ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4849/17 от 06.12.2017 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

06 декабря 2017 года

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,

при секретаре Захаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Грицина А. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования,

установил:

Истец Министерство имущественных отношений Московской области обратился в суд с иском к Грицина А.В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования, указывая в обоснование своих требований на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ на основании правил землепользования и застройки <адрес> муниципального района изменен вид разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка категории «земли населенных пунктов» площадью 6634 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> находящегося в собственности Грицины А.В., с «для дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания». Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 43-Ф3 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской <адрес>, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается». В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную). Плата взимается при изменении ВРИ на основании: решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч.1 ст. 5.1 Закона -ОЗ); решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона -ОЗ); разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом — Главархитектурой Московской области (ч. 5 ст. 5.1 Закона -ОЗ); Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона -ОЗ). В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество). На основании письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об изменении ВРИ от 02.02.2016 № 01-46/0472 Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило в адрес гражданина Грицина А.В. уведомление исх-7792 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1159663руб. В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона -ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма. Согласно ч. 8 ст. 5.1 Закона -ОЗ (в редакции Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, действовавшей в рассматриваемый период) собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления. Аналогичное положение содержится в ч. 16 ст. 5.1 Закона -ОЗ в действующей редакции. Плата в бюджет Московской области на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГисх-7790 гражданином Грицина А.В. не внесена, в связи с чем, Минмособлимуществом направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГисх-13690. В ответ на претензию гр. Грицина А.В. заявил об отказе внести плату за изменение ВРИ земельного участка. Поскольку ВРИ земельного участка с КН 50:16: изменен на основании правил землепользования и застройки <адрес>, плата за изменение ВРИ земельного участка подлежит внесению в бюджет М.<адрес> на основании ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона -ОЗ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 43-Ф3, ст. 5.1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство имущественных отношений Московской области просит суд: взыскать с Грицины А.В. в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере 1159663 руб.

Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в суд не явился, о явке извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик Грицина А.В. в суд не явился, о явке извещен, его представитель Ганюхина Н.В. иск не признала, представила письменные возражения, в которых ссылалась на следующее. Ответчик является собственником земельного участка общей площадью 6634 кв.м., кадастровый , имеющего характеристики: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания», расположен по адресу: Россия, <адрес>. Земельный участок с видом разрешенного использования «для дачного строительства» был приобретен им ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . В момент выдачи ему свидетельства о праве собственности на земельный участок ему было сообщено, что его земельный участок расположен в зоне Д-1 «Зона дачного хозяйства и садоводства» (зона определяется в соответствии с Правилами застройки и землепользования г. Ногинска, утвержденными решением совета депутатов муниципального образования «город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ, которая не предусматривает такого вида разрешенного использования земельного участка, как «дачное строительство». Основные виды разрешенного использования территориальной Зоны Д-1 - «Зона дачного хозяйства и садоводства» установлены следующие: садовые и дачные дома; индивидуальные жилые дома для сезонного проживания; личное подсобное хозяйство; магазины товаров первой необходимости; и т.д. Это обстоятельство соответствует действительности. В соответствии с ПЗЗ, Зона Д-1 «Зона дачного хозяйства и садоводства» выделена для обеспечения правовых условий ведения дачного хозяйства и садоводства на землях сельскохозяйственного назначения в границах населённого пункта - <адрес> Московской области. В соответствии с данными Генерального плана г. Ногинска Московской области, утвержденного решением совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ («Корректура генерального плана <адрес>»), далее именуется как «Ген.план», и данными ПЗЗ, полученными им в Администрации <адрес> Московской <адрес> в декабре 2015 года в виде выкопировок (выписок) из Ген.плана и ПЗЗ, он удостоверился, что земельный участок включен в границы населенного пункта - <адрес> Московской области и относится к территориальной зоне населенного пункта - <адрес>, к зоне <адрес> - «Зона дачного хозяйства и садоводства». Далее, в декабре 2015 года, получив указанные выше выкопировки (выписки) из Ген.плана и ПЗЗ, он обратился в Территориальный отдел филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Московской области с соответствующим заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования и категории земельного участка: с «дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания», с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов». Далее, ДД.ММ.ГГГГ, он, получив кадастровую выписку на Земельный участок (№ МО- 16/ЗВ-94856 от ДД.ММ.ГГГГ) с внесенными изменениями в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования и категории Земельного участка, он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Ногинский отдел) с заявлением о внесении изменений в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним). По итогам рассмотрения его заявления, ДД.ММ.ГГГГ он получил новое свидетельство о государственной регистрации права в отношении земельного участка с измененными характеристиками земельного участка: категория - «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания». В соответствии с положениями ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ «Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования». Пунктами 8, 9 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. В соответствии с положениями статей 30 и 36 Градостроительного кодекса РФ, пункта 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", если на территорию земельного участка утверждены правила землепользования и застройки, то виды разрешенного использования обозначаются в градостроительном регламенте (структурный элемент правил землепользования и застройки), установленном на территорию муниципального образования или на ее часть, в том числе на конкретный земельный участок. В соответствии с данным градостроительным регламентом специалисты кадастровой палаты Росреестра вносят запись в государственный кадастр недвижимости о принадлежности земельного участка к территориальной зоне, указанной в правилах землепользования и застройки. При этом в государственный кадастр недвижимости также включаются записи о видах разрешенного использования, применяемых в соответствии с градостроительным регламентом в рамках той территориальной зоны, к которой относится земельный участок. В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Пунктом 2 ст. 2 ПЗЗ установлено, что «требования Правил направлены на достижение следующих целей: создание условий для устойчивого развития территории города, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территории города; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и последующее внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, противоречащих ПЗЗ, влекут нарушение публичных прав города в лице администрации на развитие территории в соответствии с зонированием». Таким образом, указанные ПЗЗ в соотношении с положениями ч.4 ст.37 Градостроительного Кодекса РФ не препятствуют выбору правообладателем вида разрешенного использования земельного участка. Статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов. Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Таким образом, упомянутая норма (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ) имеет ввиду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования. Анализ положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей 7, 85 Земельного кодекса, статей 16 и 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. Таким образом, вышеуказанное действующее законодательство разграничивает основания и обстоятельства приведения характеристик земельных участков, к которым относится и вид разрешенного использования, в соответствие к действующим градостроительным регламентам, поскольку изменение вида разрешенного использования, осуществляемое для целей градостроительного зонирования (и предполагающее возможность строительства на земельном участке, на котором строительство ранее не было предусмотрено) отличается от изменения вида разрешенного использования для целей кадастрового учета, при котором возможность строительства уже была предусмотрена. При этом, спорный земельный участок уже первоначально имел вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять соответствующее строительство - «для дачного строительства», вследствие чего приведение вида разрешенного использование в соответствии с ПЗЗ и Ген.планом в целях кадастрового учета не влекло за собой выдачу разрешения на новое строительство или изменения типа строящегося объекта, т.е. в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования «для дачного строительства» допустимо было осуществлять строительство дачных домов/садовых домов (т.е. жилых домов не предназначенных для постоянного проживания), так при виде разрешенного использования спорного Земельного участка «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания» Ответчик вправе осуществлять строительство индивидуальных жилых домов для сезонного и временного проживания. Таким образом, возможности для нового строительства или для изменения назначения объекта недвижимости не произошло. Действующее законодательство определяет садовый дом и/или «дачный дом» как здание сезонного использования в садоводческом объединении, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. Также законодательство связывает дачные дома с дачными некоммерческими объединениями. Между тем спорный Земельный участок не расположен на территории дачного или садоводческого некоммерческого объединения. Учитывая это, текущий вид разрешенного использования спорного Земельного участка в соответствии с ПЗЗ и Ген.планом соответствует виду разрешенного использования «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания». Таким образом, в рассматриваемом случае, в целях установления фактического вида разрешенного использования земельного участка и учитывая, что ранее определенный вид разрешённого использования «для дачного строительства» действующими ПЗЗ для зоны Д-1- «Зона дачного хозяйства и садоводства», в границах которой находится Земельный участок, не предусмотрен, Ответчик пользуясь правом, предусмотренным действующим законодательством, привел характеристики Земельного участка (вид разрешенного использования и категорию) в соответствие с градостроительными регламентами, действующими в 2015 году на территории города Ногинска Московской области. Учитывая, что процедура приведения характеристик объектов недвижимости в соответствие с действующими градостроительными регламентами законодательно не установлена, Ответчик обращаясь в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области в г. Ногинске с заявлением о приведении характеристик спорного Земельного участка в соответствие с действующими на территории города Ногинска Московской области градостроительными регламентами (ген.планом города Ногинска и ПЗЗ), руководствовался уже сложившейся практикой учета изменений объекта недвижимости. Кроме того, приводя характеристики Земельного участка в соответствие с действующими на территории г. Ногинска Московской области градостроительными регламентами Ответчик не нарушил каких-либо имущественных интересов Московской области. Кроме того, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования и категории Земельного участка послужило основанием для перерасчета кадастровой стоимости Земельного участка, являющейся налогооблагаемой базой при расчете земельного налога, который своевременно и в полном объеме оплачивается ответчиком. У Ответчика отсутствует недоимки, просрочки по оплате земельного налога в отношении земельного участка. При этом администратором поступления земельного налога с контрольными функциями в соответствии с действующим законодательством является налоговый орган. При таких обстоятельствах приведение недействующего вида разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом и не требующего получения дополнительного разрешения со стороны органов власти и местного самоуправления, по мнению ответчика, нельзя квалифицировать как изменение вида разрешенного использования. Также ответчик указывает, что изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований и процедур. Процедура изменения вида разрешенного использования объектов недвижимости установлена Земельным Кодексом РФ, Градостроительным Кодексом РФ, Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Если новый вид разрешенного использования земельного участка предусматривает строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, то за такое изменение собственник должен внести плату. Пунктами 8 и 9 ст. 5.1 вышеуказанного Закона МО установлено, что такая плата вносится в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, и в случае невнесения платы решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования отменяется органом местного самоуправления. Законом Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", на который ссылается и сам Истец, четко установлена и регламентирована процедура действий, за которые истцом взимается плата. Согласно пунктам 3, 4 и 8 статьи 5.1 данного Закона, плата взимается за принятие органом местного самоуправления муниципального образования Московской области решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и отменяется при невнесении такой платы. Очевидно, что обязательным условием взимания платы является совершение лицом действий, прямо регламентированных данным Законом, а именно - обращение в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области и принятие этим органом местного самоуправления соответствующего решения. Очевидно, что случая принятия соответствующими органами федеральной исполнительной власти соответствующих решений данным Законом не регламентируются и регламентироваться не могут, поскольку Истец не вправе устанавливать или взыскивать какую-либо плату в свою пользу за совершение каких-либо действий федеральными органами власти. Между тем, ответчик не обращался в органы местного самоуправления муниципального образования Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, и орган местного самоуправления муниципального образования Московской области не принимал решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области не направлял ответчику уведомлений о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования на основании принятого им решения об изменении вида разрешенного использования. Таким образом, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области не совершал каких-либо действий, предусмотренных процедурой, изложенной в ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", которые давали бы истцу основания требовать уплаты ответчиком предусмотренных законом платежей, вследствие чего со стороны истца имеет место попытка неосновательно обогатиться за счет ответчика. Истец в исковом заявлении указывает, что в соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (ИЖС, блокированную, малоэтажную и т.д), что само по себе противоречит смыслу заявленных истцом требований, в связи с тем, что спорный земельный участок в соответствии с ПЗЗ не относится к зоне жилой застройки, спорный земельный участок относится к зоне дачного хозяйства и садоводства в соответствии с ПЗЗ. Этот факт подтверждён ответчиком в ранее направленных истцу возражениях на требование о внесении платы и этот факт подтверждается в настоящих возражениях и не оспаривается Истцом. Ответчик также указывает, что нормы действующего законодательства Московской области, на которые в обоснование своих требований ссылается истец, не позволяют истцу обращаться к ответчику с требованием о принудительном взыскании какой-либо платы, поскольку это не предусмотрено самим Законом. Нормы, на которые ссылается истец, дают истцу единственное право - право отменить сделанные изменения (пп. 8 и 9 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлено, что в случае невнесения платы решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования отменяется органом местного самоуправления). Возможности обратиться с требованием о взыскании такой платы в принудительном порядке закон не содержит. Каких-либо исключений из этого правила Закон Московской области от 07.06.1996 № 23/96- ОЗ также не содержит. Ответчик, со своей стороны, не совершал никаких незаконных действий, которые бы препятствовали Истцу реализовать последствия, предусмотренные данным законом. Истец ошибочно ссылается на положения Федерального закона от 05.04.2013 №43-Ф3 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в виду того, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий (далее - присоединенные территории), положения указанного Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения. При этом, город Ногинск Московской области не относится в соответствии с действующим законодательством к присоединенным территориям.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, при этом правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов использования земель, утвержденным Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/389.

Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 43-Ф3 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее - Закон № 23/96-ОЗ), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».

В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную).

Плата взимается при изменении ВРИ на основании:

- Решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч. 1 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ);

- Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/69-ОЗ);

- Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом — Главархитектурой Московской области (ч. 5 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ);

- Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ).

В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 №842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).

Судом установлено, что ответчик Грицина А.В. является собственником земельного участка, площадью 6634кв.м, расположенного по адресу: М.<адрес>, кадастровый (л.д.16).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок истца имел следующие характеристики: категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования - для дачного строительства, адрес: <адрес> площадь 6634кв.м.

С ДД.ММ.ГГГГ на территории Московской области действуют результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утвержденные распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области».

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Распоряжением -РМ в размере 6652376,18 руб.

Указанные сведения в установленном порядке внесены Кадастровой палатой в реестр объектов недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Грицина А.В. о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и решением Совета депутатов муниципального образования «город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «город Ногинск Московской области», а так же в соответствии с решением Совета депутатов Ногинского района Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительной документации «Корректура генерального плана города Ногинска» Филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по МО внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования и категории Земельного участка: с «для дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания»; с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».

Указанное послужило основанием для пересчета кадастровой стоимости земельного участка в размере 15938782,06 руб., в соответствии с положениями пункта 2.3.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

Таким образом, судом установлено, что вид разрешенного использования земельного участка ответчика Грицина А.В. категории «земли населенных пунктов» площадью 6634 кв.м, КН 50:16:0301018:220, расположенного по адресу: <адрес>, с «для дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания» изменен на основании заявления Грицина А.В. о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, решения Совета депутатов муниципального образования «<адрес>М.<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «<адрес>М.<адрес>», а так же в соответствии с решением Совета депутатов <адрес>М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительной документации «Корректура генерального плана <адрес>».

На основании письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по М.<адрес> об изменении ВРИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-10) Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка (л.д.6). Размер платы не оспаривается ответчиком Грицина А.В.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона -ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом было направлено уведомление 13исх-7792 о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (л.д.11-12).

Согласно ч. 8 ст. 5.1 Закона -ОЗ (в редакции Закона М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, действовавшей в рассматриваемый период) собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления. Аналогичное положение содержится в ч. 16 ст. 5.1 Закона -ОЗ в действующей редакции.

Плата в бюджет М.<адрес> на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГисх-7792 ответчиком Грицина А.В. не внесена, в связи с чем, Минмособлимуществом направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГисх-13690 (л.д.13-15).

В ответ на претензию гр. Грицина А.В. заявил об отказе внести плату за изменение ВРИ земельного участка.

Суд соглашается с доводами истца, что поскольку ВРИ земельного участка с КН изменен на основании правил землепользования и застройки <адрес>, то плата за изменение ВРИ земельного участка подлежит внесению Грицина А.В. в бюджет М.<адрес> на основании ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона М.<адрес>-ОЗ, согласно которым плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме.

На основании изложенного, поскольку требования истца основаны на законе, суд приходит к выводу, что с Грицина А.В. подлежит взысканию плата за изменение вида разрешенного использования в заявленном размере.

При этом, доводы ответчика, что он воспользовался своим правом и привел характеристики земельного участка (вид разрешенного использования и категорию) в соответствии с градостроительными регламентами, действующими в 2015г. на территории <адрес>М.<адрес>, не являются основанием для освобождения ответчика от взыскания платы за изменения вида разрешенного использования.

Также необоснованны доводы ответчика, что он не нарушал каких-либо имущественных интересов М.<адрес>, поскольку взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия нарушения чьих-либо интересов.

Утверждение ответчика о том, что обязательным условием взимания платы является обращение в орган местного самоуправления муниципального образования и принятия этим органом соответствующего решения сводится к неправильному толкованию норм действующего законодательства, поскольку из буквального толкования ст. 5.1 Закона М.<адрес>-ОЗ следует, что плата взимается при изменении ВРИ не только на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона -ОЗ); но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона -ОЗ).

Таким образом, то обстоятельство, что ответчик не обращался в органы местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и орган местного самоуправления не принимал решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не являются юридически значимыми при рассмотрении настоящего дела.

Суд также не может согласиться с доводами ответчика о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права и законом предоставлено только право отменить изменение вида разрешенного использования, исходя из следующего.

Законом -ОЗ действительно предусмотрена процедура возврата к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, но только в случае принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятое в соответствии с ч. 3 ст. 5.1 Закона органом местного самоуправления муниципального образования М.<адрес>, а также в случае предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с ч. 5 ст. 5.1 Закона.

В силу п. 10 ст. 5.1 Закона -ОЗ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный ч. 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.

Ранее действующими редакциями Закона не предусматривалась возможность возврата к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления, в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки

На основании изложенного, суд считает, что истцом избран надлежащий способ защиты права в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

Суд также критически относится к доводам ответчика, что истец необоснованно ссылается на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым регулируются только отношения по присоединенным территориям, исходя из следующего.

Положения Главы 5 "Заключительные положения" Федерального Закона N 43-ФЗ, содержащая статьи начиная с 21 по 35, регулируют отношения, не связанные с присоединяемыми территориями и свидетельствуют о воле законодателя не ограничивать сферу действия Федерального Закона N 43-ФЗ исключительно регулированием отношений, связанных с присоединяемыми территориями.

Для тех случаев, когда в нормах Федерального Закона N 43-ФЗ законодатель ограничивает сферу его регулирования исключительно "присоединенными территориями", законодатель использует в таких нормах понятие "присоединенные территории", закрепленное в п. 1 ст. 1 Федерального Закона N 43-ФЗ.

Сфера действия статьи 22 "Особенности изменения видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах М.<адрес> и находящихся в собственности физических лиц или юридических лиц" Федерального Закона N 43-ФЗ распространяется на земельные участки в границах <адрес> и М.<адрес> и применение положений данной статьи не обусловлено отнесением земельных участков к присоединяемым территориям, что следует из ее буквального содержания.

Таким образом, совокупный анализ положений Федерального Закона N 43-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что его положения применяются и к отношениям, связанным с присоединяемыми территориями, когда законодатель непосредственно включает такое указание на "присоединенные территории", и к иным отношениям, урегулированным статьями Федерального Закона N 43-ФЗ, когда в его нормах отсутствует указание на "присоединенные территории".

Поскольку ответчиком не приведено доводов о наличии оснований для освобождения его от внесения платы за изменение вида разрешенного использования, учитывая, что обязанность по внесению платы ответчиком не исполнена, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Министерства имущественных отношений М.<адрес>.

руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Министерства имущественных отношений М.<адрес> к Грицина А. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования удовлетворить.

Взыскать с Грицина А. В. в пользу Министерства имущественных отношений М.<адрес> плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере 1159663 (Один миллион сто пятьдесят девять тысяч шестьсот шестьдесят три) руб.

Решение суда может быть обжаловано в М. областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья