РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 16 сентября 2014 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:
судьи Низовцева А.В.,
с участием представителя истца Петухова Н.Д.,
представителя администрации МО «Тункинский район» Гагариной Л.Б.,
при секретаре Багуловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело по иску Аюшеевой ФИО8 к МО «Тункинский район» о взыскании невыплаченной доплаты к пенсии за 2013 год, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Аюшеева Н.С.обратилась в районный суд с иском к МО «Тункинский район», в котором просит суд взыскать с ответчика невыплаченную доплату к трудовой пенсии муниципального служащего за 2013 год (<данные изъяты>), компенсировать моральный вред, который оценивает в сумме № рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что она, будучи пенсионером по старости, имеет трудовой стаж муниципальной службы на муниципальной должности около 16 лет. С 2007 года ей была установлена и выплачивалась доплата к трудовой пенсии в соответствии с Законом Республики Бурятия «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещающим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления Республики Бурятия». За период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года причитающиеся ей доплаты к трудовой пенсии не выплачивались. По данному поводу она неоднократно обращалась в администрацию МО «Тункинский район», органы прокуратуры и администрацию МО СП «Монды», между тем, выплаты не производились. Выплата положенной доплаты к трудовой пенсии возобновлена лишь с 01.01.2014 года на основании решения Совета депутатов МО «Тункинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что причиной невыплаты в течение 2013 года указанной доплаты к трудовой пенсии послужило решение Совета депутатов МО «Тункинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому установленная доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим должна производиться за счет бюджета МО СП «Монды», в то время как с 2007 года по 2013 год выплата такой доплаты к трудовой пенсии производилась из средств районного бюджета. При этом бюджет сельского поселения «Монды» не был увеличен за счет межбюджетных трансфертов. Денежные средства на осуществление данных расходных обязательств должны были быть предусмотрены в районном бюджета либо в бюджете сельского поселения. В течение 2012 года ею была получена доплата к трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> рубля. Указанная денежная сумма за 2013 год не должна быть уменьшена. Полагает, что не получая причитающуюся доплату к трудовой пенсии, она перенесла глубокие нравственные страдания, не уделяла должного внимания своему здоровью, была вынуждена неоднократно ездить из с.Монды в с.Кырен для решения вопроса о выплате причитающейся доплаты к трудовой пенсии, в связи с чем понесла дополнительные расходы, которые для нее являются существенными в связи с чем просит суд взыскать с администрации МО «Тункинский район» компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Аюшеева Н.С. и ее представитель Петухов Н.Д., настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование заявленных требований ссылались на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что истец работала в Мондинской сельской администрации на различных должностях около 16 лет на различных должностях, которые относятся к муниципальным должностям муниципальной службы Тункинского района. Истица является пенсионером по старости. Перед выходом на пенсию она занимала муниципальную должность заместителя главы МО СП «Монды». За период с 2007 года по 01.01.2013 года из средств районного бюджета МО «Тункинский район» ей выплачивалась доплата к трудовой пенсии. В течение всего 2013 года выплата доплаты не производилась, так как 29 декабря 2012 года районным Советом депутатов МО «Тункинский район» было принято решение о том, что такие доплаты должны производиться за счет средств бюджетов муниципальных образований сельских поселений. Между тем, порядок перечисления межбюджетных трансфертов на указанные выплаты не был определен. Денежные средства на решение вопросов местного значения сельского поселения «Монды» в течение 2013 года были перечислены названному поселению, при этом не известно, перечислялись ли поселениям бюджетные трансферты на осуществление именно выплат доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим. С 01.01.2014 года выплата причитающейся Аюшеевой Н.С. доплаты к трудовой пенсии была возобновлена после вмешательства Уполномоченного по правам человека Республики Бурятия. Считают, что выплата Аюшеевой Н.С. доплаты к трудовой пенсии за 2013 год должна производиться за счет средств районного бюджета, так как расходные обязательства муниципального образования района, связанные с осуществлением части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им на основании соответствующего двухстороннего соглашения, должны устанавливаться принятыми на основании двухсторонних соглашений муниципальными правовыми актами, и исполняться в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов. На 2013 год размер предоставленных из районного бюджета бюджету МО СП «Монды» дотаций из районного фонда финансовой поддержки составил <данные изъяты>. На 2013 год расчет индекса налогового потенциала МО СП «Монды» (0,67) произведен без учета расходных обязательств по выплате доплат к трудовым пенсиям муниципальных служащих. Следовательно, в 2013 году размер дотаций, поступивших из районного бюджета в МО СП «Монды», не предусматривал денежных средств, предназначенных на выплату доплат к трудовым пенсиям муниципальных служащих. Соответствующее соглашение между МО «Тункинский район» и МО СП «Монды» не было заключено. Просят суд удовлетворить исковое заявление.
Представитель МО «Тункинский район» Гагарина Л.Б. исковые требования не признала, пояснив суду, что действительно до 01.01.2013 года за счет районного бюджета производилась доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим, в том числе по МО СП «Монды». Решением районного Совета депутатов МО «Тункинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ в Положение о порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы района, утв. решением сессии районного Совета депутатов МО «Тункинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, были внесены дополнения, в соответствии с которыми ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности глав сельских администраций, специалистов сельских администраций (до 2006 года) осуществлять за счет бюджетов соответствующих поселений. Представительным органам поселений рекомендовано разработать и принять соответствующие Положения о порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы поселения. Соответствующие денежные средства на указанные цели были направлены в виде дотаций, в том числе в бюджет МО СП «Монды». Полагает, что МО СП «Монды» обязано произвести начисление и выплату Аюшеевой Н.С. доплаты к трудовой пенсии за 2013 год.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Аюшеевой Н.С. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что трудовой стаж муниципальной службы Аюшеевой Н.С. составил 16 лет, о чем свидетельствует представленная суду трудовая книжка от 10.06.1969 года, где отмечено, что за период с 25.01.1986 года по 29.01.2002 года истица работала в Мондинской сельском совете (Мондинской сельской администрации) на различных должностях муниципальной службы.
В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Пунктом 5 ч.1 ст.23 названного Федерального закона предусмотрены предоставляемые муниципальному служащему гарантии на пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
При этом в части 3 ст.23 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Из содержания подп. «а» п.1 ст.2 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№-II «О доплате к трудовой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан» следует, что ежемесячная доплата устанавливается к пенсиям, назначенным на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к пенсии по старости.
Пунктом 2 ст.12 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№-№ «О доплате к трудовой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан» определено, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальным служащим устанавливается за счет средств местного бюджета в порядке, определяемом представительным органом соответствующего муниципального образования.
Во исполнение вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства решением районного Совета депутатов МО «Тункинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы района, где в пункте 5 отмечено, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальных служащих района, устанавливается при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Таким образом, Аюшеева Н.С. имеет право на получение доплаты к трудовой пенсии, поскольку ее трудовой стаж по муниципальной службе составляет более 15 лет.
Решением № внеочередной сессии районного Совета депутатов 4 созыва МО «Тункинский район» от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.31 и ст.86 Бюджетного кодекса РФ Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы района, дополнено пунктом 5.2, согласно которому ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности глав сельских администраций, специалистов сельских администраций (до 2006 года) осуществлять за счет бюджетов соответствующих поселений. Решение вступило в законную силу с 01 января 2013 года.
Решением № очередной сессии районного Совета депутатов 4 созыва МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ пункт 5.2 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы района, изложен в следующей редакции: «ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности глав сельских администраций, специалистов сельских администраций (до 2006 года) осуществлять за счет районного бюджета». Решение вступило в законную силу с 01 января 2014 года.
Таким образом, за период с 01 января 2013 года до 01 января 2014 года нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления МО «Тункинский район» был установлен порядок, согласно которому выплата доплат к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления сельских поселений, должна производиться за счет бюджетов соответствующих сельских поселений.
Между тем, частью 3.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.
В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.
В судебном заседании свидетель - глава МО СП «Монды» ФИО5 поддержал исковые требования Аюшеевой Н.С., пояснив, что о принятом решении Совета депутатов МО «Тункинский район» от 29.12.2012 года работникам МО СП «Монды» стало известно лишь в апреле 2013 года. Бюджет сельского поселения на 2013 год был принят и утвержден 16 декабря 2012 года и не предусматривал расчета дотации исходя из увеличения данной суммы на сумму доплат к трудовым пенсиям муниципальных служащих МО СП «Монды». Соглашение между МО СП «Монды» и МО «Тункинский район» об увеличении размера межбюджетных трансфертов на 2013 год не было заключено. При таких обстоятельствах, из бюджета МО «Тункинский район» на 2013 год в бюджет МО СП «Монды» была перечислена дотация в сумме № тыс. рублей без учета денежной суммы, причитающейся на выплаты пенсионерам доплат к трудовой пенсии.
Согласно справке главы МО СП «Монды» ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГ и письму заместителя руководителя администрации МО «Тункинский район» Кононовой Т.С. № от ДД.ММ.ГГГГ бюджет МО СП «Монды» на 2013 год утвержден 16 декабря 2012 года в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе дотация из районного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения – <данные изъяты> тыс. рублей. 30 декабря 2012 года внесены изменения в бюджет МО СП «Монды», согласно которым утвержден общий размер бюджета поселения в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности – <данные изъяты> тыс. рублей. Средства на выплату доплат к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности, сельским поселениям в 2013 году не предоставлялись.
Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными суду решением Совета депутатов МО СП «Монды» № от ДД.ММ.ГГГГ «О местном бюджете администрации муниципального образования сельское поселение «Монды» на 2013 год», пояснительной запиской к отчету об исполнении бюджета МО СП «Монды» за 2013 года по статье «Расходы бюджета», бюджетной росписью МО СП «Монды» на 2013 год.
В судебном заседании глава МО СП «Монды» ФИО5 пояснил, что в течение 2012-2013 года соглашения между МО «Тункинский район» и МО СП «Монды» о передаче части полномочий и их финансировании за счет межбюджетных трансфертов (ч.3.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ) не заключались.
Представитель ответчика Гагарина Л.Б. не представила суду доказательства, свидетельствующие о наличии такого соглашения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что 29.12.2012 года Совет депутатов МО «Тункинский район», передав сельским поселениям полномочия по выплате доплат к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности в соответствующих сельских поселениях до 2006 года, не решил вопрос о заключении соглашений с сельскими поселениями о передаче таких полномочий, а также не был предусмотрен порядок предоставления поселениям межбюджетных трансфертов на выполнение указанных полномочий.
Тем самым, суд приходит к выводу, что за период с 01.01.2013 года по 01.01.2014 года выплата причитающейся Аюшеевой Н.С. доплаты к трудовой пенсии должна быть произведена за счет бюджета МО «Тункинский район».
В своем исковом заявлении истец Аюшеева Н.С. просит суд взыскать с ответчика невыплаченную ей доплату к трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> рублей. Представители ответчика не оспаривают, что действительно, за 2012 год истица получила данную денежную сумму в виде доплаты к трудовой пенсии за счет средств районного бюджета МО «Тункинский район».
Между тем, выписка из лицевого счета №.№ по вкладу Аюшеевой Н.С., открытому в ОАО «Сбербанк России», свидетельствует, что за 2013 год истице не выплачивалась данная денежная сумма. Других расчетов и доказательств, опровергающих размер взыскиваемой денежной суммы, сторонами не представлено.
Иных сведений о размере установленной и причитающейся Аюшеевой Н.С. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (с учетом ее стажа работы, выслуги лет и т.п.) в материалах дела не имеется.
В этой связи, суд, установив факт нарушения закона со стороны МО «Тункинский район», выразившийся в невыплате доплаты к трудовой пенсии Аюшеевой Н.С. за 2013 год, не выходя за пределы заявленных истцом требований (ч.3 ст.196 ГПК РФ, п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении»), полагает необходимым принять решение о возложении на администрацию МО «Тункинский район» обязанности произвести начисление и выплату доплаты к трудовой пенсии Аюшеевой Н.С. за период с 01.01.2013 года по 01.01.2014 года в сумме, не менее <данные изъяты> рублей.
По правилам ч.2 ст.206 ГПК РФ, и с учетом принципа разумности и справедливости, суд обязывает ответчика совершить указанные действия в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Суд отказывает в удовлетворении исковых требований Аюшеевой Н.С. к администрации МО «Тункинский район» о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей по следующим основаниям.
Согласно абз.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» предусмотрено, что статьей 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1995 г., указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Поскольку в судебном заседании установлено, что действиями органов местного самоуправления МО «Тункинский район» истцу Аюшеевой Н.С. причинены нравственные страдания действиями, нарушающими ее личные имущественные права, и отсутствует специальный закон, предусматривающий возможность компенсации потерпевшему морального вреда, связанного с нарушением его прав на пенсионное обеспечение, исковые требования Аюшеевой Н.С. о компенсации морального вреда не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.194-199, ст.206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично исковое заявление Аюшеевой ФИО9 к МО «Тункинский район» о взыскании невыплаченной доплаты к пенсии за 2013 год, компенсации морального вреда.
Обязать администрацию МО «Тункинский район» в срок, не позднее 01 ноября 2014 года, произвести начисление и выплату Аюшеевой ФИО10 причитающейся доплаты к трудовой пенсии за 2013 года в размере, не менее <данные изъяты>) рублей.
Отказать в удовлетворении исковых требований Аюшеевой ФИО11 к МО «Тункинский район» о компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Тункинского районного суда А.В.Низовцев