УИД 66RS0006-01-2019-005293-51
Дело № 2-501/2020 (2-4851/2020)
Мотивированное решение суда изготовлено 13 февраля 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2020 года город Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Онищенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гринберг М. А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты, обязании назначить выплату в связи с рождением первого ребенка,
УСТАНОВИЛ:
Гринберг М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга (далее - Управление социальной политики по Орджоникидзевскому району) с учетом уточнения требований о признании незаконным решения от 13 декабря 2019 года < № > об отказе в назначении ежемесячной выплаты, обязании назначить выплату в связи с рождением первого ребенка Гармашова Леона в размере 89 262 рубля 48 копеек за период с момента рождения 20 мая 2020 года по 20 января 2020 года включительно.
В обоснование требований указала, что истцу оспариваемым решением отказано в назначении пособия при рождении первого ребенка в связи с тем, что свидетельство о рождении ребенка Г.А., < дд.мм.гггг > года рождения, выданное ОЗАГС г. Торревьехи (Испания) не удостоверено штампом «апостиль». Ссылается, что данное решение является незаконным, поскольку в соответствии пунктом 1 Соглашения в форме обмена Нотами между Правительствами СССР и Правительством Испании о взаимном признании свидетельств актов гражданского состояния и об отказе от взимания консульского сбора за истребование таких документов от 24 февраля 1984 года, с учетом положений статьи 3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года, свидетельства актов гражданского состояния одного из государств будут действительны для другого государства без их легализации. Данные свидетельства должны быть оформлены в соответствии с внутренним законодательством договаривающихся сторон и иметь дату выдачи, печать и подпись компетентного сотрудника органа записи актов гражданского состояния. Поскольку для назначения пособия истцом было представлено свидетельство о рождении ребенка, выданного ОЗАГС г. Торревьехи (Испания) с приложенным нотариальным переводом, имеющим штамп МВД РФ о гражданстве Российской Федерации ребенка Гармашова Леона, оспариваемый отказ является незаконным. 21 января 2020 года истец повторно обратился с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, на основании которого решением от 30 января 2020 года истцу назначена выплата в размере 11 514 рублей в месяц на период с 21 января 2020 года по 19 мая 2020 года.
В письменных возражениях на исковое заявление ответчик Управление социальной политики по Орджоникидзевскому району просит в удовлетворении требований иска отказать, ссылаясь на положения части 6 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», подпункт «г» пункта 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н «Об утверждении порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка», которыми установлен исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты. Поскольку предусмотренный в соответствии с требованиями закона обязательный документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, представлен не был, ответчиком было принято законное решение от 13 декабря 2019 года о возврате заявления. 22 января 2020 года в Управление повторно поступили заявление и документы Гринберг М.А. для назначения ежемесячной выплаты, в том числе представленный документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства был удостоверен штампом «апостиль», на основании которых принято решение о назначении истцу ежемесячной выплаты с 21 января 2020 года по 19 мая 2020 года.
В судебном заседании представитель истца Гринберг Н.А. требования административного иска поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления социальной политики в Орджоникидзевском районе Батуева Е.С. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам письменных возражений, поскольку Управление руководствуется требованиями Федерального закона и не вправе применять Соглашение, которое таким требованиям противоречит.
В судебное заседание не явилась административный истец Гринберг М.А., извещена была надлежащим образом заказной почтой и телефонограммой, в связи с чем суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 19 ноября 2019 года Гринберг М.А. обратилась в Управление социальной политики по Орджоникидзевскому району с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка Г.А., < дд.мм.гггг > года рождения, приложив к заявлению следующие документы: копию паспорта, копию свидетельства о рождении ребенка, справки о доходах, реквизиты счета, справку о регистрации ребенка.
Решением Управления социальной политики по Орджоникидзевскому району от 13 декабря 2019 года < № > было отказано в рассмотрении заявления Гринберг М.А. о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий рождение ребенка, оформленный в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н «Об утверждении порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка», а именно представленный регистр актов гражданского состояния Испании, подтверждающий факт рождения ребенка Г.А., не удостоверен штампом «апостиль».
21 января 2020 года Гринберг М.А. вновь подала соответствующее заявление и документы через ГБУ СО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе представленный документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства был удостоверен штампом «апостиль» 07 января 2020 года.
Решением Управления социальной политики по Орджоникидзевскому району от 30 января 2020 года Гринберг М.А. назначена ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка Г.А., < дд.мм.гггг > года рождения, с 21 января 2020 года по 19 мая 2020 года в сумме 11 514 рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 418-ФЗ) право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (часть 1). Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (часть 2).
Частью 6 статьи 1 Федерального закона № 418-ФЗ установлено, что порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка (далее - Приказ от 29 декабря 2017 года № 889н).
Согласно пункту 8 названного Порядка, к заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением < № > к настоящему Приказу.
Приложением < № > к Приказу от 29 декабря 2017 года № 889н установлен исчерпывающий перечень документов, документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка.
Подпунктом «г» пункта 1 Перечня (Приложение < № > к Приказу от 29 декабря 2017 года № 889н) в качестве обязательного документа, подтверждающие рождение (усыновление) детей, в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства, предусмотрено: документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года (далее - Конвенция от 5 октября 1961 года); документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции от 5 октября 1961 года; документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года.
В случае если к заявлению о назначении выплат не приложены документы или приложены не все документы (за исключением документов (копий документов, сведений), находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в 5-дневный срок с даты подачи заявления в многофункциональный центр направляет в многофункциональный центр в электронной форме уведомление об отказе в рассмотрении заявления с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения для информирования заявителя об отказе в рассмотрении его заявления, а также о возможности представления заявления о назначении выплат и документов повторно (пункт 18 Приказа).
Поскольку в силу требований действующего законодательства в качестве обязательного документа, необходимого для предоставления права на назначение выплат в связи с рождением первого ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции от 5 октября 1961 года является документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, непредставление указанного документа явилось основанием для вынесения оспариваемого решения от 13 декабря 2019 года об отказе Гринберг М.А. в рассмотрении заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Истец Гринберг М.А. в обоснование незаконности оспариваемого решения ссылается на пункт 1 Соглашения в форме обмена Нотами между Правительствами СССР и Правительством Испании о взаимном признании свидетельств актов гражданского состояния и об отказе от взимания консульского сбора за истребование таких документов от 24 февраля 1984 года (далее - Соглашение от 24 февраля 1984 года), согласно которому свидетельства актов гражданского состояния одного из государств будут действительны для другого государства без легализации.
Международные договоры могут заключаться в форме обмена нотами или письмами.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок утверждения, принятия, вступления в силу, опубликования и применение международных договоров установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ).
Согласно статье 30 Федерального закона № 101-ФЗ вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также официально опубликовываются в Бюллетене международных договоров и размещаются (опубликовываются) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (пункт 2).
Международный договор, который предусматривает до вступления в силу временное применение Российской Федерацией всего договора или его части либо договоренность о временном применении которых достигнута каким-либо иным образом (за исключением договоров межведомственного характера), незамедлительно подлежит по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации официальному опубликованию в Бюллетене международных договоров и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (пункт 2.1).
На применение вступивших в силу международных договоров Российской Федерации лишь при условии их официального опубликования ориентирует суды и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в пункте 4 которого разъяснено, что исходя из смысла статьи 15 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации и пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации" судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации" или в "Бюллетене международных договоров" в порядке, установленном статьей 30 данного Федерального закона. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.
Официальные сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации о вступлении в силу международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, подлежат опубликованию в том же порядке, что и международные договоры (статья 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации")
Таким образом, судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально и в установленном порядке опубликованы.
Согласно вышеуказанному соглашению между Правительством СССР и Правительством Испании от 24 февраля 1984 года свидетельства актов гражданского состояния одного из государств действительны для другого государства без легализации, данные свидетельства должны быть оформлены в соответствии с внутренним законодательством Договаривающихся Сторон и иметь дату выдачи, печать и подпись компетентного сотрудника органа записи актов гражданского состояния.
Вместе с тем, указанное Соглашение опубликовано в установленном Федеральным законом № 101-ФЗ не было, что следует из справки к документу КонсультантПлюс, а также из ответа Министерства иностранных дел Российской Федерации от 06 февраля 2020 года о том, что данное Соглашение было подписано 24 февраля 1984 года, вступило в силу 06 апреля 1985 года, является действующим, при этом сведений об официальном опубликовании, применении не имеется.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что до момента ратификации и официальной публикации Соглашение от 24 февраля 1984 года не подлежит применению в настоящем деле, поскольку не имеет приоритета перед положениями законов Российской Федерации.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом № 418-ФЗ установлено, что к заявлению о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка должен быть приложен документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, применение Соглашения от 24 февраля 1984 года, устанавливающего иные правила, которое ратифицировано и опубликовано для всеобщего сведения в установленном порядке не было, что влечет невозможность его применения при рассмотрении настоящего дела.
При этом суд отмечает, что размещение Соглашения от 24 февраля 1984 года на портале Министерства иностранных дел Российской Федерации и его статус действующий, хотя и направлены на информирование заинтересованных лиц о заключении указанного международного договора, но в силу вышеприведенных норм, не являются надлежащим официальным опубликованием его текста.
В то же время международный договор, содержащий правила, которые распространяются на неопределенный круг лиц, всех органов, организаций и граждан, не является договором межведомственного характера и подлежит опубликованию в официальных источниках.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 27 марта 2012 года по делу № 8-П, международный договор не может применяться в Российской Федерации без его официального опубликования.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения от 13 декабря 2019 года № 02-16226 об отказе в назначении ежемесячной выплаты незаконным, поскольку оно принято в соответствии с действующим законодательством, нормам международного права, подлежащим применению в Российской Федерации не противоречит.
Так, оспариваемое решение, в том числе соответствует требованиям статьи 3 «Конвенции, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов», заключенной в г. Гааге 05 октября 1961 года (вступила в силу для России 31 мая 1992 года), в силу которой единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
При таких обстоятельствах исковые требования Гринберг М.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Гринберг М. А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты, обязании назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.
Судья Л.Ю. Курищева