Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Хаваева И.А.,
при секретаре судебных заседаний ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Сбербанк России» в лице Дагестанского отделения № о взыскании процентов за незаконное удержание денежных средств,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании <данные изъяты> рублей проценты за неправомерное пользование денежными средствами, 500 000 рублей неустойки за ненадлежащее исполнение обязательства, <данные изъяты> рублей штраф за неисполнение её требования в добровольном порядке и <данные изъяты> рублей денежной компенсации морального вреда.
Свои требования истица мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ на её банковские карты индивидуальный предприниматель ФИО3 перечислила в качестве беспроцентного займа деньги в сумме 1 000 000 рублей, после чего ответчик незаконно заблокировал её карты и течение 50 дней она не смогла получить в Сбербанке свои деньги.
В судебном заседании истец и её представитель по доверенности ФИО4 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просили удовлетворить их.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5 иск не признал и просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям изложенных ими в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица МРУ Росфинмонитринга по СКФО по доверенности ФИО6 просит рассмотреть дело без её участия.
Выслушав пояснения истца и её представителя ФИО4 представителя ответчика ФИО5 исследовав материалы дела и оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
Условия банковского обслуживания физических лиц ПАО «Сбербанк России», Условия и тарифы ПАО «Сбербанк России» и Памятка Держателя размещены на сайте ПАО «Сбербанк России» и в подразделениях ОАО «Сбербанк России», с которыми ознакомлена и истец.
Согласно пункту 2.9 Условий использования банковских карт, Банк имеет право приостановить проведение операций с использованием карты или ее реквизитов для проверки их правомерности.
В соответствии с п. 2.10.2 Банк имеет право полностью или частично приостановить операции по счету карты, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно ст. 858 ГК РФ, ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
-2-
В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" клиент обязан представить документы, подтверждающие источник поступления денежных средств на счет банковской карты.
Положениями ст.7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организацией, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Указанная норма не устанавливает перечень сведений, подлежащих, обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.
При этом закон предоставляет Банку право самостоятельно, с соблюдением требований внутренних нормативных актов, относить сделки клиентов банка к сомнительным, влекущим применение внутренних организационных мер, позволяющих Банку защищать свои интересы в части соблюдения законности деятельности данной организации, действующей на основании лицензии.
Согласно п.12 ст.7 Законом №115-ФЗ приостановление операций в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи и отказ в выполнении операций не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
П. 3 ст. 11 Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
-3-
Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Настоящий закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ на банки возложена обязанность по идентификации лиц, находящихся у них на обслуживании, и установлению (в отношении юридических лиц) их местонахождения.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным Банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом и утверждаются руководителем организации.
Во исполнение требований и. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 375-П, ОАО "Сбербанк России" разработаны Правила внутреннего контроля N 881-р.
Согласно приложения N 4 к Правилам, признаками, свидетельствующими о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла; регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с последующим переводом на банковские счета третьих лиц; зачисление на счет Клиента в течение небольшого периода (3-х банковских дней) по одному и тому же основанию от одного или нескольких контрагентов денежных средств на сумму 600 000 руб.; иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.
-4-
Признание банком операций сомнительными осуществлялось в соответствии с критериями, указанными в правилах внутреннего контроля №-р, а также в письме Банка России № -Т от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций».
В целях соблюдения соответствующих положений Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в ходе проведения проверки операций ответственным подразделением Банка выявлено, что в период времени а именно ДД.ММ.ГГГГ - 03.04.2020г. были совершены сомнительные операции путем поступлений денежных средств на расчетный счет истца и их скорейшим переводом, на общую сумму свыше 6 005 000,00 (шесть миллионов пять тысяча) рублей.
У Истца были запрошены документы, подтверждающие источник поступления денежных средств на счет банковской карты.
Своим письмом истец ФИО1 пояснила, что поступившие денежные средства в размере 1 000 000.0 руб. на ее расчётный счет от ИН ФИО3 являются средствами полученные в качестве беспроцентного займа.
При таких обстоятельствах, действия Банка обусловлены требованиями Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма N 881-р.
В силу изложенного суд считает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к ПАО «Сбербанк России» в лице Дагестанского отделения № о взыскании 8 200 рублей проценты за неправомерное пользование денежными средствами, 500 000 рублей неустойки за ненадлежащее исполнение обязательства, 254 000 рублей штраф за неисполнение её требования в добровольном порядке и 1 000 000 рублей денежной компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи жалобы через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Хаваев