РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2014 года г.Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Якушевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Гусманова Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-484/14 по иску АСН к Министерству имущественных отношений Самарской области, ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» о признании недействительным акта осмотра земельного участка, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок бесплатно в собственность,
УСТАНОВИЛ:
АСН обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно незаконным и обязании предоставить земельный участок бесплатно, признании акт осмотра земельного участка недействительным, указав, что дата он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м, используемого под садоводство в собственность бесплатно в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД «О земле». Заявлению был присвоен №.... Испрашиваемый земельный участок дата был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый №..., на основании Распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от дата №.... Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования в письме от дата №... сообщило, что испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов не относится. По сведениям из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара испрашиваемый земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользовании, находится в зоне Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов), где использование земельного участка под садоводство соответствует основным разрешенным видом использования земельных участков. Письмо Отдела водных ресурсов Самарской области от дата №... свидетельствует о том, что испрашиваемый земельный участок находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водных объектов. дата он получил извещение о проведении осмотра испрашиваемого земельного участка для участия в процедуре осмотра, однако не смог на нем присутствовать. дата. он получил уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка от дата №... в связи с тем, что согласно Акту осмотра земельного участка от дата №... в границах испрашиваемого земельного участка находятся зеленые насаждения. Полагает отказ незаконным по следующим причинам: 1) п. 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ содержит исключительный перечень причин по которым допускается отказ в предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такого основания для отказа как «наличие зеленых насаждений» на земельном участке данный пункт не содержит. 2) Постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" также не содержит требований к заявителю о предоставлении сведений об отсутствии или наличии на земельном участке зеленых насаждений, кроме как сведений об отнесении испрашиваемого земельного участка к лесным участкам в составе земель лесного фонда или земель иных категорий. 3)Закон Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД "О земле" также не содержит ограничений по предоставлению земельных участков при наличие зеленых насаждений. 4)Осмотр испрашиваемого земельного участка был проведен в отсутствии Истца, т.к. уведомление о проведении осмотра было получено Истцом лишь дата, тогда как осмотр назначен на дата 5)На испрашиваемом земельном участке отсутствуют особо-ценные породы деревьев и кустарниковой растительности. 6) На испрашиваемом земельном участке растительность не нуждается в вырубке и уничтожении. Цель использования испрашиваемого земельного участка - под садоводство не предполагает снос зеленых насаждений. Отказ министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении испрашиваемого земельного участка от дата №... нарушает его право на бесплатное получение земельного участка в собственность. Просил признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Самарской области от дата №... в предоставлении АСН в собственность бесплатно земельного участка по адресу: адрес, площадью *** кв.м, под садоводство и возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность предоставить АСН в собственность бесплатно данный земельный участок. Признать Акт осмотра земельного участка от дата №... недействительным.
Определением суда от 30.01.2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости»
В судебном заседании представитель истца по доверенности ЕАВ уточнил исковые требования, дополнительно к ранее заявленным требованиям просил обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в 2-х недельный срок с момента вступления в силу решения суда предоставить АСН испрашиваемый участок. Указал, что деревьев на испрашиваемом участке не имеется, что подтверждается заключением кадастрового инженера. Акт осмотра от дата нельзя принимать во внимание, поскольку он составлен лицами, которые не являются кадастровыми инженерами, не указано с помощью каких приборов они определили границы участка и произвели вынос точек в натуру. Полагал, что был осмотрен не тот участок. Деревья не закоординировали, где они расположены на участке не понятно. Лица, осматривавшие участок не являются специалистами в области лесного хозяйства. Иных доказательств наличия на участке деревьев суду не представлено. Схема участка утверждена, разрешенный вид использование садоводство. Просил удовлетворить иск.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности ХЛА в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по основаниям указанным в письменном отказе. Полагала, что требование об обязании предоставить участок бесплатно не основано на законе, суд не вправе не предрешать существо решения, которое должно быть принято, о чем указано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года №2. Полагала, что акт осмотра земельного участка составлен в соответствии с Порядком надлежащим лицом. Оснований для признания его недействительным нет. Полагала, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты права. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» по доверенности ФАВ в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что акт осмотра земельного участка истца произведен в установленном порядке, надлежащими лицами. Осмотр производился инженерами, которые в настоящее время уже не работают. У них имелись необходимые приборы для определения координат согласно плану участка и выноса их в натуру. Полагал, что ими верно определено местонахождение участка. Специальных знаний в области зеленых насаждений у лиц, проводивших осмотр не имеется, однако в акте отражается только фактическое наличие объектов. Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимает министерство. Просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования частично по следующим основаниям.
АСН оспаривается отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
Судом установлено, что дата АСН обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно под садоводство земельного участка площадью *** кв.м., расположенного в адрес
Министерством в порядке межведомственного взаимодействия направлялись запросы, в результате чего установлено, что участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, не относится к землям лесного фонда и к участкам городских лесов, находится вне береговой полосы водного объекта, информация о предоставлении кому-либо указанного земельного участка и каких-либо земельных участков заявителю отсутствует. Испрашиваемый участок находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), использование участка под садоводство в указанной зоне соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков.
дата Министерством имущественных отношений Самарской области отказано АСН в предоставлении земельного участка, поскольку в ходе осмотра (акт осмотра земельного участка от дата №...) установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения.
Вместе с тем, в материалах дела имеются акты обследования испрашиваемого земельного участка главным лесничим Ново-Буянского лесничества Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от дата, дата из которых следует, что при обследовании земельного участка установлено, что он не относится к землям лесного фонда.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары №... от дата утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории площадью *** кв.м. по указанному выше адресу, относящегося по категории к землям населенных пунктов в пределах территории зоны садово-дачных участков и коллективных садов, земельный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом, в котором также указано разрешенное использование – сады.
АСН в судебное заседание представлено заключение кадастрового инженера ООО «***» от дата, из которого следует, что при определении границ и выноса на местность с помощью профессионального геодезического оборудования, были определены границы участка на местности и установленные временные межевые знаки, многолетние зеленые насаждения не обнаружены.
В основу отказа в предоставлении земельного участка АСН Министерством имущественных отношений Самарской области положен акт осмотра земельного участка от дата №..., составленный ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости», из которого следует, что в отсутствие заинтересованного лица ст.инженером КАА и инженером КИМ осуществлен осмотр земельного участка по адресу: адрес с кадастровым номером №..., в ходе осмотра производилась фотосъемка, вынос в натуру границ участка и установлено, что на участке находятся несколько деревьев и кустарников.
Какого-либо конкретного указания на виды деревьев и кустарников, их количество, состояние в акте не имеется. Также в акте не указано какие использовались приборы (инструменты, аппаратура) при выносе границ участка на местность.
В соответствии с абз.2 п.2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. №74 в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
Приказом министерства от 20.06.2011 года №1695 утвержден порядок взаимодействия при выполнении заявок министерства на проведение осмотра земельных участков с целью определения их фактического использования в рамках Государственного задания Самарской области на оказание услуг (выполнение работ) ГАУ Самарской области «Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости», который с 01.01.2012 года переименовано в ГБУ СО «РЦН».
В акте осмотра от дата №... в нарушение п.7 указанного Порядка взаимодействия отсутствует описание выявленных на участке объектов – деревьев и кустарников. Кроме того, в данном пункте Порядка не предусмотрено выявление зеленых насаждений на осматриваемом участке и отражение их в акте. Из акта видно, что участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, не удалось установить нарушения прав третьих лиц.
В силу пп. 3 п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка и рассмотрения его заявления, земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для садоводства.
Таким образом, основанием для отказа в предоставлении земельного участка по данной норме является наличие прав третьих лиц на испрашиваемый участок и несоответствие цели использования участка основным видам разрешенного использования в соответствии с зонированием.
Как указывалось выше в материалах по заявлению АСН, находящихся в Министерстве, и представленных суду, сведений о наличии прав третьих лиц и несоответствие цели использования участком основным видам разрешенного использования в соответствии с зонированием не имеется.
Между тем, основанием к отказу в предоставлении участка явилось наличие в границах участка зеленых насаждений.
Ссылку Министерства имущественных отношений Самарской области на положения п. 4.1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы г.о. Самара от 10.06.2008 № 404, п. 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ», которыми запрещена самовольная вырубка деревьев и кустарников, суд находит необоснованной, поскольку действующее законодательство не содержит таких оснований к отказу в предоставлении земельного участка как наличие на нем зеленых насаждений.
Как следует из материалов дела испрашиваемый участок относится к территории городского округа Самара.
В соответствии со ст.16 ФЗ РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденными постановлением главы г.о. Самара от 10.06.2008 № 404 (п. 2 гл. 2) дано определение зеленых насаждений, которыми являются древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (цветочно-декоративные растения и газоны) на территории городского округа, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.
Согласно указанных Правил благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на территории г.о. Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице территориальных органов Администрации городского округа Самара и отраслевого (функционального) органа - Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара в соответствии с компетенцией.
Министерством имущественных отношений Самарской области какие-либо обращения в Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара по вопросу отнесения обнаруженных на испрашиваемом земельном участке деревьев и кустарников к зеленым насаждениям, определения статуса зеленых насаждений, их видов, наименования, количества, состояния и установления факта выполнения либо невыполнения ими архитектурно-планировочной и санитарно-гигиенической функции, не направлялись.
Надлежащих доказательств, что на испрашиваемом земельном участке имеют место элементы озеленения или благоустройства г.о.Самары заинтересованным лицом суду не представлено.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что согласно указанным Правилам благоустройства допускается снос зеленых насаждений, расположенных на участках граждан и юридических лиц, при наличии законных оснований, при этом самовольное уничтожение зеленых насаждений является лишь основанием для привлечения лица к установленной законом ответственности, но не основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Таким образом, суд полагает, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении АСН испрашиваемого земельного участка является незаконным, преждевременным и основанным на неполноте проведенной работы по заявлению АСН
В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Для восстановления нарушенного права заявителя суд полагает необходимым обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления АСН от дата по существу.
Требование АСН об обязании Министерство в двухнедельный срок предоставить ему в собственность бесплатно испрашиваемый земельный участок не основано на законе и с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», повлечет предрешение судом существа решения Министерства, что недопустимо.
АСН также заявлено исковое требование о признании акта осмотра земельного участка от дата №..., изготовленного ГБУ Самарской области «РЦН», недействительным.
В силу ст.11,12 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцам не представлено доказательств нарушения его гражданских прав и охраняемых интересов оспариваемым актом осмотра земельного участка. Указанный акт не возлагает на заявителя какие-либо обязанности, не ограничивает права
Ссылка истца на то, что в результате составления данного акта ему было отказано в предоставлении земельного участка необоснованна, поскольку ГБУ СО «РЦН» не наделено властными или распорядительными полномочиями в отношении земельных участков. Составленный ГБУ СО «РЦН» акт осмотра испрашиваемого земельного участка носит справочный характер и не влечет безусловного отказа в предоставлении земельного участка.
Истцом не представлено доказательств нарушения закона при изготовлении оспариваемого акта осмотра.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения искового требования о признании недействительным акта осмотра земельного участка не имеется.
Суд также учитывает, что основанием для оспаривания акта ГБУ СО «РЦН» послужил последующий отказ в предоставлении земельного участка, что по мнению истца повлекло нарушение его прав оспариваемым актом на получение земельного участка в собственность. Вместе с тем, истец воспользовался своим правом на оспаривание отказа в предоставлении земельного участка, требование о признании отказа незаконным признано судом обоснованным, при этом дана оценка оспариваемому акту, как одному из доказательств законности оспариваемого действия Министерства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление АСН – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от дата №... в предоставлении по заявлению АСН от дата в собственность земельного участка по адресу: адрес, площадью *** кв.м. под садоводство и обязать возобновить рассмотрение заявления АСН от дата о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: адрес, площадью *** кв.м. под садоводство.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Октябрьский районный суд в порядке ст. 321 ГПК РФ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено дата
Судья Е.В.Якушева