Дело № 2-484/2021
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2021 года пгт. Кировское
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Церцвадзе Г.Д.
при секретаре Асановой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) к ФИО6 3-е лицо Администрация Кировского района Республики Крым о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) обратилось в суд с иском указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подала заявление в государственное учреждение - Главное Управление ПФ № 3 по г. Москве и Московской области Управление № о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В соответствии с пунктом 5 Правил к заявлению были приложены документы: паспорт ФИО6, свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ страхового свидетельства, свидетельства о рождении ФИО1 (III-ИК № от ДД.ММ.ГГГГ), свидетельство о рождении ФИО2 (III-ИК № от ДД.ММ.ГГГГ), свидетельство об установлении отцовства ФИО1 (I-HK № от ДД.ММ.ГГГГ), свидетельство об установлении отцовства ФИО2 (I-HK № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ государственным учреждением - Главным Управлением ПФ РФ № 3 по г. Москве и Московской области было принято Решение за № о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением 2-го ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственной сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-3 № выдан ДД.ММ.ГГГГ на сумму 343378,80 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением места жительства ФИО6 дело лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, поступило в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе (без образования юридического лица) государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии республики Крым (межрайонное). Согласно выписке из финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, остаток средств материнского (семейного) капитала составляет 278219,82 руб.
Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно уведомляет Пенсионный фонд о фактах установления опеки над детьми.
Из Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Кировского района Республики Крым была предоставлена информация (письмо от ДД.ММ.ГГГГ за №), согласно которой ФИО6 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (Решение Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №). Указанное Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, право на дополнительные меры государственной поддержки, которое у ФИО6 возникло в связи с рождением 2-го ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратилось с момента вступления в законную силу Решения суда о лишении ее родительских прав, а именно ДД.ММ.ГГГГ
Выданный ответчику государственный сертификат на материнский (семейный) капитал при отсутствии у него права на дополнительные меры государственной поддержки, подлежит признанию недействительным в судебном порядке и исключению его из Регистра информации о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки.
Истец просит признать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-3 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ФИО6 Государственным учреждением - Главным Управлением ПФР № 3 по г. Москве и Московской области недействительным.
Истец ГУ -Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Ответчик ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представила телефонограмму о рассмотрении дела в ее отсутствие, признала заявленные исковые требования.
3-е лицо Администрация Кировского района Республики Крым представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 27 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Они оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечении питанием, одежной и жильем.
На основании статей 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семья, материнства, отцовства и детства.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусматривает целевое использование средств материнского капитала.
В соответствии с преамбулой ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» данный федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно положениям пункта 3 части 3 статьи 3 указанного федерального закона лица, получившие сертификат, могут направить средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в том числе на улучшение жилищных условий.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 было подано заявление в государственное учреждение - Главное Управление ПФ № 3 по г. Москве и Московской области Управление № 4 о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (л.д.5-6).
В соответствии с пунктом 5 Правил к заявлению были приложены документы: паспорт ФИО6, свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ., страхового свидетельства, свидетельства о рождении ФИО1 (III-ИК № от ДД.ММ.ГГГГ), свидетельство о рождении ФИО2 (III-ИК № от ДД.ММ.ГГГГ), свидетельство об установлении отцовства ФИО1 (I-HK № от ДД.ММ.ГГГГ), свидетельство об установлении отцовства ФИО2 (I-HK № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.7-13).
ДД.ММ.ГГГГ государственным учреждением - Главным Управлением ПФ РФ № 3 по г. Москве и Московской области было принято Решение за № о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением 2-го ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственной сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-3 № выдан ДД.ММ.ГГГГ на сумму 343378,80 руб. (л.д.14-15).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением места жительства ФИО6 дело лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, поступило в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе (без образования юридического лица) государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии республики Крым (межрайонное).
Согласно выписке из финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, остаток средств материнского (семейного) капитала составляет 278219,82 руб. (л.д.19).
Решением Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
С ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей:
- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячно в твердой денежной сумме в размере 2739,25 рублей, что составляет 25 % величины прожиточного минимума для детей в Республике Крым, с последующей индексацией указанной суммы пропорционально росту прожиточного минимума, ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетнего возраста
- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячно в твердой денежной сумме в размере 2739,25 рублей, что составляет 25 % величины прожиточного минимума для детей в Республике Крым, с последующей индексацией указанной суммы пропорционально росту прожиточного минимума, ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.
- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячно в твердой денежной сумме в размере 2739,25 рублей, что составляет 25 % величины прожиточного минимума для детей в Республике Крым, с последующей индексацией указанной суммы пропорционально росту прожиточного минимума, ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней дочери - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячно в твердой денежной сумме в размере 2739,25 рублей, что составляет 25 % величины прожиточного минимума для детей в Республике Крым, с последующей индексацией указанной суммы пропорционально росту прожиточного минимума, ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячно в твердой денежной сумме в размере 2739,25 рублей, что составляет 25 % величины прожиточного минимума для детей в Республике Крым, с последующей индексацией указанной суммы пропорционально росту прожиточного минимума, ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетнего возраста
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячно в твердой денежной сумме в размере 2739,25 рублей, что составляет 25 % величины прожиточного минимума для детей в Республике Крым, с последующей индексацией указанной суммы пропорционально росту прожиточного минимума, ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.
Решение в апелляционную инстанцию обжаловано не было, вступило в законную силу.
Пенсионный фонд России образован федеральным органом власти в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и наделен законом публично-властными полномочиями по обеспечению и реализации права граждан на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Управление, реализуя процессуальные права истца по данному гражданскому делу, защищает государственные интересы в области обеспечения граждан Российской Федерации мерами государственной поддержки в социальной сфере.
ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ) устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ввел меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, в форме материнского (семейного) капитала. Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение материнского (семейного) капитала непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и носит временный характер, обусловленный как демографическими задачами, так и финансовыми возможностями государства, условия его предоставления определяются законодателем в рамках его компетенции (Определение от 03.03.2015 года N 431-О).
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" закрепил право граждан Российской Федерации на указанные меры государственной поддержки и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусмотрел приоритетное право женщин на их получение.
Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей. В связи с этим право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда возникшее у женщины право на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом. Право мужчин на указанные меры не является производным от права женщин только тогда, когда они являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей.
Таким образом, учитывая то, что ФИО7, ФИО5, ФИО4 лишены родительских прав на основании решения Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, она не имеет права на дополнительные меры государственной поддержки согласно ч. 3 ст. 3 Закона 256-ФЗ, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, то государственная пошлина в размере 300 рублей, должна быть взыскана с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) удовлетворить.
Признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-3 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ФИО6 Государственным учреждением - Главным Управлением ПФР № 3 по г. Москве и Московской области.
Взыскать с ФИО6 госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 июня 2021 года.
Судья: