РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2012 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Абдуллиной С.С., с участием помощника прокурора Шабриной Е.В., представителя Администрации ГО г. Стерлитамак по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, при секретаре Муталлаповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Стерлитамак о признании незаконным бездействия администрации ГО г. Стерлитамак и обязании принять муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Стерлитамак РБ (далее – Прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Стерлитамак (далее – Администрация города), в котором просит признать незаконным бездействие администрации ГО г. Стерлитамак, выразившееся в самоустранении от разработки и принятия муниципального нормативного правого акта, регламентирующего порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия, обязать администрацию ГО г. Стерлитамак принять муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия.
Заявленные требования Прокурор мотивировал тем, что прокуратурой города по заданию прокуратуры республики в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе в деятельности администрации ГО г. Стерлитамак. В ходе проверки установлено, что администрацией ГО г. Стерлитамак нормативный правой акт по обеспечению положений ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции», согласно которым увольнение (освобождение от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия, производится в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами, не принят, порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия не разработан. Отсутствие такого порядка влечет уход муниципальных служащих от соответствующего применения к ним дисциплинарного наказания в виде увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия. Таким образом, в связи с отсутствием указанного муниципального нормативного правового акта цели и задачи названного Федерального закона не достигнуты, так как при совершении коррупционных правонарушений муниципальными служащими невозможно применить положения ст. 13.1. данного Федерального закона. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ Прокурором в адрес Главы администрации города внесено представление, в котором было указано о необходимости разработать порядок увольнения (освобождения от должности) лица в связи с утратой доверия путем принятия соответствующего муниципального нормативного правового акта. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города поступил ответ № о результатах рассмотрения представления прокурора, согласно которому начальник отдела муниципальной службы и кадровой работы Администрации города Ермолаев А.П., ответственный за разработку муниципальных актов, предусмотренных законодательством о муниципальной службе, привлечен к дисциплинарной ответственности за отсутствие порядка увольнения (освобождения от должности) лица в связи с утратой доверия.
В судебном заседании помощник прокурора Шабрина Е.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске, пояснила, что прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие муниципального правового акта о порядке увольнения лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия, ведет к невозможности применения положений ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Представитель Администрации ГО г. Стерлитамак ФИО1 возражала против заявленных требований, мотивируя тем, что норма материального права, приведенная в обоснование предъявленного заявления не содержит требований о необходимости принятия муниципального нормативного акта, регламентирующего порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия, прокурор вольно толкует положения ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ, из представленного заявления прокурора не ясно, в чьих интересах выступает прокурор и чьи права нарушаются отсутствием порядка, регламентирующего порядок увольнения лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия, прокурором не соблюден порядок обращения с заявлением, установленный главой 25 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как следует из материалов дела, не оспаривалось сторонами, прокуратурой города Стерлитамака проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной службе в деятельности администрации городского округа г. Стерлитамак. В ходе проверки установлено, что администрацией города не разработан муниципальный нормативный правой акт, регламентирующий порядок увольнения (освобождения от должности), замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия.
По результатам проверки прокурором города было внесено представление в адрес Главы администрации города о необходимости разработать указанный порядок путем принятия соответствующего муниципального нормативного правового акта. Согласно ответу Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокурора начальник отдела муниципальной службы и кадровой работы Администрации города Ермолаев А.П., ответственный за разработку муниципальных актов, предусмотренных законодательством о муниципальной службе, привлечен к дисциплинарной ответственности за отсутствие порядка увольнения (освобождения от должности) лица в связи с утратой доверия.
Пунктом 42 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа.
В ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273 - ФЗ), установлено, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.Согласно ч. 1 ст. 13.1 Закона № - ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;
5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Из смысла норм п. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что увольнение лиц, замещающих муниципальную должность, в связи с утратой доверия, происходит в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.
В судебном заседании представитель Администрации города подтвердил, что муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок увольнения (освобождения от должности) лица в связи с утратой доверия, на сегодняшний день не принят.
Таким образом, суд считает, что имеет место бездействие администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан по не разработке и не принятию муниципального нормативного правового акта устанавливающего порядок увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальную должность, в связи с утратой доверия.
В связи с этим нарушаются интересы Российской Федерации и неопределённого круга лиц.
Кроме того, заявление прокурора соответствует требованиям п. 4 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит указание на то, в чем заключается нарушение прав неопределенного круга лиц, в чьих интересах подано исковое заявление, а именно отсутствие муниципального правового акта о порядке увольнения лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия ведет к невозможности применения положений ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Указанные нарушения закона ответчиком должны быть устранены.
Довод представителя администрации города о том, что прокурором не соблюден порядок обращения с заявлением, установленным главой 25 ГПК РФ, в том числе пропущен срок исковой давности, не является обоснованным.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 9 Постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).
Как видно из материалов дела, требования прокурора заключаются в признании незаконным бездействия администрации ГО г. Стерлитамак, выразившегося в самоустранении от разработки и принятия муниципального нормативного правого акта, регламентирующего порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия, обязании администрации ГО г. Стерлитамак принять муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия.
При этом прокурор утверждает, что нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц связано с невыполнением органом местного самоуправления - Администрацией городского округа город Стерлитамак законом предусмотренной обязанности по разработке и принятию муниципального нормативного правого акта, регламентирующего порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия.
С учетом характера спорных правоотношений, требования прокурора подлежат защите в порядке искового производства, в соответствии с требованиями главы 12 ГПК РФ, как требования о защите субъективных прав неопределенного круга лиц.
В этой связи, доводы представителя ответчика об истечении процессуального трехмесячного срока на предъявление требований прокурором в суд являются также необоснованными.
Таким образом, иск Прокурора города суд находит обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Стерлитамак о признании незаконным бездействия администрации ГО г. Стерлитамак и обязании принять муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в связи с утратой доверия, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации городского округа г. Стерлитамак, выразившееся в самоустранении от разработки и принятия муниципального нормативного правого акта, регламентирующего порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия незаконным.
Обязать Администрацию городского округа г. Стерлитамак принять муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Стерлитамакский городской суд РБ.
Судья: С.С. Абдуллина