№ 2-484/2019
64RS0043-01-2019-000028-64
решение
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 г. г.Саратов
Волжский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,
при секретаре Курмакаевой А.К.,
с участием истца ФИО1 и ее представителя адвоката Рахматуллиной А.Ж.,
представителя ответчиков Правительства Саратовской области, аппарата Губернатора Саратовской области ФИО2,
представителя ответчика аппарата Губернатора Саратовской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Саратовской области, аппарату Губернатора Саратовской области об отмене дисциплинарного взыскания,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству Саратовской области об отмене дисциплинарного взыскания. В обоснование заявленных требований указала, что с 02.07.2018 работает в должности референта секретариата первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО4 Прокуратурой Саратовской области в связи с обращением генерального директора АО "Саратовские авиалинии" Натыкана И.Н. в Правительстве Саратовской области была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В связи с представлением Прокуратуры Саратовской области об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в Правительстве Саратовской области была организована служебная проверка. Приказом аппарата Губернатора Саратовской области от 03.10.2018 №122-ок ей было объявлено замечание за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, связанных с осуществлением контроля сроков исполнения обращений организаций, в соответствии со ст.57 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Полагает приказ о применении дисциплинарного взыскания незаконным, поскольку в соответствии с должностным регламентом референта секретариата первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО4 в ее должностные обязанности не входит рассмотрение обращений граждан. Контроль исполнения указанного обращения осуществлялся ею в соответствии с Положением об организации контроля исполнения документов в аппарате Губернатора и Правительства Саратовской области, утвержденным постановлением Губернатора Саратовской области от 01.08.2011 №131, согласно которому действия по контролю включают в себя постановку на контроль, непосредственную проверку хода исполнения, учет и анализ результатов исполнения контролируемых документов, оказание необходимой методической помощи и снятие с контроля; ответственность за сроки представления, качество и достоверность отчетов об исполнении документов, указанных в данном разделе, несет должностное лицо, на которое возлагается контроль Губернатором Саратовской области; контроль исполнения служебной корреспонденции, поступающей в адрес Губернатора Саратовской области осуществляет отдел контроля Управления делопроизводства и контроля Правительства Саратовской области. Обращение генерального директора АО "Саратовские авиалинии" Натыкана И.Н. от 10.07.2018 № Губернатором Саратовской области было поручено рассмотреть первому заместителю Председателя Правительства Саратовской области ФИО4 и заместителю Председателя Правительства Саратовской области ФИО5 в соответствии с резолюцией "Прошу Вас ознакомиться. Ваши предложения". Иных поручений по названному обращении не поступало. В соответствии со справкой предупредительного контроля, полученной от отдела контроля Управления делопроизводства и контроля Правительства Саратовской области, необходимо было "рассмотреть обращение в соответствии с резолюцией Губернатора области" в срок до 10.08.2018. Указанное обращение было отписано первым заместителем Председателя Правительства области ФИО4 заместителю Председателя Правительства Саратовской области ФИО6, который, в свою очередь, отписал его в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и Правовое управление Правительства Саратовской области. В структуры, подведомственные первому заместителю Председателя Правительства Саратовской области ФИО4, документ отписан не был. 03.08.2018 в ее адрес от ответственных сотрудников секретариата заместителя Председателя Правительства ФИО6 и заместителя Председателя Правительства ФИО5 направлена выдержка из справки предупредительного контроля с указанием срока исполнения 07.08.2018. Кроме того, о необходимости направления ответа она сообщила по телефону сотрудникам указанных секретариатов. Сотрудником секретариата заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО6 ей по электронной почте были направлены ответы Правового управления Правительства Саратовской области и министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в адрес заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО6 Указанные письма она направила ответственному сотруднику секретариата заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО5 ФИО7 для подготовки ответа заявителю, дополнительно проговорив с ним это по телефону. 08.08.2018 в адрес вице-губернатора области ФИО8 заместителем Председателя Правительства Саратовской области ФИО5 направлена информация о подготовке проекта обращения в Федеральную антимонопольную службу. На основании данного письма во исполнение резолюции Губернатора области "Прошу Вас ознакомиться. Ваши предложения" ею был подготовлен ответ Губернатору Саратовской области за подписью вице-губернатора области ФИО8, замещавшего первого заместителя Председателя Правительства области ФИО4, находившегося в отпуске. При этом она сообщила сотруднику отдела контроля Управления делопроизводства и контроля Правительства Саратовской области, что ответ заявителю секретариатами заместителей Председателя Правительства Саратовской области ФИО6 и ФИО5 не направлен. Отделом контроля Управления делопроизводства и контроля Правительства Саратовской области на основании указанного письма в адрес Губернатора Саратовской области срок исполнения продлен до 10.09.2018, на необходимость направления заявителю уведомления о продлении срока исполнения обращения указано не было. 30.08.2018 в Федеральную антимонопольную службу направленно ходатайство о рассмотрении вопроса установления экономически обоснованных тарифов. В адрес генерального директора АО "Саратовские авиалинии" Натыкана И.Н. направлен ответ. Копии указанных ответов незамедлительно были мной направлены в отдел контроля Управления делопроизводства и контроля Правительства Саратовской области. Считает, что служебные обязанности в указанной ситуации ею были исполнены добросовестно, в связи с чем оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности не имелось.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен аппарат Губернатора Саратовской оласти.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные требования по указанным основаниям.
Представители ответчиков исковые требования не признали, дали пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях на иск. Также полагали, что Правительство Саратовской области является ненадлежащим ответчиком, а по требованию к аппарату Губернатора Саратовской области пропущен установленный ст.392 ТК РФ срок для обращения в суд.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.47 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются: квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Согласно ст.57 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2, подп."а" - "г" п.3, п.5 и 6 ч.1 ст.37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Порядок применения дисциплинарного взыскания урегулирован ст.58 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с которой до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
В силу ст.59 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 приказом аппарата Губернатора Саратовской области №-ок от 02.07.2018 назначена на должность государственной гражданской службы Саратовской области – референт секретариата первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО4, в этот же день с ФИО1 заключен служебный контракт.
Приказом аппарата Губернатора Саратовкой области №-ок от 03.10.2018 на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, связанных с осуществлением контроля сроков исполнения обращений организаций; основанием для вынесения данного приказа явилось заключение по результатам служебной проверки от 27.09.2018.
Основанием для проведения служебной проверки послужило поступившее в Правительство Саратовской области представление прокуратуры Саратовской области № от 19.09.2018 об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, допущенных при рассмотрении поступившего 10.07.2018 обращения генерального директора АО "Саратовские авиалинии" Натыкана И.Н. – не направлении заявителю уведомления о продлении срока рассмотрения обращения на срок свыше 30 дней. В связи с чем распоряжением Губернатора Саратовской области № от 24.09.2019 было назначено проведение служебной проверки, на основании которого распоряжением аппарата Губернатора Саратовской области №-р от 2ДД.ММ.ГГГГ было назначено проведение служебной проверки, затребованы объяснения от ФИО1, которые были даны последней.
Согласно заключению по результатам служебной проверки от 27.09.2018 в ходе проверки было установлено, что поступившее 10.07.2018 обращение генерального директора АО "Саратовские авиалинии" Натыкана И.Н. было отписано Губернатором области первому заместителю Председателя Правительства Саратовской области ФИО4 и заместителю Председателя Правительства Саратовской области ФИО5, при этом ответственным исполнителем и контролером указанного обращения являлся первый заместитель Председателя Правительства Саратовской области ФИО4 Установленный срок исполнения до 10.08.2018 был продлен отделом контроля и управления делопроизводства и контроля Правительства Саратовской области до 10.09.2018, однако, соответствующее уведомление заявителю направлено не было. Согласно Положению о секретариате первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО4, утвержденному постановлением Губернатора области от 27.10.2017 №, секретариат первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО4 является самостоятельным государственным органом, создается в целях обеспечения деятельности первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО4 и выполняет следующие задачи: осуществляет информационно-аналитическое, документационное, организационно-техническое обеспечение деятельности первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО4; участвует в обработке поступающих первому заместителю Председателя Правительства Саратовской области ФИО4 документов и обращений организаций, готовит по этим документам и обращениям необходимые материалы, а также проекты поручений первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО4 руководителям подведомственных государственных органов; участвует в организации контроля исполнения поручений Губернатора области, поручений первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области ФИО4; участвует в рассмотрении обращений граждан, адресованных первому заместителю Председателя Правительства Саратовской области ФИО4, подготовке предложений по решению поставленных в них вопросов; обеспечивает ведение делопроизводства. Работники секретариата несут дисциплинарную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В соответствии с должностным регламентом референта секретариата первого заместителя Председателя Правительства области ФИО4 ФИО1 в ее должностные обязанности входит, в том числе, осуществление контроля сроков исполнения документов и обращений организаций, стоящих на контроле у первого заместителя Председателя Правительства области.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности в том числе объяснений сторон, письменных доказательств в виде материалов служебной проверки, содержащих, в том числе, объяснения истца, и руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, суд приходит к выводу, что факт ненадлежащего исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей, предусмотренных п.3.1 должностной инструкции, выразившееся в неосуществлении надлежащего контроля за сроками рассмотрения обращений граждан, предусмотренными Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при рассмотрении обращения генерального директора АО "Саратовские авиалинии" Натыкана И.Н..
При этом доводы Года О.Г. о том, что основной контроль осуществляется отделом контроля и управления делопроизводства и контроля Правительства Саратовской области, которым срок рассмотрения указанного обращения был продлен, однако, на необходимость направления уведомления заявителю указано не было, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не освобождает ФИО1 от исполнения возложенных на нее должностным регламентом обязанностей, в том числе по осуществлению контроля сроков исполнения документов и обращений организаций, стоящих на контроле у первого заместителя Председателя Правительства области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что условия для применения в отношении ФИО1 такой меры дисциплинарной ответственности как замечание у аппарата Губернатора Саратовской области имелись, процедура применения дисциплинарного взыскания соблюдена.
Кроме того, ответчиком аппаратом Губернатора Саратовской области заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд, установленного ст.392 ТК РФ.
Так, в соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Предусмотренный указанной статьей срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако такой срок, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ в своих решениях, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд. Начало трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает со днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами наличие между ФИО1 и аппаратом Губернатора Саратовской области трудовых отношений, где работодателем выступает аппаратом Губернатора Саратовской области, а работником – ФИО1, поступившая на должность государственной гражданской службы.
С приказом аппарата Губернатора Саратовкой области №-ок от 03.10.2018 о наложении дисциплинарного взыскания ФИО1 была ознакомлена лично под роспись 03.10.2018 и получила его копию.
В суд с иском об отмене дисциплинарного взыскания ФИО1 обратилась 29.12.2018, однако, в качестве ответчика ею было указано Правительство Саратовской области, которое не является надлежащим ответчиком по данному спору. Поскольку не является работодателем истца.
Требования к надлежащему ответчику заявлены истцом только 31.01.2019, когда к участию в деле по ходатайству истца в качестве соответчика был привлечен аппарат Губернатора Саратовской области.
Таким образом, с требованием к надлежащему ответчику ФИО1 обратилась по истечении установленного ч.1 ст.392 ТК РФ трехмесячного срока со дня, когда ей стало известно о нарушении своих прав, который истек 09.01.2019, поскольку период с 01.01.2019 по 08.01.2019 являлся выходными нерабочими днями.
В соответствии со ст.392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
ФИО1 полагала, что срок обращения в суд ею не пропущен, поскольку обращение в суд последовало в течение предусмотренного 3-х месячного срока, при поскольку Правительство Саратовской области является высшим органом исполнительной власти, возглавляемым Губернатором Саратовской области, а аппарат Губернатора Саратовской области создан при Правительстве Саратовской области, кроме того, ее рабочее место находится в здании Правительства Саратовской области, она добросовестно заблуждалась, полагая, что имеет право обратиться с иском о защите своих трудовых прав к Правительству Саратовской области.
Указанные обстоятельства не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что ФИО1 достоверно было известно о том, что ее непосредственным работодателем является именно аппарат Губернатора Саратовской области, а не Правительство Саратовской области, что подтверждается не только приказом о назначении на должность от 02.07.2018 и служебным контрактом от 02.07.2018, но и заявлением ФИО1 от 18.12.2018 на имя руководителя аппарата Губернатора Саратовской области о предоставлении отпуска.
Ссылка истца на ч.2 ст.20 ТК РФ также не может быть принята во внимание, поскольку в рассматриваемом случае аппарат Губернатора Саратовской области является непосредственным работодателем ФИО1, а не лицом, уполномоченным от имени Правительства Саратовской области заключать трудовые договора с работниками.
Кроме того, оспариваемые приказ о наложении дисциплинарного взыскания вынесен именно аппаратом Губернатора Саратовской области.
По смыслу ст.204 ГК РФ, ст.40 ГПК РФ в случае привлечения к участию в деле надлежащего соответчика исковая давность по требованию к надлежащему ответчику не течет с момента его привлечения к участию в деле.
Таким образом, истцом ФИО1 без уважительных причин пропущен установленный законом срок на обращение в суд с иском за разрешением индивидуального трудового спора,
В силу ч.6 ст.152 ГПК РФ факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд является самостоятельным основаниям для отказа в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Саратовской области, аппарату Губернатора Саратовской области об отмене дисциплинарного взыскания – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 04 марта 2019 года.
Судья