86RS0002-01-2023-004792-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Козыревой М.А.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой
с участием истца КоростЕ. Е.А. и её представителя ФИО1, действующего на основании доверенности от <дата> серии №
представителя ответчика казенного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовский центр занятости населения» о признании безработной и возложении обязанности выплатить пособие по безработице, - ФИО2, действующей на основании доверенности от <дата>№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4853/2023 по исковому заявлению КоростЕ. Е. А. к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский центр занятости населения» о признании безработной и возложении обязанности выплатить пособие по безработице,
установил:
КоростЕ. Е.А. обратилась в Нижневартовский городской суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что после увольнения обратилась к ответчику для регистрации в качестве безработной. <дата> она зарегистрировалась на портале «Работа России», в дальнейшем статус её заявления не менялся, какие-либо уведомления, как в личном кабинете, так и на электронную почту, не приходили. Попытка зарегистрироваться <дата> через портал государственных услуг не дала результатов, система выдала ошибку. Через некоторое время, истец, созвонившись с оператором центра занятости, узнала, что в признании безработной и выплате пособия отказано, повторно встать на учёт можно только через месяц. С февраля 2023 года истец не получала пособие по безработице. С учетом уточненных исковых требований, просит признать истца в качестве безработной с <дата> по <дата>, обязать ответчика выплатить истцу пособие по безработице за период с <дата> по <дата>.
Истец и её представитель по доверенности ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивали.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований возражала. Пояснила, что регистрация в качестве безработного происходит только в электронном виде. После регистрации истца на портале «Работа России», в личный кабинет истца направлены уведомления о смене статуса, о датах явки в центр занятости, направлено предложение подходящей работы, уведомление о необходимости проставить приоритеты, а также уведомление об отказе в признании истца безработной. Основанием для отказа в признании истца безработной послужило отсутствие информации от истца о выборе работы или обучения, а также неявки без уважительных причин в срок, установленный центром занятости населения для регистрации в качестве безработного.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон № 1032-1) определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы; Правила регистрации безработных граждан; требования к подбору подходящей работы.
Порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, регулируется Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1909 (далее – Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
Правила регулируют порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) за содействием в поиске подходящей работы (далее - граждане, обратившиеся в центр занятости населения). Порядок регистрации граждан, обратившихся в центры занятости населения, включает в себя постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан (далее - регистрационный учет) (п.п. 1, 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
В соответствии с п. 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, центром занятости населения направляются уведомления о ходе постановки на регистрационный учет, ведения регистрационного учета и снятия с регистрационного учета, а также иные предусмотренные настоящими Правилами уведомления. Указанные уведомления осуществляются: а) в случае направления заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (далее - заявление) с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа) - путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты гражданина, указанный в заявлении; б) в случае направления заявления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) - через единый портал; в) в случае направления заявления с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее - региональный портал) - через региональный портал.
Постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала (п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
На основании п. 21 Правил функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2022 № 867 "О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" органы службы занятости населения используют единую цифровую платформу в целях содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных государственных услуг в области содействия занятости населения в случаях и порядке, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", и стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения.
Как установлено судом, следует из материалов дела, <дата> истец КоростЕ. Е.А. посредством единой цифровой платформы «Работа в России» обратилась в КУ ХМАО-Югры «Нижневартовский центр занятости населения», была зарегистрирована в целях поиска работы по мету жительства в связи с увольнением (л.д.34-37, 44).
В соответствии с п. 11 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы центр занятости населения не позднее одного рабочего дня после направления гражданином, обратившимся в центр занятости населения, заявления и резюме проводит оценку его резюме на предмет соответствия требованиям к информации, размещаемой на единой цифровой платформе, утвержденным Федеральной службой по труду и занятости (далее - требования к информации). При соответствии резюме гражданина, обратившегося в центр занятости населения, требованиям к информации заявление считается принятым центром занятости населения, за исключением случаев, когда заявление направлено им в центр занятости населения не по месту жительства.
Уведомление о принятии заявления направляется гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, в день его принятия (п. 13 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
Центр занятости населения осуществляет информирование гражданина, обратившегося в центр занятости населения, о ходе и последовательности действий, необходимых для постановки на регистрационный учет и получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, в том числе о сроках направления такому гражданину соответствующих уведомлений. Информирование гражданина, обратившегося в центр занятости населения, осуществляется непосредственно при личном посещении им центра занятости населения или путем направления уведомлений, предусмотренных настоящими Правилами (п. 18 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
Центр занятости населения не позднее 2 рабочих дней со дня поступления сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях на единую цифровую платформу направляет зарегистрированным гражданам с использованием единой цифровой платформы перечень предложений подходящей работы (вакансий). В случае направления заявления через единый портал или региональный портал перечень предложений подходящей работы (вакансий) направляется зарегистрированному гражданину также на единый портал или региональный портал с использованием единой цифровой платформы (п. 24 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
Согласно п. 25 названных Правил центр занятости населения вправе назначить зарегистрированному гражданину дату личного посещения центра занятости населения не позднее 3 рабочих дней со дня постановки зарегистрированного гражданина на регистрационный учет для подбора и согласования вариантов подходящей работы, а также для оказания других государственных услуг в сфере занятости населения. Уведомление с указанием даты посещения центра занятости населения направляется зарегистрированному гражданину в день его постановки на регистрационный учет.
С информацией о ходе рассмотрения заявления, а также по порядке постановки на учет истец ознакомлена при подаче заявления, что подтверждается информацией, размещенной в личном кабинете истца на платформе «Работа России», где отражена информация о том, кто может получить статус безработного, пошаговая инструкция, что и в какой последовательности и в какие сроки необходимо сделать гражданину, при этом гражданин подтверждает, что ознакомился с положениями законодательства Российской Федерации о занятости населения (л.д.19-37).
В обоснование требований истцом указано, что с даты постановки на учет статус её заявления не менялся, уведомления не приходили, на электронный адрес не было никакой информации, пособие по безработице она не получала.
Однако, данные доводы истца опровергаются представленными ответчиком скриншотами личного кабинета истца платформы «Работа России», из которых следует, что заявление истца о регистрации в качестве безработной отправлено на рассмотрение ответчику <дата>, в событии указано «ожидайте назначения личной явки для посещения центра занятости. Обычно это занимает 1 день» (л.д.38), заявление истца о содействии в поиске подходящей работы отправлено на рассмотрение <дата> (л.д.39), заявление о регистрации принято в работу, срок рассмотрения не позднее <дата> (л.д.40), заявление о содействии в поиске подходящей работы принято в работу, ожидает рассмотрения сотрудниками Нижневартовского центра занятости населения (л.д.41), <дата> задача «Регистрация в целях поиска работы» выполнена (л.д.42), <дата> статус заявления изменен на «зарегистрирован в целях поиска работы», в описании события «ожидайте подбор вакансий по вашему резюме. Сотрудники центра занятости в первую очередь будут рассматривать наиболее привлекательные для вас вакансии. Поиск работы будет завершен не позднее <дата> (л.д.43), <дата> направлено уведомление о том, что статус заявления истца о содействии в поиске подходящей работы изменен на «зарегистрирован в целях поиска работы», <дата> истцу направлено уведомление о том, что по заявлению о содействии в поиске подходящей работы для подбора и согласования вариантов подходящей работы или для оказания других государственных услуг в сфере занятости населения назначена явка истца в центр занятости населения <дата> в 13 час. 00 мин., указаны документы, необходимые для приема (л.д.45), <дата> направлено уведомление о явке истца с целью принятия решения о признании в качестве безработного на <дата> в 10 час. 00 мин. (л.д.46), <дата> истцу направлено уведомление с предложением подбора перечня услуг для оказания эффективной помощи при содействии в трудоустройстве (л.д.47), <дата> направлено уведомление о том, что задача «подбор вариантов подходящей работы» выполнена (л.д.48), задача «проверка полноты сведений о гражданине» выполнена (л.д.49), <дата> статус заявления истца изменен на «подобраны вакансии», истцу предложено в срок не позднее <дата> выбрать вакансии (л.д.50), в уведомлении от <дата> истцу предложено расставить приоритеты по вакансиям в срок не позднее <дата> (л.д.51).
В соответствии со ст. 31 Закона № 1032-1 решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Положениями Закона № 1032-1 предусмотрено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1909, которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан (далее – Правила регистрации безработных граждан).
В соответствии с п. 18 названных Правил регистрации безработных граждан безработные граждане обязаны в течение 2 рабочих дней со дня получения перечня предложений подходящей работы (вакансий) направить в центр занятости населения с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал, информацию о выборе 2 вариантов подходящей работы.
В адрес истца <дата> направлено уведомление об отказе в признании истца безработным (л.д.56).
Из распечатки (скриншота) заявления гражданина о поиске подходящей работы №КоростЕ. Е.А. следует, что гражданин снят с учета по поиску работы, работа по заявлению больше не ведется по причине длительного (более месяца) отсутствия взаимодействия гражданина с центром занятости населения в электронной форме, дата снятия с регистрационного учета – <дата>, указано, что заявление повторно можно подать после <дата> (л.д.52).
Согласно приказу ответчика от <дата>№КоростЕ. Е.А. отказано в признании безработным, установлено, что право на повторное обращение для решения вопроса о признании безработным наступает с <дата> (л.д.58).
Таким образом, поскольку в течение 2 рабочих дней со дня получения от центра занятости перечня предложений подходящей работы (вакансий) информацию о выборе 2 вариантов работы истец не направила ответчику, с <дата> ответчиком принято решение об отказе в признании истца безработным, выплата пособия по безработице истцу за период с <дата> по <дата> не производилась.
Довод истца о том, что она не получала никаких уведомлений от центра занятости и статус её заявления в личном кабинете не менялся, опровергается материалами дела. Вопреки доводам истца информирование безработного осуществлялось путем направления соответствующих уведомлений о ходе и последовательности действий, необходимых для получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании истца безработной и выплате пособия по безработице.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований КоростЕ. Е. А. (<данные изъяты>) к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский центр занятости населения» (ИНН <***>) о признании безработной и возложении обязанности выплатить пособие по безработице отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа-Югры, через Нижневартовский городской суд.
Судья М.А. Козырева
Мотивированное решение составлено 02.10.2023
«КОПИЯ ВЕРНА» Подлинный документ находится в
Судья ______________ М.А. Козырева Нижневартовском городском суде
Секретарь с/з _________ С.Д. Ибрагимова ХМАО-Югры в деле № _________
« ___ » _____________ 2023 г. Секретарь с/з ____С.Д. Ибрагимова