Дело №
64RS0№-89
Заочное решение
именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года
Энгельсский районный суд в составе:
председательствующего судьи ФИО6
при секретаре ФИО5,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции к ФИО1 об обеспечении доступа в жилое помещение,
установил:
Государственная жилищная инспекция (далее по тексту – ГЖИ) обратилась в суд с иском к ФИО1 об обеспечении доступа в жилое помещение. Требования мотивированы тем, что в адрес Государственной жилищной инспекции поступило обращение ФИО2 по вопросу законности перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: , ул. пл. Свободы, . Собственником данной квартиры является ФИО1 В ходе рассмотрения данного обращения для выяснения всех обстоятельств в адрес ответчика направлялось уведомление, в котором указывалось о том, что состоится проверка законности перепланировки и переустройства ее жилого помещения, предлагалось обеспечить инспектору доступ в квартиру. Однако выполнить осмотр квартиры не представилось возможным ввиду отсутствия проживающих (собственника) на момент проведения проверки, о чем были составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 15.12.2021г.
В настоящее время провести мероприятия по контролю в связи с исполнением возложенными на инспекцию функциями не представляется возможным. Поскольку ответчиком доступ в жилое помещение не представлен, рассмотреть обращение не представляется возможным. В связи с этим, истец вынужден обратиться в суд, просит обязать МФИО3 обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: , ул. пл. Свободы, , для проведения осмотра данного жилого помещения.
Представитель истца ГЖИ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом по месту регистрации, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.
Суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п. 1). Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4).
Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу положений ч. 1, 2 и 4 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: , пл. Свободы, .
В адрес ГЖИ поступило обращение по вопросу проверки законности перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: , пл. Свободы, . (л.д. 18)
Данное обращение послужило основанием для проведения ГЖИ проверки законности перепланировки и переустройства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ в адрес ответчика направлено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут проверки законности перепланировки и переустройства жилого помещения с просьбой обеспечить доступ в жилое помещение.
Вместе с тем, 15.12. 2021 года, Государственным жилищным инспектором при выходе по адресу проживания ответчика был составлен акт о невозможности проведения проверки в связи с отсутствием проживающих.
ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ в адрес ответчика направлено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов 00 минут до 11 часов 00 минут проверки законности перепланировки и переустройства жилого помещения с просьбой обеспечить доступ в жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным жилищным инспектором при выходе по адресу проживания ответчика также был составлен акт о невозможности проведения проверки в связи с отсутствием проживающих.
ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ в адрес ответчика направлено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов 00 минут до 11 часов 00 минут проверки законности перепланировки и переустройства жилого помещения с просьбой обеспечить доступ в жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным жилищным инспектором при выходе по адресу проживания ответчика также был составлен акт о невозможности проведения проверки в связи с отсутствием проживающих.
Собственник уклонился от предоставления жилого помещения для проведения осмотра.
ГЖИ осуществляет свою деятельность на основании Положения о государственной жилищной инспекции , утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-П, и является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В силу положений п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют, в том числе право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Аналогичные положения предусмотрены п. 9 Положения о государственной жилищной инспекции , утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-П, и п. 4 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории , утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-П.
В соответствии с подп. 1 п. 6 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории , утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-П, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Таким образом, в рамках возложенных полномочий ГЖИ вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и .
Проверочные мероприятия направлены на выяснение наличия либо отсутствия факта перепланировки и переустройства в квартире ответчика, поскольку только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения и исполнять возложенные на него функции.
Препятствуя доступу в квартиру сотрудникам ГЖИ для осуществления возложенных на инспекцию функций, ответчик злоупотребила своими правами собственника жилого помещения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198, 237 ГПК РФ, суд
решил:
обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечить Государственной жилищной инспекции доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: , для проведения осмотра.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: (подпись)
Верно.
Судья ФИО7
Секретарь ФИО5