К делу №2-4847/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2013 года
Судья Центрального районного суда гор. Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.
При секретаре Плиевой Ф.И.
С участием прокурора – ст.помощника прокурора Центрального района гор.Сочи ФИО1
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Адлерского района гор.Сочи к Сочинскому филиалу ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» о признании незаконным бездействия и устранении нарушений
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Адлерского района гор.Сочи обратился в суд с иском к ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» в лице Сочинского филиала ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» о признании незаконным бездействия и устранении нарушений, выразившихся в неисполнении требований законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - нефтебазы, расположенной по <адрес>.
Свои требования обосновывают тем, что Прокуратурой района 06.09.2013 с привлечением специалиста Сочинского отдела по техническому надзору межрегионального Северокавказского управления по экологическому и технологическому надзору (Ростехнадзор), с выездом на место проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности критически важных, потенциально-опасных объектов жизнеобеспечения и массового пребывания людей, подлежащих первоочередной антитеррористической защите.
Согласно ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.
Статьями 2, 24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф «О противодействии терроризму» определены правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы терроризмом.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Постановлением главы администрации г.Сочи от 26.05.2010г. №621 утверждена Программа реализации мероприятий по охране общественного порядка, профилактике правонарушений, терроризма экстремизма на территории города Сочи на 2010 - 2013 годы, согласно которой предусмотрена паспортизация объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории города Сочи.
Решением Антитеррористической комиссии Краснодарского края и Совета безопасности при Главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 13.10.2009 № 39/31 «О состоянии и мерах по обеспечению безопасности объектов и населения Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций техногенного характера» в соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.05.2008 № 482 «О содействии устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Краснодарского края» определены мероприятия организационно-технического, экономического и иного характера, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба от них, максимально возможное сохранения на объектах уровня выполнения производственных и иных целевых функций, в число которых входит разработка планов повышения защищенности и паспортов безопасности объектов.
Указанным решением от 13.10.2009 № 39/31 утверждено Положение о паспорте антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории Краснодарского края и регламентирована его структура.
Паспорт является информационно-справочным документом, в котором отражаются сведения о соответствии объекта требованиям по его защите от актов терроризма, экстремизма и другим антиобщественным проявлениям, а также устанавливаются требования, подтверждающие готовность сил и средств такого объекта обеспечивать проведение необходимых мероприятий по защите персонала и населения, а также материально-технической базы при предупреждении и ликвидации возможных актов терроризма, экстремизма и другим антиобщественным проявлениям.
Документация, включенная в паспорт, также предназначена для оперативного использования силовыми, правоохранительными и другими городскими органами при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций и оказанию необходимой помощи пострадавшему населению.
В ходе проверки антитеррористического паспорта объекта ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» - нефтебазы, расположенной по <адрес> установлено, что паспорт разработан и утвержден в 2010 году и на момент проверки изменения в него не внесены.
За указанный период времени изменился периметр территории объекта, для прохода персонала объект оборудован техническими средствами пропуска типа «СКУД», установлено 64 камеры видеонаблюдения, увеличилась численность сотрудников ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» на объекте, однако соответствующие сведения в антитеррористический паспорт не внесены.
Кроме того, опасный производственный объект ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» - нефтебаза, расположенная по <адрес> включен в Перечень № 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 № 232 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов, расположенных в г. Сочи, в связи с проведением XXII Олимпийских Зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».
В соответствии с требованиями Постановления Правительств; Российской Федерации от 18.02.2013 № 232 объекты, включенные в Перечень № 1 подлежат усиленной охране с 1 июня 2013 года.
Расчет сил и средств охраны объектов должен быть согласован с их правообладателями и органами внутренних дел, МЧС и ФСБ.
Вместе с тем, на момент проверки не представлена документация, свидетельствующая о согласовании расчета сил и средств охраны объекта органами МЧС и ФСБ.
В связи с изложенным, прокурор Адлерского района гор.Сочи просит незаконным бездействие ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт», выразившееся в неисполнении требований законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - нефтебазы, расположенной по <адрес>; обязать ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» разработать и утвердить согласованный новый антитеррористический паспорт объекта, либо внести в него актуальные сведения по состоянию на истекший период 2013 года; обязать ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» согласовать с органами МЧС и ФСБ сертификат безопасности объекта, содержащий информацию о расчете сил и средств охраны нефтебазы, расположенной по <адрес>; обязать ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» устранить выявленные нарушения законодательства о промышленной безопасности, выразившиеся в имеющимся доступе со стороны производственного здания и площадки складирования и хранения материалов ЗАО «Исток», а также свободном доступе в районе ворот для пропуска вагонов с опасными грузами на территорию объекта, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле по поручению прокурора Адлерского района гор.Сочи исковые требования прокурора Адлерского района гор.Сочи поддерживал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» исковые требования не признала, пояснила суду, что они не бездействуют, 14.10.2013 года ими направлены обращения о согласовании расчета сил и средств охраны объекта органами МЧС и ФСБ; а также 22.11.2013 года сдан на согласование ФСБ паспорта антитеррористической защищенности Адлерского товарного цеха.
Кроме того, ими устранены выявленные нарушения законодательства о промышленной безопасности, доступ со стороны производственного здания и площадки складирования и хранения материалов ЗАО «Исток» закрыт, нет также свободного доступа в районе ворот для пропуска вагонов с опасными грузами на территорию объекта.
Представитель администрации гор.Сочи просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным прокурором.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что объект ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» - нефтебаза, находящаяся по <адрес> Постановлением правительства РФ №232 от 18.03.2013 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов, расположенных в гор.Сочи, в связи с проведением ХХ11 Олимпийских игр входит в перечень №1 объектов, требования к усиленной охраны которых вводятся с 01 июня 2013 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.199 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственны объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственны объект обязана принимать меры по предотвращению проникновения в данный объект посторонних лиц.
Постановлением главы администрации г.Сочи от 26.05.2010г. №621 утверждена Программа реализации мероприятий по охране общественного порядка, профилактике правонарушений, терроризма экстремизма на территории города Сочи на 2010 - 2013 годы, согласно которой предусмотрена паспортизация объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории города Сочи.
Решением Антитеррористической комиссии Краснодарского края и Совета безопасности при Главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 13.10.2009 № 39/31 «О состоянии и мерах по обеспечению безопасности объектов и населения Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций техногенного характера» в соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.05.2008 № 482 «О содействии устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Краснодарского края» определены мероприятия организационно-технического, экономического и иного характера, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба от них, максимально возможное сохранения на объектах уровня выполнения производственных и иных целевых функций, в число которых входит разработка планов повышения защищенности и паспортов безопасности объектов.
Указанным решением от 13.10.2009 № 39/31 утверждено Положение о паспорте антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории Краснодарского края и регламентирована его структура.
Паспорт является информационно-справочным документом, в котором отражаются сведения о соответствии объекта требованиям по его защите от актов терроризма, экстремизма и другим антиобщественным проявлениям, а также устанавливаются требования, подтверждающие готовность сил и средств такого объекта обеспечивать проведение необходимых мероприятий по защите персонала и населения, а также материально-технической базы при предупреждении и ликвидации возможных актов терроризма, экстремизма и другим антиобщественным проявлениям.
Документация, включенная в паспорт, также предназначена для оперативного использования силовыми, правоохранительными и другими городскими органами при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций и оказанию необходимой помощи пострадавшему населению.
В ходе проверки антитеррористического паспорта объекта ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» - нефтебазы, расположенной по <адрес> установлено, что паспорт разработан и утвержден в 2010 году и на момент проверки изменения в него не внесены.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о соответствии данного паспорта требованиям закона, поскольку после его согласования изменился периметр территории объекта, для прохода персонала объект оборудован техническими средствами пропуска типа «СКУД», установлено 64 камеры видеонаблюдения, увеличилась численность сотрудников ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» на объекте, однако соответствующие сведения в антитеррористический паспорт не внесены.
Кроме того, в ходе обследования объекта установлено, что со сторон производственного здания и площадки складирования и хранения материалов, расположенных на территории ЗАО «Исток» и примыкающая вплотную к ограждению площадки нефтебазы возможен свободный доступ через ограждение на территорию объекта. Также, в районе ворот для пропуска вагонов с опасными грузами колючая проволока типа «Егоза» установленная по верхнему периметру, ограждения не примыкает к кромке ограждения, имеет вертикальный зазор до 0,4 метра, что создает свободного доступ посторонних лиц на объект.
Указанное свидетельствует о том, что ОАО «НК«Роснефть Кубаньнефтепродуктом» в нарушение требований ч.ч. 5, 6, 7, 12 ст. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не обеспечена системность и комплексное использован специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизация последствий проявления терроризма и сотрудничества с государством противодействии терроризму.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются справкой помощника прокурора Адлерского района г. Сочи Мелодиева А.А., справкой специалиста Сочинского отдела по техническому надзору межрегионального Северо-кавказского управления по экологическому и технологическому надзору (Ростехнадзор), а также актом обследования объекта на предмет технической укрепленности.
Кроме того, представителем истца представлены суду сведения о том, что по вопросу согласования проектов Расчета сил и средств, привлекаемых для охраны, Перечня инженерно-технических средств охраны, Схемы организации охраны Правил пропускного режима и Сертификата безопасности объекта на Адлерскую нефтебазу они в ФСО РФ и МЧС обратились 14.10.2013 года спустя более месяца после проведенной проверки, а паспорт антитеррористической защищенности Адлерского товарного цеха ОАО «НК«Роснефть Кубаньнефтепродукт» сдан на согласование в ФСБ только 22.11.2013 года, в день судебного разбирательства. В то время как согласно Постановления Правительства РФ №232 от 18.03.2013 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов, расположенных в гор.Сочи, в связи с проведением ХХ11 Олимпийских игр» был утвержден перечень №1 объектов, требования к усиленной охраны которых вводятся с 01 июня 2013 года, т.е. ответчик должен был обеспечить безопасность объектов до 01 июня 2013 года.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сечи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Учитывая, что Адлерский район г. Сочи является местом
строительства олимпийских объектов и проведения в 2012-2013 гг.
международных спортивных соревнований (тестовых соревнований),
проводимых в преддверии Зимних Олимпийских игр 2014 года, а также, что на территории Адлерского района находится большое количество представителей различной религиозной направленности, вопрос соблюдения законодательства о противодействии экстремизму на данной территории имеет актуальное и приоритетное значение.
Невыполнение ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» вышеуказанных требований федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности опасного производственного объекта стало возможным ввиду отсутствия надлежащего контроля за деятельностью ответственных в данном направлении должностных лиц Общества.
Необеспечение вышеуказанных условий, при возникновении угрозы террористического акта может привести к невозможности принятия всего комплекса мер по предупреждению и пресечению террористической деятельности, минимизации ее последствий, а вследствие чего повлечь за собой гибель множества людей, имущества, а также значительные затраты государства на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации.
Сложившаяся в настоящее время ситуация является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений и повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности объекта, в связи с чем в соответствии со ст.212 ГПК РФ суд обращает решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Адлерского района гор.Сочи к ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» в лице Сочинского филиала о признании незаконным бездействия и устранении нарушений – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «НК«Роснефть-
Кубаньнефтепродукт», выразившееся в неисполнении требований
законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о
промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного
объекта - нефтебазы, расположенной по <адрес>
Обязать ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» разработать и утвердить согласованный новый антитеррористический паспорт объекта, либо внести в него актуальные сведения по состоянию на истекший период 2013 года.
Обязать ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» согласовать с органами МЧС и ФСБ сертификат безопасности объекта, содержащий информацию о расчете сил и средств охраны нефтебазы, расположенной по <адрес>
Обязать ОАО «НК«Роснефть-Кубаньнефтепродукт» устранить
выявленные нарушения законодательства о промышленной безопасности,
выразившиеся в имеющимся доступе со стороны производственного здания и
площадки складирования и хранения материалов ЗАО «Исток», а также
свободном доступе в районе ворот для пропуска вагонов с опасными грузами
на территорию объекта.
Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 27 ноября 2013 года.
Решение в соответствии по ст.212 ГПК РФ обратить к немедленному исполнению, но оно может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Обжалование решения суда не приостанавливает его немедленное исполнение.
Судья - А.И.Афонькина