ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4850/19 от 11.07.2019 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Самоукиной М.А.,

при секретаре Щетинниковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 11 июля 2019 года гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Калужской области к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о предоставлении доступа в жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

16 января 2019 года Государственная жилищная инспекция Калужской области обратилась в суд с вышеназванным иском, просила обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с поступившим обращением в Государственную жилищную инспекцию Калужской области Н.С. по вопросу нарушения правил пользования жилым помещением. В связи с чем, специалистам Государственной жилищной инспекции Калужской области необходим доступ в помещение для производства обследования.

Заочным решением Калужского районного суда Калужской области от 11 февраля 2019 года, постановлено:

«Исковые требования Государственной жилищной инспекции Калужской области удовлетворить.

Обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 предоставить доступ сотрудникам Государственной жилищной инспекции Калужской области в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей в равных долях».

Определением от 24 мая 2019 года данное заочное решение был отменено, производство по делу возобновлено.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, требования поддерживает.

В судебном заседании ответчица ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, считала их необоснованными.

Ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав ответчицу, исследовав материалы настоящего дела, гражданского дела г., материалы административного дела , суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25.

Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Калужской области, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 12 апреля 2004 года № 104, инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; в целях осуществления регионального государственного жилищного надзора инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметов которых является соблюдение обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; должностные лица инспекции имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа начальника (заместителя начальника) инспекции о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.

В судебном заседании установлено, что ответчики являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.29-30).

В связи с поступившими в Государственную жилищную инспекцию обращениями управляющего ТСН (Ж) «Терепец-6» Н.С. от 21 сентября 2018 года и депутата Законодательного собрания Калужской области Н.С. от 27 сентября 2018 года с жалобами на незаконное подключение <адрес> к системам отопления и горячего водоснабжения 08 октября 2018 года издан приказ исполняющего обязанности заместителя начальника инспекции ф/л о проведении проверки доводов обращения.

С целью установления обстоятельств, необходимых для разрешения указанного обращения требуется обследование данной квартиры, о чем собственники вышеназванной квартиры уведомлялись телеграммой (л.д.11).

11 октября 2018 года главным специалистом государственной жилищной инспекции Калужской области А.С. проведена проверка <адрес>, в подтверждение чего составлен акт от 11 октября 2018 года, из которого следует, что при проведении проверки какие-либо иные лица не присутствовали, на момент проверки установлено, что в 15 часов 00 минут доступ в квартиру предоставлен не был, в подвале выявлено 4 точки врезки в систему отопления и 1 точка – в систему горячего водоснабжения. Предположительно система «теплый пол».

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилище неприкосновенно.

Согласно части 2 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, иначе как в предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации целях, и, в предусмотренных другими федеральными законами случаях, и, в порядке или на основании судебного решения.

Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Калужской области (далее по тексту – Положение), утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 12 апреля 2004 года № 104, государственная жилищная инспекция Калужской области (далее - инспекция) является органом исполнительной власти Калужской области, осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Калужской области.

Согласно разделу 2 Положения, в числе прочего, задачами инспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Предметом проверок, в силу пункта 3.3.1 Положения является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: а) жилым помещениям, их использованию и содержанию; б) содержанию общего имущества в многоквартирном доме; е) порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

Приказом Государственной жилищной инспекции Калужской области от 17 августа 2017 года утвержден Административный регламент исполнения государственной жилищной инспекцией Калужской области функции по региональному государственному жилищному надзору (далее по тексту – Административный регламент).

Из пункта 1.4.2 Административного регламента следует, что проверки граждан осуществляются в соответствии с Порядком осуществления регионального государственного жилищного надзора, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 12 апреля 2016 года «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калужской области» (далее по тексту – Порядок).

Порядок устанавливает требования к организации и проведению регионального государственного жилищного надзора на территории Калужской области.

В силу пункта 3 Порядка задачами регионального государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах,

Как следует из пункта 4 и пункта 4.1 Порядка предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию (пп.4.1.1), содержанию общего имущества в многоквартирном доме (пп.4.1.2), порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (пп.4.1.3).

Пунктом 17 Порядка установлено, что региональный государственный жилищный надзор в отношении органов государственной власти и граждан осуществляется посредством проведения внеплановых проверок соблюдения обязательных требований.

Согласно пункту 19 Порядка основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении органов государственной власти и граждан являются, в том числе, поступление в орган регионального государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения обязательных требований.

В соответствии с пунктом 22 Порядка внеплановые проверки в отношении органов государственной власти проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки, в отношении граждан - только в форме выездной проверки.

При этом, орган государственной власти или гражданин, в отношении которого назначена внеплановая проверка, должен быть уведомлен об этом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или иным доступным способом (пункт 24 Порядка).

Как усматривается из материалов дела, достоверно не подтверждено надлежащее уведомление собственников <адрес> о проведении проверки. Представленный текст уведомления о необходимости предоставить доступ специалистам инспекции 11 октября 2018 года в 15 часов 00 минут не свидетельствует о его доставлении по адресу места жительства административных истцов и результатах доставки (вручение либо невручение уведомления с указанием причин невручения).

Пунктом 26.1 Порядка предусмотрено, что выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Инспекции, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица органа государственной власти, гражданина, его уполномоченного представителя с распоряжением (приказом) начальника, заместителя начальника Инспекции о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц Инспекции, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, в случае привлечения их к выездной проверке - со сроками и с условиями ее проведения.

Указанные в вышеизложенном пункте Порядка действия сотрудником жилищной инспекции осуществлены не были.

Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2018 года административному иску ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 к Государственной жилищной инспекции Калужской области об оспаривании предписания требования удовлетворены, постановлено: Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Калужской области от 12 октября 2018 года.

На основании вышеизложенного, установив обстоятельства данного дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Государственной жилищной инспекции Калужской области являются необоснованными не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Калужской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.

Председательствующий

Решение составлено 24 июля 2019 г.