Дело №2-484/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 26 июня 2020 года
Ардонский районный суд РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи З.М. Ачеева,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РСО-Алания к АМС МО <адрес> РСО-Алания, АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания о признании бесхозяйными и возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйных военно-мемориальные объекты,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РСО-Алания обратился в суд с иском к АМС МО <адрес> РСО-Алания, АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания, в котором просит признать бесхозяйными и возложить обязанность на ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания в качестве бесхозных военно-мемориальные объекты, а именно: Рубеж, на котором сражалась 319-ая стрелковая дивизия («Пушка»), расположенный по адресу: шоссе Ардон-Владикавказ, в трех км. Западнее <адрес>, южнее шоссе Ардон-Владикавказ; Братская могила воинов, погибших в 1942 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: <адрес>, территория <адрес>; Мемориальная доска, расположенная по адресу: <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> РСО-Алания – ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> РСО - Алания проведена проверка во исполнение поручения прокуратуры РСО - Алания по обеспечению надлежащего состояния мемориалов, памятников и захоронений погибших при защите Отечества.
В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования Ардонского городского поселения РСО - Алания (далее - АМС города) и муниципального образования <адрес> (далее - АМС района) расположены военно-мемориальные объекты (далее - сооружения), а именно: Рубеж, на котором сражалась 319-ая стрелковая дивизия («Пушка»), расположенный по адресу: шоссе Ардон-Владикавказ, в трех км. Западнее <адрес>, южнее шоссе Ардон-Владикавказ; Братская могила воинов, погибших в 1942 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками расположенная по адресу: <адрес>, территория <адрес>; Мемориальная доска, расположенная по адресу: <адрес>.
<адрес> установлено, что данные сооружения не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного по результатам проверки не представлено.
Данные правоотношения регулируются, в том числе положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др.
Из представленных материалов следует, что заявленные объекты недвижимого имущества являются объектами культурного наследия регионального значения, а также памятниками воинской славы.
В соответствии с информацией, предоставленной АМС района, указанные сооружения являются бесхозяйными и расположены на территории <адрес>. От АМС города информация не представлена.
АМС города и района технические характеристики объектов не указаны, техническая документация не имеется. Полагает возможным привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Военный комиссариат РСО-Алания (правопреемник Военного комиссариата Ардонского и <адрес>ов), для представления ими соответствующих сведений: документация, связанная со строительством данных объектов и вводом их в эксплуатацию, или какие- либо другие правоустанавливающие документы на спорный объект.
Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом, к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В данном случае таким законом является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в силу которого, памятники, в том числе отдельные захоронения, являются особым видом недвижимого имущества (статьи 1, 3).
Таким образом, указанные сооружения в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к самостоятельным объектам недвижимого имущества, права собственности на которые подлежат регистрации в ЕГРН в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ N 55-РЗ "О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием <адрес> Республики Северная Осетия-Алания и поселениями, входящими в его состав" (далее - Закон о разграничении муниципального имущества) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ "О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества" разграничивает муниципальное имущество между муниципальным образованием <адрес> Республики Северная Осетия-Алания и муниципальными образованиями - поселениями, входящими в его состав.
Указанным законом о разграничении муниципального имущества заявленные объекты не были включены в перечень передаваемого имущества. Однако это обстоятельство не свидетельствует об отсутствии права муниципальной собственности на спорные объекты, поскольку это право возникло у них в силу закона.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения поселений относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры и сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии со статьей 50 указанного закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, и объекты культурного наследия (памятники 7 истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, муниципальными образованиями право собственности на спорное имущество было приобретено на основании нормативных актов.
Притязаний на указанный объект со стороны третьих лиц не заявлено, ограничения (обременения) не зарегистрированы.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 7 ч.З ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Исходя из смысла пункта 3 статьи 225 ГК РФ и пункта 5 названного Положения орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан выполнять соответствующие обязанности.
Отсутствие права собственности на указанные сооружения не освобождает органы местного самоуправления от создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры и сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения.
Учитывая, что спорные объекты не имеют собственника и не состоят в регистрирующем органе как бесхозяйные, <адрес> РСО - Алания пришла к выводу о том, что бездействие АМС города и АМС района по вопросу обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 ГК РФ.
Принимая во внимание, что администрация необоснованно уклонилась от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по постановке в Управлении Росреестра по РСО-Алания на учет спорных бесхозяйных сооружений, считает правильным возложить на орган местного самоуправления соответствующую обязанность.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По мнению прокуратуры <адрес> РСО-Алания указанное не соответствует требованиям действующего законодательства, возлагающее на органы местного самоуправления создание условий для организации досуга и обеспечение жителей <адрес> услугами организации культуры и сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания – ФИО4 в судебном заседании заявленные требования прокурора <адрес> РСО-Алания признал, не возражал против их удовлетворения.
Представитель АМС МО <адрес> РСО-Алания – ФИО5 в судебном заседании заявленные требования прокурора <адрес> РСО-Алания признала, не возражала против их удовлетворения.
Третьи лица – военный комиссариат РСО-Алания и Управление Росреестра по РСО-Алания надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что по делу может быть принято признание иска ответчиков, поскольку это не противоречит закону и не нарушает законные интересы других лиц, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Признание иска, это адресованное суду безусловное согласие ответчика с материально-правовыми требованиями истца, выраженное в установленной процессуальным законом форме.
Часть 3 статьи 173 ГПК РФ также указывает, что при признании ответчиком иска и принятие его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных исковых истцом требований.
Ответчикам разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, согласно которым при признании ответчиком иска и принятие его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания ответчиком исковых требований в судебном решении не указываются другие мотивы удовлетворения иска, кроме признания иска ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> РСО-Алания к АМС МО <адрес> РСО-Алания, АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания о признании бесхозяйными и возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйных военно-мемориальные объекты - удовлетворить.
Признать бесхозяйными и возложить обязанность на АМС МО <адрес> РСО-Алания в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания в качестве бесхозяйных военно-мемориальные объекты, а именно: Рубеж, на котором сражалась 319-ая стрелковая дивизия («Пушка»), расположенный по адресу: шоссе Ардон-Владикавказ, в трех км. Западнее <адрес>, южнее шоссе Ардон-Владикавказ; Братскую могилу воинов, погибших в 1942 году в боях с немецко - фашистскими захватчиками, расположенную по адресу: <адрес>, территория <адрес>.
Признать бесхозяйным и возложить обязанность на АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания в качестве бесхозяйного военно-мемориальный объект, а именно: Мемориальную доску, расположенную по адресу: <адрес>, РСО-Алания.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья З.М. Ачеев