Дело №2-485-2020
61RS0022-01-2019-009516-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2020 года Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Л.Н. Одинцовой
помощника судьи И.Е. Королевой
при секретаре М.Р. Гребеньковой
при участии истца ФИО1, его представителя адвоката Бакало А.Г., действующего на основании ордера, представителя ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге РО о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании засчитать весь трудовой стаж, обязании произвести расчет и начисление досрочной трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в Таганрогский городской суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге РО о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании засчитать весь трудовой стаж, обязании произвести расчет и начисление досрочной трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения. В обоснование иска истец указал, что 16 октября 2019 года он обратился с заявлением в Управление пенсионного фонда в г. Таганроге Ростовской области о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях в качестве работника противопожарной службы.
Решением от 25.10.2019 г. за № 1013618/19 Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганрог Ростовской области ему отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 г. № ФЗ – 400 «О страховых пенсиях». Не согласившись с указанным решением ответчика, истец указал в иске, что с <дата> он был зачислен на службу в качестве пожарного военизированной пожарной части № 8 Управления пожарной охраны Управления внутренних дел Ростовской области.<дата> он был направлен для повышения квалификации в <данные изъяты> После окончания учебы в пожарно-техническом училище истец возвратился к прежнему месту службы и <дата> продолжил службу в должности начальника караула <данные изъяты>
Во время его службы в пожарной охране УПО УВД Ростовского облисполкома не существовало Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а эти функции Государством были возложены на службу пожарной охраны в системе МВД СССР и РСФСР.Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. № 437 утвержден список профессий, которые дают право на досрочную пенсию по старости. В данном списке указаны профессия начальника караула пожарной части (команды) – код профессии 24549 и профессия пожарный – код профессии 16781. Истец проработал на данных должностях с <дата> по <дата>, что составляет стаж службы 12 лет и 7 месяцев. Истец считает, что при наличии специального стажа в виде 12 лет и 7 месяцев, срок его выхода на пенсию должен быть уменьшен на 5 лет, т.е. он имеет право выхода на пенсию досрочно, в 2018 году. Просит суд обязать ответчика включить спорный период работы в органах внутренних дел в пожарной охране в специальный стаж работы, назначить ему досрочную пенсию по старости. Обязать ГУ УПФ РВ в г. Таганроге Ростовской области произвести расчет и начисление пенсии по старости за период с <дата>г. по настоящее время.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просил суд: признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ в г. Таганроге Ростовской области о назначении досрочной трудовой пенсии.Обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге Ростовской области засчитать весь трудовой стаж с <дата> по <дата>, произвести расчет и начисление досрочной трудовой пенсии с момента первоначального обращения 13 июня 2019 года в ГУ УПФ РФ в г. Таганроге Ростовской области.
Истец ФИО1, его представитель адвокат Бакало А.Г., действующий на основании ордера, в судебном заседании измененные исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Дали пояснения суду аналогичные содержанию иска, настаивали на его удовлетворении, поскольку служба в органах внутренних дел в противопожарной службе должна включаться в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, как это предусмотрено Списком №437 от 18.06.2002 года.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, дал пояснения аналогичные письменным возражениям, в которых поддержал решение ГУ УПФ РФ в г. Таганроге об отказе в назначении досрочной пенсии истцу, поскольку у истца отсутствует право на назначение такого вида пенсии. Согласно предоставленной истцом справке о стаже от 05.03.2019 г. № 215-1-3 в период с 25.09.1980 г. по 19.04.1993 г. он проходил службу в органах внутренних дел (в том числе с 01.10.1981 г. по 01.08.1984 г. учился в пожарно-техническом училище МВД СССР),то есть истец не относится к числу работников ГПС,а относится к сотрудникам органов внутренних дел,о чем он также указал своем иске о прохождении службы в органах внутренних дел в период с 25.09.1980 г. по 19.04.1993г. Лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, а также проходившим службу в государственной противопожарной службе, пенсия назначается на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионной обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Поскольку истец относится к лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, то такой категории граждан, к которой относится истец, пенсия назначается на основании Закона № 4468-1. Истец, не являлся работником государственной противопожарной службы, поэтому не имеет право на назначение досрочной пенсии в порядке пп. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400.
Возражая против ссылки истца на Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. № 590, действовавшее на момент его учебы в училище, представитель ответчика сослался на п. 109 Постановления № 590 – периоды обучения (не во всех учебных заведениях, а только указанных в пп. «з» этого пункта) приравнивались к работе, которая следовала за периодом обучения. Но, поскольку у истца отсутствовал период работы в специальных условиях, как до учебы, так и до учебы, то период обучения не может быть включен в специальный стаж. Возможность включения учебы в специальный стаж, Дающий право на назначение пенсии на льготных основаниях, допускалась только для работ, указанных в пп. «а» и «В» п. 16 данного Постановления, а пп. «а» и «в» п. 16 Постановления № 590 предусматривали льготное назначение пенсии для лиц, работавших во вредных и тяжелых условиях труда, то есть по Списку № 1 и по Списку № 2, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173. Указанными Списками работа пожарными права на досрочную пенсию не давала. Следовательно, поскольку служба истца не относится к пп. «а» и «в» п. 16. Постановления № 590, то и учеба не может быть включена в стаж такой службы. Отвергая доводы истца о том, что для выполняемой им службы предусмотрена возможность пропорционального снижения возраста выхода на пенсию с учетом не полного специального стажа, представитель ответчика указал, что такая возможность предусмотрена для лиц, отработавших не менее половины требуемого стажа на вредных и тяжелых работах, т. е. по Списку № 1 и списку № 2 (пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400). Служба истца не относится к работам, предусмотренным Списком № 1 и Списком № 2, поэтому права на уменьшение возраста выхода на пенсию с учетом отработанного специального стажа он не имеет.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.
Согласно пп. 18 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости устанавливается мужчинам и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Из Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом б статьи 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" установлены условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения на следующие категории лиц: на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Судом установлено, что истец ФИО1 в период времени с <данные изъяты>
16.10.2019 года истец обратился в УПФР г. Таганрога с заявлением о назначении пенсии.
Решением от 25.10.2019 года № 1013618/19 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 18 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку. на него не распространяется положения ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Суд соглашается с указанным решением ответчика по следующим основан основаниям.
С 01.01.2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Страховая пенсия по старости согласно ст. 30 п. 1, пп. 18 ФЗ № 400 устанавливается мужчинам и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нормы Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ разграничивают личный состав государственной противопожарной службы на сотрудников (лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы), военнослужащих федеральной противопожарной службы и работников (лиц, не имеющих специальных или воинских званий).
Положения абзаца 4 статьи 8 указанного закона предоставляет право на пенсионное обеспечение работникам Государственной противопожарной службы (ГПС), работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, то есть в указанный стаж не включается время, когда граждане занимали должности, предусмотренные Списком от 18.06.2002г. № 437, и проходили службу в качестве сотрудника или военнослужащего.
Согласно предоставленной истцом справке о стаже от 05.03.2019 г. № 215-1-3 в период с <дата> по <дата> он проходил службу в органах внутренних дел (в том числе с <дата> по <дата> учился в <данные изъяты>), таким образом истец не относится к числу работников государственной противопожарной службы, данное обстоятельство подтверждается содержанием иска, в котором истец указала, что он проходил службу в органах внутренних дел в период с <дата> по <дата>
Лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, а также проходившим службу в государственной противопожарной службе, пенсия назначается на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионной обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Поскольку истец относится к лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, то такой категории граждан пенсия назначается на основании Закона № 4468-1.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» - работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. Из приведенных выше норм права следует, что истец, не являясь работником государственной противопожарной службы, не имеет право на назначение досрочной пенсии в порядке пп. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400.
В своем иске истец ссылается на Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. № 590, действовавшее на момент его учебы. Суд находит, что ссылка истца на указанный нормативный акт не влечет для истца каких-либо правовых последствий.
Возможность включения учебы в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных основаниях, допускалась только для работ, указанных в пп. «а» и «в» п. 16 данного Постановления,а пп. «а» и «в» п. 16 Постановления № 590 предусматривали льготное назначение пенсии для лиц, работавших во вредных и тяжелых условиях труда, то есть по Списку № 1 и по Списку № 2, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173. Указанными Списками работа пожарными права на досрочную пенсию не предусматривала. Следовательно, поскольку служба истца не относится к пп. «а» и «в» п. 16. Постановления № 590, то и учеба не может быть включена в стаж такой службы.
Не основаны на нормах закона доводы истца о том, что для выполняемой им службы предусмотрена возможность пропорционального снижения возраста выхода на пенсию с учетом не полного специального стажа. Такая возможность предусмотрена для лиц, отработавших не менее половины требуемого стажа на вредных и тяжелых работах, то есть по Списку № 1 и Списку № 2 (пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400). Служба истца не относится к работам, предусмотренным Списком № 1 и Списком № 2, поэтому права на уменьшение возраста выхода на пенсию с учетом отработанного специального стажа он не имеет.
Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге РО о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании засчитать весь трудовой стаж, обязании произвести расчет и начисление досрочной трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд чрез Таганрогский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2020 года.
Председательствующий