускная способность данного газопровода и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, поэтому права ответчика ФИО3 подключением от газопровода нарушены не будут.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено ни одного обоснованного возражения и довода, указывающего на нарушение его законных прав и интересов, возникновение для него негативных последствий в результате подключения (технологического присоединения) жилых домов, расположенных в поселке Гжелка Раменского городского округа ФИО1 , к принадлежащему ему газопроводу в рамках реализации ФИО1 социальной газификации.

Отказывая в подключении к газопроводу, ответчик злоупотребляет своими правами и препятствует истцу в выполнении мероприятий по социальной газификации, что является недопустимым в силу положений ст. 10 ГК РФ, по смыслу которой не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований АО «Мособлгаз» об обязании ФИО3 не чинить препятствий по подключению жилых домов, расположенных по адресу: ФИО1 , Раменский городской округ, , территория ООО «Самар-1» к распределительному газопроводу среднего давления путем выдачи согласия на подключение, а в случае неисполнения решения суда данное согласие считать полученным.

В силу ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска с ФИО3 в пользу АО «Мособлгаз» также следует взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 6 000 руб., оплата которой подтверждается платежным поручением от (том 1 л.д.15).

Также истцом заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Статья 211 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые подлежат немедленному исполнению.

Однако, ч.1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Истцом не представлено достаточных оснований о необходимости обращения решения к немедленному исполнению, в связи с чем данное ходатайство подлежит отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования АО «Мособлгаз» к ФИО3 об обязании не чинить препятствий в газификации, взыскании расходов по оплате госпошлины – удовлетворить.

Обязать ФИО3 не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: ФИО1 , Раменский городской округ, , территория ООО «Самар-1» к распределительному газопроводу среднего давления протяженностью 3 366,67 м. по адресу: ФИО1 , с/п Сафоновское, ООО «Самар-1» в целях исполнения ФИО1 «Развитие газификации в ФИО1 до 2030 года» путем выдачи согласия на подключение.

В случае неисполнения ФИО3 данного решения суда в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: ФИО1 , Раменский городской округ, , территория ООО «Самар-1», считать полученным.

Взыскать с ФИО3 в пользу АО «Мособлгаз» расходы по оплате госпошлины в размере 6 000 руб.

В ходатайстве АО «Мособлгаз» об обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Раменский городской суд ФИО1 .

Федеральный судья Е.В. Кочеткова

Мотивированный текст решения суда изготовлен