ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-484/2016 от 01.02.2016 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2-484/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Беспятовой Н.Н.

при секретаре Финашкине Г.В.

рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании в 01 февраля 2016 г. гражданское дело по ФИО1 к Администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об обязании составить и заверить декларацию о созданном объекте недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об обязании составить и заверить декларацию о созданном объекте недвижимого имущества, указывая, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ о является арендатором земельного участка с кадастровым номером площадью 1 581 кв.м. в границах Омского сельского поселения ОМР Омской области, местоположение <адрес>, из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки. ДД.ММ.ГГГГ им было получено разрешение на строительство жилого дома на арендованном земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Омского СП ОМР Омской области утвержден градостроительный план земельного участка. В границах арендованного земельного участка им возведен жилой дом. В дальнейшем им был заключен договор с ООО «Омская служба земельного кадастра и межевания «Альфа» на изготовление технического плана объекта жилищного строительства, возведенного в границах земельного участка. Он обратился в Администрацию Омского СП ОМР Омской области с заявлением о составлении и заверении декларации о вновь созданном объекте недвижимости. Однако, получил отказ со ссылкой на то, что арендатор земельного участка может самостоятельно составить и заверить декларацию. Просит обязать Администрацию Омского СП ОМР Омской области составить и заверить декларацию о созданном объекте недвижимого имущества – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером площадью 1 581 кв.м. в границах Омского сельского поселения ОМР Омской области, местоположение <адрес>, из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки в части реквизитов: «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Правоустанавливающие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)».

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что без заверения декларации органом местного самоуправления как правообладателем земельного участка, на котором создан объект недвижимого имущества, он лишен возможности оформить свои права на объект недвижимости.

Представитель ответчика Администрации Омского СП ОМР Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, Управления Росреестра по Омской области, Администрации ОМР Омской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Омского муниципального района Омской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1 581 кв.м. в границах Омского сельского поселения ОМР Омской области, местоположение <адрес>, из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки.

Срок аренды земельного участка согласно п. 1.2 указанного договора составляет три года с даты государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка.

Ограничение (обременение) права зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Омского сельского поселения Омского района Омской области имя ФИО1 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома площадью объекта строительства до 80 кв.м., с количеством этажей – 1 на вышеназванном земельном участке с кадастровым номером .

Также ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Омского сельского поселения Омского района Омской области подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером площадью 1 581 кв.м. в границах Омского сельского поселения ОМР Омской области, местоположение <адрес>.

Из пояснений истца в судебном заседании, предоставленной в материалы дела копии технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2015 году в границах земельного участка с кадастровым номером истцом ФИО1 возведен жилой дом площадью 80 кв.м., количеством этажей – 1, местоположение: <адрес>.

Указанное обстоятельство представителем ответчика, представителями третьих лиц не оспаривается.

После составления по заказу истца кадастровым инженером технического плана ФИО1 обратился в Администрацию Омского СП ОМР Омской области с заявлением о согласовании технического плана вновь построенного здания и подписании декларации о созданном гражданином - арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, объекте недвижимости.

На указанное обращение Администрацией Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно содержанию которого в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также Приказа Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 г. № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» у Администрации Омского СП ОМР Омской области отсутствуют правовые основания в заполнении и удостоверении соответствующих реквизитов декларации. Названные акты не содержат норм, напрямую обязывающих (позволяющих) органам местного самоуправления уровня поселения заполнять и заверять декларации о созданных гражданами – арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, объектах недвижимости. Также сообщено, что в силу прав, предоставленных ст. ст. 40,41 ЗК РФ, арендатор может самостоятельно в полном объеме составить и заверить декларацию о созданном объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. №221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия

Согласно ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Статьей 22 Закона о кадастре предусмотрено, что если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов не требуется выдача разрешения на строительство.

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28.02.2015 г. № 20-ФЗ) до 1 марта 2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, по смыслу указанных норм права, до 1 марта 2018 года кадастровый (технический) паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства в черте поселения - приусадебный земельный участок), получение разрешения на ввод такого объекта ИЖС не является обязательным требованием для проведения государственной регистрации этого объекта.

Согласно ст. 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (ч. 1 ст. 41).

В силу ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.

В случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 10 ст. 41 Закона о кадастре).

Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 г № 628 утверждена форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке.

В соответствии с п. 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости (далее - Требования) декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства.

При этом Декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства.

На основании приказа Минэкономразвития России от 31.12.2013 г. №805 Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости были дополнены пунктом 21. Изменения вступили в силу с 30.06.2014 г..

В пункте 21 Требований указано, что в случае если Декларация заполняется в отношении созданного объекта недвижимости, реквизиты «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» и «Правоустанавливающие, правоудостовержрщие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет (далее - правообладатель), реквизит «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» - в отношении представителя правообладателя такого земельного участка.

Таким образом, п. 21 Требований к числу правообладателя земельного участка, на котором создан объект недвижимости, относит не всех арендаторов земельных участков, а только тех, срок договора аренды которых составляет более пяти лет.

Также суд отмечает, что статьей 20 Закона о кадастре также предусмотрено право лица, обладающего земельным участком, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), обратиться с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, с заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.

Кроме того, на основании ч. 2 ст. 615 ГК РФ, п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Таким образом, приведенные положения закона расширяют перечень прав арендаторов по долгосрочным договорам аренды земельных участков, заключенным на срок более чем пять лет.

Договор аренды между ФИО1 и Администрацией Омского муниципального района Омской области заключен на срок 3 года, условиями договора арендодателю предоставлено право осуществлять проверку соблюдения арендатором условий настоящего договора (п. 5.2 договора).

Органы местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2015 г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, в силу закона с 01.03.2015 г. именно Администрации Омского СП ОМР Омской области принадлежат права на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Омского сельского поселения муниципального района.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит выводу о том, что Администрация Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области незаконно отказала заявителю ФИО1 в заполнении и заверении декларации о созданном объекте недвижимости.

При таких обстоятельствах, поскольку истцу для осуществления государственного кадастрового учета возведенного им жилого дома на земельном участке, предоставленном ему на праве аренды, необходимо представить в составе технического плана декларацию об объекте недвижимости, заверенную Администрацией Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области как специально уполномоченным органом местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными на территории Омского сельского поселения, государственная собственность на которые не разграничена, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Администрацию Омского сельского поселения Омского района Омской области составить и заверить подписью уполномоченного лица и печатью декларацию о созданном объекте недвижимости – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером площадью 1 581 кв.м. в границах Омского сельского поселения ОМР Омской области, местоположение <адрес>, из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки, в части реквизитов декларации: «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)", "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)", "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)".

Решение может быть обжаловано в Омской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омской районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Беспятова

Решение в окончательной форме изготовлено 08.02.2016 г.