Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Камень-на-Оби 31 июля 2013 года
Каменский городской суд Алтайского края в составе:
судьи Хрипуновой О.В.,
при секретаре Тюменцевой И.А.,
с участием прокурора Крутиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2 - 484/2013 по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению среднего профессионального образования «Каменский медицинский колледж» о взыскании недополученных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Каменский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к КГБУ СПО «Каменский медицинский колледж», в котором просил обязать ответчика выплатить ФИО1, относящейся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недополученную сумму денежной компенсации при выпуске на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на нормы ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу которой выпускники имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, обучавшиеся за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Кроме того, согласно п.6 ст.2 Закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» № 72-ЗС от 31.12.2004 (в ред. Законов Алтайского края от 11.10.2012, согласно которой Выпускники краевых и муниципальных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Администрацией Алтайского края, а также единовременным денежным пособием в объеме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений одежда, обувь, мягкий инвентарь и оборудование могут быть заменены денежной компенсацией.
Прокурор указывает, что данные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от 10.11.2005 № 661 «О реализации закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72 - ЗС утверждены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предусмотренные для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста, к лицам из их числа, обучающимся в краевых государственных образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования.
ФИО1 является лицом из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучалась в КГБУ СПО «Каменский медицинский колледж» (далее по тексту - Колледж) в период с *** по *** по специальности «<данные изъяты>». При выпуске из образовательного учреждения *** ей была выплачена денежная компенсация, взамен обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, которая составила <данные изъяты> руб.
Прокурор с указанной суммой не согласен, указывает, что денежная компенсация является заниженной по сравнению с ценами Алтайкрайстата на *** г., должна составить <данные изъяты> руб., в связи с чем, разница в сумме недополученной компенсации - <данные изъяты> руб. подлежит взысканию в пользу материального истца ФИО1
В судебном заседании помощник прокурора Крутикова А.В. на иске настаивала по доводам, изложенным в иске, пояснила, что отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для нарушения прав ФИО1, расчет сумм, подлежащих выплате, Колледжем исчислялся неверно, кроме того, при исчислении суммы компенсации, должна применяться стоимость вещей для взрослого человека, а не для детей школьного возраста.
Истец ФИО1 поддержала требования прокурора.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании, возражала против иска, в ходе рассмотрения дела поясняла, что выплата компенсации производится ими по указаниям Главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, в пределах установленных им лимитов и выделяемых на эти цели сумм, они вынуждены производить выплаты по ценам, существующим в данном населенном пункте (....), определяя среднюю стоимость товаров самостоятельно, поскольку, применяя цены Алтайкрайстата они выйдут за пределы отпускаемого им финансирования.
Представитель ответчика ФИО3 также возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что они лишены возможности выйти за пределы лимитов, установленных учредителем.
Третье лицо - ГУ Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежаще.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выпускники имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, обучавшиеся за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников федеральных государственных образовательных учреждений утверждены в приложении N 4 к Постановлению Правительства РФ от 07.11.2005 N 659.
ФИО1 относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. №), с *** по *** обучалась в КГБУ СПО «Каменский медицинский колледж"(л.д. №).
По окончании учебного заведения, согласно справке КГБУ СПО «Каменский медицинский колледж» ей была начислена и выплачена компенсация на приобретение при выпуске одежды, обуви и мягкого инвентаря в сумме <данные изъяты> руб. (л.д. №).
Порядок обеспечения гарантии, содержащейся в абз. 2 п. 8 комментируемой статьи, устанавливается законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
Ч. 6 ст. 2 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" предусматривает, что выпускники краевых и муниципальных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Администрацией Алтайского края, а также единовременным денежным пособием в объеме не менее <данные изъяты> рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений одежда, обувь, мягкий инвентарь и оборудование могут быть заменены денежной компенсацией.
Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности *** направило в адрес директоров государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования письмо, в котором устанавливает нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем (ежегодное пополнение) на одного учащегося - <данные изъяты> руб., нормы при выпуске - <данные изъяты> руб. При этом указано, что материальное обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в *** рассчитывается и выплачивается в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 10.11.2005 № 661 «О реализации закона Алтайского края от 31.12.2004 №72 - ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае».
Действительно, указанным постановлением утверждены прилагаемые нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием выпускников (из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) краевых и муниципальных общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных учреждений, за исключением лиц, продолжающих обучение в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме.
Вместе с тем, нормативным актом субъекта Российской Федерации размер компенсации в твердой сумме не установлен, в связи с чем надлежит руководствоваться при определении данной суммы среднеценовыми нормами, утвержденными Территориальным органом Федеральной службы статистики по Алтайскому краю.
При этом, то обстоятельство, что передача финансовых ресурсов Колледжу для реализации полномочий по обеспечению социальных выплат, являющихся предметом данного спора, в необходимом размере не произведена, не свидетельствует о том, что выплата данной денежной компенсации возможна только в заниженном размере.
При осуществлении выплат должна применяться стоимость товаров, которая в полной мере позволяет обеспечить выпускников КГБОУ СПО наименованиями, содержащимися в нормативах, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 10.10.2005 № 661.
Представители ответчика и третьего лица ГУ Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности ссылаются на то, что расчет суммы выданной ФИО1, произведен, исходя из цен г. Камень -на - Оби на ***.
Вместе с тем, из письма ГУ Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 20.01.2012 № 05 - 01/1 следует, что сумма <данные изъяты> руб. (норма при выпуске) утверждена им в качестве финансового лимита для государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования по Алтайскому краю независимо от населенных пунктов, в которых они располагаются и без учета местных цен. Данных о том, какие цены и стоимость товаров взяты Управлением за основу при определении данной суммы, суду не представлено.
КГБОУ СПО «Каменский медицинский колледж», в свою очередь, произвел выплату денежной компенсации ФИО1, руководствуясь данным указанием распорядителя бюджетных средств, не руководствуясь уровнем среднекраевых цен.
Фактически администрацией Колледжа начисление сумм компенсации ФИО1 производилось, не исходя из средних потребительских цен по городу Камень - на - Оби, а из минимально возможной стоимости товаров, включенных в нормативы постановлением администрации Алтайского края от 10.11.2005 № 661, путем сравнения цен на них в нескольких магазинах города.
При данных обстоятельствах суд считает требования прокурора обоснованными.
Расчет прокурора с применением средних потребительских цен Алтайского края по состоянию на *** судом проверен и признан верным, кроме того, правильность расчета не оспаривалась ответчиком.
В число предметов, которыми в силу закона подлежат обеспечению выпускники профессиональных образовательных учреждений, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входят предметы мебели: кровать, тумбочка, стол и стул.
Соглашаясь с исчислением стоимости иных вышеперечисленных предметов мебели, суд не может принять предложенную прокурором в качестве стоимости предмета - «кровать» цену предмета «диван - кровать» в сумме <данные изъяты> руб., вопреки доводам прокурора, несмотря на отнесение данных товаров к категории мебели для сна и отдыха.
В силу ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений.
Прокурором таких доказательств в подтверждение стоимости кровати не представлено, средняя потребительская цена по краю данного предмета мебели в официальном перечне службы статистики по Алтайскому краю на *** не указана. Доказательств иной стоимости, нежели та, которая была определена КГБУ СПО «Каменский медицинский колледж» суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в пользу ФИО1 с ответчика подлежит взысканию недополученная сумма в размере <данные изъяты> коп.
В силу ст. 103 ГПК РФ, в ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина, от которой истец освобожден при подаче иска в суд, в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Каменского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Каменский медицинский колледж» в пользу ФИО1 недополученную сумму денежной компенсации при выпуске на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере <данные изъяты> рубля 15 коп.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Каменский медицинский колледж» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, через Каменский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Хрипунова
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2013