ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-484/2013 от 27.05.2013 Чудовского районного суда (Новгородская область)

  Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>                                                                                                ДД.ММ.ГГГГ                                                       

Чудовский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Ионовой Е.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,

представителя ответчика - ООО «Новый день - управляющая компания» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Новый день - управляющая компания» о признании незаконными действий по установлению и взиманию платы за опломбирование приборов учета коммунальных ресурсов,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в Чудовский районный суд с указанным иском к ООО «Новый день - управляющая компания». В обоснование исковых требований указано, что в результате проверки соблюдения управляющей организацией жилищного законодательства при осуществлении деятельности по установлению и взиманию платы за принятие и опломбирование установленных индивидуальных приборов учета водоснабжения и электрической энергии было установлено, что ООО «Новый день-УК» регистрацию и опломбирование индивидуальных приборов учетов коммунальных ресурсов осуществляет за плату согласно калькуляции, утвержденной руководителем организации, по цене 175 рублей за опломбирование одного счетчика, 120 рублей - двух и более счетчиков. В 2013 году услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов оказаны 69 жильцам многоквартирных домов. Действия ООО «Новый день-УК» по установлению и взиманию платы за опломбирование индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов не основаны на нормах действующего законодательства. Вследствие установления и взимания с потребителей платы за опломбирование узлов учета ООО «Новый день-УК» навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливая регистрацию приборов учета потребителей необходимостью оплаты данной дополнительной платной услуги, чем нарушаются требования законодательства о защите прав потребителей и права неопределенного круга лиц. Со ссылками на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» просит признать действия общества с ограниченной ответственностью «Новый день-управляющая компания» незаконными.

В ходе судебного разбирательства старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснила дополнительно, что опломбировка счетчиков учета электроэнергии, холодной и горячей воды при их установке или плановой замене в соответствии с действующим законодательством должна производиться бесплатно, и только в случае, если пломба будет нарушена потребителем, повторное опломбирование производится на платной основе.

Представитель ответчика ООО «Новый день - управляющая компания» ФИО4 исковые требования не признал, представил суду письменные возражения на иск за подписью исполнительного директора управляющей компании, из которых следует, что поскольку Жилищный кодекс РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения, в том числе механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в доме, то обязанность по вводу приборов учета в эксплуатацию возлагается именно на собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме. Также указывает, что действующим гражданским законодательством предусмотрено по общему правилу осуществление работ и оказание услуг на возмездной основе, а иное должно быть прямо предусмотрено законом или соглашением сторон. Считает, что ни положения Федерального закона «Об энергосбережении», ни Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений, ни иные нормативные акты не предусматривают безвозмездность работ по вводу приборов учета воды в эксплуатацию, а потому доводы искового заявления о навязывании гражданам дополнительных платных услуг считают несостоятельными. Просят в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку возложение на управляющую компанию обязанности бесплатно производить мероприятия по опломбировке индивидуальных учетов холодной и горячей воды, установленных в квартирах собственников жилых помещений не может быть признано законным.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «Об энергосбережении») собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Как следует из ч. 1 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 9 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» предусмотрено, что организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, системам централизованного теплоснабжения, системам централизованного водоснабжения, системам централизованного газоснабжения, и иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами определены Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии п.п. 6 п. 13 которого порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию является существенным условием договора на установку (замену) прибора учета.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Как следует из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнитель обязан обеспечивать установку и ввод эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета.

В силу п. 81 Правил оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В соответствии с п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № действия по вводу приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.

Согласно ч. 5 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность установки пломб на приборах учета электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения без взимания платы с абонента, а потому осуществление опломбирования индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов за счет потребителей является незаконным.

Вместе с тем ответчик ООО «Новый день - управляющая компания» осуществляет регистрацию и опломбирование установленных гражданами индивидуальных счетчиков коммунальных ресурсов за плату согласно калькуляции, составленной главным бухгалтером и утвержденной руководителем организации, что противоречит Закону.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ч.1 ст. 333.19 НК РФ с учетом заявленного требования неимущественного характера государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден, подлежит взысканию с ответчика - юридического лица, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. 45, 103, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Новый день - управляющая компания» по установлению и взиманию платы за опломбирование индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.

Взыскать с ООО «Новый день - управляющая компания» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, через Чудовский районный суд.                  

Председательствующий                                          Е.В. Ионова