ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4853/2021 от 06.05.2022 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-780/2022 (59RS0002-01-2021-007638-31)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2022 года

Индустриальный районный суд г. Перми

в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.

при секретаре Пономаревой Г.В.,

с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности, представителя ответчика - адвоката Рябинина И. Н. по ордеру

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми

гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к ФИО2 о возложении обязанности произвести демонтаж,

установил:

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края обратилась в Индустриальный районный суд г. Перми с иском о возложении на ФИО2 обязанности произвести демонтаж кондиционеров и вентиляционных труб на южном фасаде жилого дома по адресу , расположенного в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места «Проспект им. Ленина».

В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства – в собственности ФИО2 находится нежилое помещение, расположенное в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места «Проспект им. Ленина», в районе многоквартирного жилого дома по адресу: , кадастровый , площадью 68,7 кв.м., право собственности ответчика на объект зарегистрировано 27 апреля 2007 г. Постановлением Правительства Пермского края от 04 мая 2016 г. № 269-п «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия - достопримечательного места "Проспект им. Ленина" и границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на прилегающих территориях, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» установлены границы зоны охраны объекта, режим использования территории Объекта и требования к градостроительным регламентам в границах зон объекта. Указанный объект включен в Единый государственной реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с реестровым номером 591630583650005. Границы территории объекта культурного наследия - достопримечательного места «Проспект им. Ленина», требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия установлены приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 08 декабря 2015 г. № СЭД-27-01-10-1030 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Проспект им. Ленина» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» актом осмотра по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия от 17 мая 2021 г. № 51 зафиксировано следующее. 5-этажное здание по адресу: является многоквартирным жилым домом, расположено в границах территории объекта культурного наследия, не отнесено к предмету охраны объекта культурного наследия. Западный фасад расположен вдоль исторической линии застройки, северный и южный фасад (боковой) примыкает к исторической линии застройки. На момент осмотра работы не ведутся. С южной стороны западного фасада на 1 этаже расположено крыльцо и входная группа кафе «CARAMELLA», стены облицованы серой (западный фасад) и бежевой (южный фасад) плиткой, цоколь - коричневой плиткой. Крыльцо выступает за историческую линию застройки более чем на 1,2 м. На южном фасаде размещены два кондиционера в районе 1 этажа, две вентиляционные трубы. Облицовка стен плиткой, расположение вентиляционных труб и кондиционеров не соответствуют колерному паспорту, согласованному Департаментом градостроительства и архитектуры г. Перми ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Дзержинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП Российской Федерации, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб. Актом осмотра по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия от 23 сентября 2021 г. № 244 зафиксировано, что 5-этажное здание по адресу: является многоквартирным жилым домом, расположено в границах территории объекта культурного наследия, не отнесено к предмету охраны объекта культурного наследия. Западный фасад расположен вдоль исторической линии застройки, северный и южный фасад (боковой) примыкает к исторической линии застройки. На южном фасаде размещены два кондиционера в районе первого этажа, две вентиляционные трубы. В адрес ответчика направлено предписание от 23 сентября 2021 г. № 37 об устранении выявленного нарушения с требованием в срок до 10 декабря 2021 г. демонтировать два кондиционера и вентиляционные трубы, размещенные на южном фасаде объекта. При размещении кондиционеров и вентиляционных труб на объекте культурного наследия необходимо руководствоваться ч.1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ. Уполномоченным государственным органом по охране объектов культурного наследия в Пермском крае разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не выдавалось. Пунктом 2 части 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-Ф3 предусмотрено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Фэмили бизнес» (л.д.103-104).

Представитель истца в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в иске, также пояснил, что южный фасад, на котором расположены вентиляционные трубы, примыкает к исторической линии. На фасаде с выступом ничего нельзя возводить капитальные и временные конструкции. Историческая линия проходит вдоль фасада здания. Южный фасад здания примыкает к исторической линии застройки , и обращен к исторической линии застройки ул. Ленина. Полагает возможным установить срок для исполнения решения суда 3 мес.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Просит рассмотреть заявленные требования в свое отсутствие, исковые требования не признает в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что южный фасад дома, на котором расположены кондиционеры, вентиляция, не является объектом исторического, культурного наследия. Южный фасад обращен к границе земельного участка жилого дома по и не примыкает к границам исторической линии застройки. К административной ответственности ФИО2 привлекалась, но в тот момент она не могла высказать свои позиции. Дом по не является объектом исторического, культурно наследия. Колерный паспорт согласован. Кондиционеры и вентиляционные трубы не указываются в колерном паспорте. Дом по построен в 1963 года. Исторический облик сложился до 1960 года, т.е. дом был построен после формирования исторического облика. Южный фасад дома не обращен к , он обращен к дворовой территории жилого .

Представитель третьего лица ООО «Фэмили бизнес» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения иска надлежащим образом, мнения по иску не представил.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела об административном правонарушении г Дзержинского районного суда г.Перми в отношении ФИО2 по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, материалы настоящего дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - это научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (статья 44 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Порядок и последовательность действий лиц при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия установлены статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу части 11 статьи 47.6 названного закона, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В силу пунктов 3, 4 и 4.1 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, помимо прочего, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия (пункт 3 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником нежилого помещения по адресу , кадастровый , площадь 68.7 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности ответчика на объект зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права . Зарегистрировано обременение права – аренда с 12.03.2021г. по 28.02.2024г. в пользу ООО «Фэмили Бизнес» на основании договора аренды нежилых помещений от 01.03.2021г.(л.д. 67-68).

Постановлением Правительства Пермского края от 04 мая 2016 г. № 269-п «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия - достопримечательного места "Проспект им. Ленина" и границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на прилегающих территориях, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» установлены границы зоны охраны объекта, режим использования территории указанного объекта культурного наследия и требования к градостроительным регламентам в границах зон объекта (л.д.8-20).

Указанный объект включен в Единый государственной реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с реестровым номером .

Границы территории объекта культурного наследия - достопримечательного места «Проспект им. Ленина», требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия установлены приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 08 декабря 2015 г. № СЭД-27-01-10-1030 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Проспект им. Ленина» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (л.д. 21-27).

Приложением № 1 к Приказу Министерства культуры, молодежной политики массовых коммуникаций Пермского края от 08.12.2015 N СЭД-27-01-10-1030 определены границы территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Проспект им. Ленина": оси улиц Петропавловская, ФИО3, Пермская, ФИО4, Екатерининская, ФИО5. Северо-западный угол границы территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательного места "Проспект им. Ленина" на пересечении ул. Петропавловская и ул. ФИО5 с координатами в системе МСК 59 X 517246,43; Y 2229024,77 взят за точку 1 границы территории (л.д.21-27).

Приложением № 3 к Приказу Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 08.12.2015 N СЭД-27-01-10-1030 установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "проспект им. Ленина" и к градостроительному регламенту в границах его территории.

Пунктом 3.3 Требований установлены следующие ограничения использования фасадов, расположенных вдоль исторических линий застройки, а также боковых фасадов, примыкающих к историческим линиям застройки:

отделка фасадов осуществляется в соответствии с паспортами внешнего облика объектов капитального строительства (колерными паспортами), утвержденными органом местного самоуправления в установленном порядке на основании предмета охраны достопримечательного места;

при отделке фасадов сохраняются и восстанавливаются элементы архитектурного декора, отнесенного к предмету охраны достопримечательного места.

цветовое решение фасадов определяется в соответствии с предметом охраны достопримечательного места.

Также п.3.3 Требований запрещается:

частичная (фрагментарная) отделка фасадов, если такая окраска не описана в предмете охраны достопримечательного места;

изменение архитектурных элементов и деталей фасадов, отнесенных к предмету охраны достопримечательного места;

остекление, изменение исторического внешнего вида ограждений балконов, лоджий, изменение материала, рисунка и цвета оконных переплетов, отнесенных к предмету охраны достопримечательного места;

сооружение внешних тамбуров входных групп;

устройство входов, въездов в помещения, расположенные ниже уровня первого этажа;

размещение антенн, наружных блоков вентиляции и кондиционирования, вентиляционных труб, элементов систем газоснабжения и других технологических элементов зданий и сооружений. Антенны, наружные блоки вентиляции и кондиционирования, вентиляционные трубы, элементы системы газоснабжения и другие технологические элементы зданий и сооружений могут размещаться исключительно на кровле объектов капитального строительства компактными упорядоченными группами с использованием единой несущей основы, в том числе с устройством ограждения, а также на фасадах, не обращенных к историческим линиям улиц и не примыкающих к ним.

Актом осмотра по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано следующее: 5-этажное здание по адресу: является многоквартирным жилым домом, расположено в границах территории объекта культурного наследия, не отнесено к предмету охраны объекта культурного наследия. Западный фасад расположен вдоль исторической линии застройки, северный и южный фасад (боковой) примыкает к исторической линии застройки. На момент осмотра работы не ведутся. С южной стороны западного фасада на 1 этаже расположено крыльцо и входная группа кафе «CARAMELLA», стены облицованы серой (западный фасад) и бежевой (южный фасад) плиткой, цоколь - коричневой плиткой. Крыльцо выступает за историческую линию застройки более чем на 1,2 м. На южном фасаде размещены два кондиционера в районе 1 этажа, две вентиляционные трубы. Облицовка стен плиткой, расположение вентиляционных труб и кондиционеров не соответствуют колерному паспорту, согласованному Департаментом градостроительства и архитектуры ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-29). Акт составлен с фотофиксацией объектов (л.д.29-30), что также подтверждает указанные в акте обстоятельства.

Постановлением Дзержинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП Российской Федерации - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 31-33). Указанное постановление суда вступило в законную силу 09.11.2021г. ФИО2 добровольно уплачен штраф в размере 15 000,00 рублей, что подтверждается платежным поручением от 10.01.2022г. Судом установлено, что ФИО6, являясь собственником нежилого помещения по адресу допустила расположение вентиляционных труб и кондиционеров на южном фасаде здания, что не соответствует колерному паспорту, согласованносму Департаментом градостроительства и архитектуры от 16.04.2021г. (л.д. 116, материалы дела об административном правонарушении г Дзержинского районного суда г.Перми).

Указанное постановление в силу положений части второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдиционное значение при рассмотрении настоящего дела.

Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросу о признании преюдициального значения судебного решения, указал, что оно, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым, преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 г. N 30 – П).

Актом осмотра по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия от 23 сентября 2021 г. № 244 зафиксировано, что на южном фасаде 5-этажного здания по адресу: , расположенного в границах территории объекта культурного наследия, не отнесено к предмету охраны объекта культурного наследия, размещены два кондиционера в районе первого этажа, две вентиляционные трубы. Западный фасад расположен вдоль исторической линии застройки, северный и южный фасад (боковой) примыкает к исторической линии застройки. Со стороны кафе «CARAMELLA», на углу западного и южного фасадов в уровне второго этажа расположены две камеры видеонаблюдения. (л.д. 34-35). Акт составлен с фотофиксацией объектов (л.д.35-36).

По результатам проверки вынесено и направлено в адрес ответчика предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ демонтировать два кондиционера и вентиляционные трубы, размещенные на южном фасаде объекта (л.д. 37,38). Предписание ответчиком не исполнено.

На основании изложенного, исследовав представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства в совокупности, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, конкретные обстоятельства данного дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Государственной инспекции по охране объектов культурного наследияо возложении обязанности на ФИО2 произвести демонтаж вентиляционных труб и кондиционеров на южном фасаде дома по .

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия достопримечательного места «Проспект им. Ленина» и границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на прилегающих территориях, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон. В Приложении к постановлению приведен основной чертеж с указанием линии исторической застройки. Как следует из схемы, линия исторической застройки проходит вдоль и вплотную к западному фасаду дома по , южный фасад указанного дома примыкает к исторической линии застройки по , а также обращен к исторической линии застройки по (южный) фасад дома по примыкает к исторической линии застройки по , соответственно размещение на нем антенн, наружных блоков вентиляции и кондиционирования, вентиляционных труб, элементов систем газоснабжения и других технологических элементов зданий и сооружений запрещено в соответствии с п. 3.3 Приказа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ

С учетом изложенного доводы представителя ответчика о том, что южный фасад дома, на котором расположен кондиционер, трубы вентиляции, не обращен к исторической линии застройки по ул. Ленина и не примыкает к границам исторической линии застройки противоречат исследованным материалам дела и установленным обстоятельствам.

В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 19 января 2017 г. № 15 «Об образовании Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края», постановлением Правительства Пермского края от 19 апреля 2017 г. № 260-п «О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края» Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края переданы функции Министерства культуры Пермского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения Инспекция наделена полномочиями по региональному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностные лица органов охраны объектов культурного наследия имеют право беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки либо задания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия посещать и обследовать территории, являющиеся объектами культурного наследия.

Органом государственного надзора в ходе проверки зафиксировано размещение ответчиком на фасаде дома примыкающего к исторической линии застройки по ул. Толмачева и обращенного к исторической линии застройки ул. Ленина блоков кондиционеров и вентиляционных труб, в нарушение запрета? установленного п. 3.3 Приказа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 8.12.2015 г.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлены нарушения ФИО2 требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, соблюдение которых является обязательным в силу закона, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

ФИО2 как собственник нежилого помещения, находящегося в границах объекта культурного наследия имеет обязанность по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает необходимым возложить на ФИО2 обязанность произвести демонтаж кондиционеров и вентиляционных труб на южном фасаде многоквартирного жилого дома по адресу , расположенного в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места «Проспект им. Ленина».

В соответствии со ст. 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом всех обстоятельств дела, необходимости материальных затрат на проведение мероприятий, суд полагает возможным установить ответчику срок для проведения мероприятий по демонтажу кондиционеров и вентиляционных труб в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Указанный срок является разумным, объективно достаточным для осуществления действий по демонтажу блоков кондиционеров и вентиляционных труб.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФИО2 произвести демонтаж кондиционеров и вентиляционных труб на южном фасаде многоквартирного жилого дома по адресу , расположенного в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места «Проспект им. Ленина» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (17.05.2022г.).

Председательствующий Н.Г. Судакова