ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-484/14 от 22.05.2014 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

 Дело № 2-484/14

 Решение

 Именем Российской Федерации

 22 мая 2014 года                            г. Вышний Волочек

 Вышневолоцкий городской суд Тверской области

 в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,

 при секретаре Веселковой М.А.,

 с участием прокурора Антоновой К.В.,

 представителя ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Богданова С.Б.,

 представителя ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Слобожанинова Д.А.,

 представителя ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Юликова Е.Н.,

 представителя ответчиков и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Громова Р.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрациям <данные изъяты> сельских поселений, администрации городского поселения поселок <данные изъяты> Вышневолоцкого района Тверской области, о признании незаконным бездействия по инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения поселения, по определению гарантирующей организации и установлению зоны ее деятельности, обязании осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), организовать разработку схемы водоснабжения и водоотведения данного поселения с последующим ее утверждением в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 года №782, определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности,

 установил:

 Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрациям <данные изъяты> сельских поселений, администрации городского поселения поселок <данные изъяты> Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия по инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения поселения, по определению гарантирующей организации и установлению зоны ее деятельности, обязании осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), организовать разработку схемы водоснабжения и водоотведения данного поселения с последующим ее утверждением в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 года № 782, определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности.

 В обоснование иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Вышневолоцкого района требований федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах поселения.

 В соответствии с п.п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. б Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.

 На основании ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

 В силу ч.ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений. Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений утверждаются органами местного самоуправления. Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:

 1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

 2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;

 3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

 4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

 5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

 6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

 Требования, предъявляемые к схемам водоснабжения и водоотведения, а также к порядку их разработки и утверждения, установлены постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782. Согласно данному постановлению проект схемы водоснабжения и водоотведения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами.

 В соответствии с ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселения в срок до 1 июля 2013 года должны были осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утвердить схему водоснабжения и водоотведения, определить гарантирующую организацию, установить зоны ее деятельности.

 В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиками в нарушение вышеперечисленных требований норм действующего законодательства до настоящего времени не осуществлена инвентаризация водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), не утверждена схема водоснабжения и водоотведения, не определена гарантирующая организация, не установлена зона ее деятельности.

 Согласно вышеуказанным требованиям закона развитие системы водоснабжения и водоотведения поселения осуществляется на основании схемы водоснабжения и водоотведения. Одной из целей развития систем водоснабжения и водоотведения является обеспечение надежного водоснабжения и водоотведения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду.

 В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) коммунальные услуги потребителю должны предоставляться с соблюдением, в частности, следующих условий:

 предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 к указанным Правилам;

 предоставление коммунальных услуг должно осуществляться в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;

 качество коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 1 к указанным Правилам.

 Отсутствие инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), а также утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения, гарантирующей организации, свидетельствует о ненадлежащей организации водоснабжения и водоотведения населения в границах поселения, что влечет за собой несоблюдение требований законодательства об обеспечении надежности, эффективности и безопасности систем водоснабжения и водоотведения. Бездействие администраций ответчиков препятствует развитию системы водоснабжения и водоотведения поселения и может привести к нарушению прав граждан на получение коммунальных услуг в необходимых объемах надлежащего качества.

 В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Настоящее исковое заявление предъявляется в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), а также утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения, гарантирующей организации, влечет несоблюдение требований законодательства об обеспечении надежности, эффективности и безопасности систем водоснабжения и водоотведения, чем затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

 В данном случае может быть применен способ защиты права, установленный ст. 12 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ, а именно - присуждение к исполнению обязанности в натуре

 Прокурор просит признать незаконным бездействие ответчиков по инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения поселения, по определению гарантирующей организации и установлению зоны ее деятельности, просит обязать ответчиков в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), организовать разработку схемы водоснабжения и водоотведения данного поселения с последующим ее утверждением в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782, определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности.

 В судебном заседании участвующая в деле прокурор Антонова К.В. поддержала иск по основаниям, указанным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика, администрации <данные изъяты> сельского поселения, Богданов С.Б. возражал против удовлетворения исковых требований, в части организации разработки схемы водоснабжения и водоотведения просил предоставить срок для исполнения указанных в исковом заявлении обязанностей больше года.

 Представитель ответчика, администрации <данные изъяты> сельского поселения, Слобожанинов Д.А., представитель ответчика, администрации <данные изъяты> сельского поселения, Юликов Е.Н. возражали против удовлетворения исковых требований, в части организации разработки схемы водоснабжения и водоотведения просили предоставить срок один год для исполнения указанных в исковом заявлении обязанностей.

 Представитель ответчиков, третьего лица Громов Р.М. возражал против удовлетворения исковых требований в части признания незаконным бездействия ответчиков, по составлению схем водоснабжения и водоотведения полагал разумным предоставить срок один год.

 Администрацией Вышневолоцкого района представлены письменные возражения по существу иска, суть которых сводится к следующему.

 Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесено определение гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.

 При этом ч. 2 ст. 38 того же Федерального закона установлено, что схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. В п. 6 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782, прямо указано на то, что при разработке схемы водоснабжения и водоотведения должно обеспечиваться соответствие схем водоснабжения и водоотведения схемам энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения с учетом:

 а) мощности энергопринимающих установок, используемых для водоподготовки, транспортировки воды и сточных вод, очистки сточных вод;

 б) объема тепловой энергии и топлива (природного газа), используемых для подогрева воды в целях горячего водоснабжения;

 в) нагрузок теплопринимающих устройств, которые должны соответствовать параметрам схем теплоснабжения и газоснабжения в целях горячего водоснабжения.

 Таким образом, схема водоснабжения и водоотведения представляет собой документ, определяющий направления их развития на срок не менее 10 лет, она не может быть разработана ранее утверждения схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, генеральных планов поселений (правил землепользования и застройки поселений).

 Учитывая техническую сложность перечисленных документов, ответчики осуществляют последовательную работу по их составлению. В настоящее время заключен договор на разработку схемы теплоснабжения, работы по данному договору пока не завершены.

 В установленный ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ срок разработки схем - 01.07.2013 г. - был неисполним, в связи с тем, что Правительством РФ Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения; требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения были утверждены только 05.09.2013 постановлением № 782, а без учета данных Правил и требований к разработке технического задания по составлению схемы приступить было невозможно. С учетом этого пунктом 2 данного постановления Правительства РФ срок для разработки схем был продлен до 31.12.2013.

 Из этого следует, что иск прокурора о незаконном бездействии администрации поселения по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения к 01.07.2013 г. является необоснованным.

 Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

 Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах поселения.

 В соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

 Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

 В соответствии с Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», под схемой водоснабжения и водоотведения понимается совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.

 Схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.

 Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782.

 Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

 Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ответчиками в нарушение вышеперечисленных требований норм действующего законодательства до настоящего времени не осуществлена инвентаризация водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), не утверждена схема водоснабжения и водоотведения, не определена гарантирующая организация, не установлена зона ее деятельности.

 Отсутствие утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения свидетельствует о ненадлежащей организации водоснабжения и водоотведения населения в границах указанных поселений, что влечет за собой несоблюдение требований законодательства об обеспечении надежности, эффективности и безопасности систем водоснабжения и водоотведения.

 Поскольку в установленный федеральным законом срок инвентаризация водопроводных сетей не проведена, схема водоснабжения не утверждена, у суда имеются основания для возложения на ответчиков обязанности по инвентаризации водопроводных сетей, утверждению схемы водоснабжения, определении гарантирующей организации и установлении зоны ее деятельности, и определения в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срока для исполнения возложенной обязанности 9 месяцев, с учетом конкретных обстоятельств по делу.

 Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

     РЕШИЛ:   

 Иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрациям <данные изъяты> сельских поселений, администрации городского поселения поселок <данные изъяты> Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия по инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения поселения, по определению гарантирующей организации и установлению зоны ее деятельности, обязании осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), организовать разработку схемы водоснабжения и водоотведения данного поселения с последующим ее утверждением в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 года №782, определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администраций <данные изъяты> сельских поселений, администрации городского поселения поселок <данные изъяты> Вышневолоцкого района Тверской области по инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения поселения, по определению гарантирующей организации и установлению зоны ее деятельности.

 Обязать администрации <данные изъяты> сельских поселений, администрацию городского поселения поселок <данные изъяты> Вышневолоцкого района Тверской области в течение девяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), организовать разработку схемы водоснабжения и водоотведения поселения с последующим ее утверждением в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782, определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности.

 На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий                            Е.В. Сураева