ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4855/2017 от 15.01.2018 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

15 января 2018 года

Ногинский городской суд М.<адрес> в составе:

председательствующего судьи Беляковой Е.Е.

при секретаре Чистяковой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений М.<адрес> к Грицина А. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Министерство имущественных отношений М.<адрес> обратился в суд с иском к Грицина А.В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования, указывая в обоснование своих требований на следующее:

ДД.ММ.ГГГГ на основании Правил землепользования и застройки г. Н. Ногинского муниципального района изменен вид разрешенного использования земельного участка категории «земли населенных пунктов» площадью 2861,00 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: М.<адрес>, 2 км слева автодороги Н. - Ельня - Лосино-Петровский, находящегося в собственности Грицины А.В., с «для дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания». Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах М.<адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом М.<адрес>, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории М.<адрес>, установлен ст. 5.1 Закона М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О регулировании земельных отношений в М.<адрес>», а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития М.<адрес>, и перечня муниципальных образований М.<адрес>, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается». В соответствии с законодательством М.<адрес> плата взимается в бюджет М.<адрес> по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную). Плата взимается при изменении ВРИ на основании: решения Правительства М.<адрес> о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч.1 ст. 5.1 Закона -ОЗ); решения органа местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона -ОЗ); разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом — Главархитектурой М.<адрес> (ч. 5 ст. 5.1 Закона -ОЗ); Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона -ОЗ). В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений М.<адрес>, утвержденного постановлением Правительства М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений М.<адрес>. На основании письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по М.<адрес> об изменении ВРИ от ДД.ММ.ГГГГ Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило в адрес гражданина Грицина А.В. уведомление исх-7783 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 500 119 рублей 97 коп. В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона -ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма. Согласно ч. 8 ст. 5.1 Закона -ОЗ (в редакции Закона М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, действовавшей в рассматриваемый период) собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления. Аналогичное положение содержится в ч. 16 ст. 5.1 Закона -ОЗ. Плата в бюджет М.<адрес> на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГисх-7783 гражданином Грицина А.В. не внесена, в связи с чем, Минмособлимуществом направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГисх-13690. В ответ на претензию гр. Грицина А.В. заявил об отказе внести плату за изменение ВРИ земельного участка. Поскольку ВРИ земельного участка с кадастровым номером изменен на основании Правил землепользования и застройки <адрес>, плата за изменение ВРИ земельного участка подлежит внесению в бюджет М.<адрес> на основании ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона -ОЗ. Истец просит суд: взыскать с Грицины А.В. в пользу Министерства имущественных отношений М.<адрес> плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301018:231 в размере 500 119 рублей 97 копеек.

Представитель истца Министерства имущественных отношений М.<адрес> в суд не явился, о явке извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик Грицина А.В. в суд не явился, о явке извещен.

Представитель ответчика Грицины А.В.- Ганюхина Н.В. иск не признала, представила письменные возражения по иску (л.д.<данные изъяты> согласно которым указала, что ответчик является собственником земельного участка общей площадью 2831 кв.м. кадастровый , имеющего характеристики: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания», расположенного по адресу: М.<адрес>, 2 км слева автодороги Н.- Ельня- Лосино-Петровский. Земельный участок с видом разрешенного использования «для дачного строительства» был приобретен им ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . В момент выдачи ему свидетельства о праве собственности на земельный участок земельный участок был расположен в зоне Д-1 «Зона дачного хозяйства и садоводства» (зона определяется в соответствии с Правилами застройки и землепользования г. Н., утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ), которая не предусматривает такого вида разрешенного использования земельного участка, как «дачное строительство». В соответствии с данными Генплана г. Н. М.<адрес>, утвержденного решением Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ («корректура генерального плана города Н.») и данными ПЗЗ, полученными истцом в администрации города Н. в декабре 2015 года, земельный участок истца был включен в границы населенного пункта –города Н. М. области и относился к территориальной зоне <адрес>- зона дачного хозяйства и садоводства. В соответствии с положениями части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Пунктами 8, 9 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. В соответствии с положениями статей 30 и 36 Градостроительного кодекса РФ, пункта 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», если на территорию земельного участка утверждены правила землепользования и застройки, то виды разрешенного использования обозначаются в градостроительном регламенте (структурный элемент правил землепользования и застройки), установленном на территорию муниципального образования или на ее часть, в том числе на конкретный земельный участок. В соответствии с данным градостроительным регламентом специалисты кадастровой палаты Росреестра вносят запись в государственный кадастр недвижимости о принадлежности земельного участка к территориальной зоне, указанной в правилах землепользования и застройки. При этом в государственный кадастр недвижимости также включаются записи о видах разрешенного использования, применяемых в соответствии с градостроительным регламентом в рамках той территориальной зоны, к которой относится земельный участок. В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов. Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Таким образом, упомянутая норма (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ) имеет ввиду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования. Из анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей 7, 85 Земельного кодекса, статей 16 и 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. Таким образом, вышеуказанное действующее законодательство разграничивает основания и обстоятельства приведения характеристик земельных участков, к которым относится и вид разрешенного использования, в соответствие с действующим градостроительным регламентам, поскольку изменение вида разрешенного использования, осуществляемое для целей градостроительного зонирования (и предполагающее возможность строительства на земельном участке, на котором строительство ранее не было предусмотрено) отличается от изменения вида разрешенного использования для целей кадастрового учета, при котором возможность строительства уже была предусмотрена. Спорный земельный участок, принадлежащий истцу, уже первоначально имел вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять соответствующее строительство - «для дачного строительства», вследствие чего приведение вида разрешенного использование в соответствии с ПЗЗ и Ген.планом в целях кадастрового учета не влекло за собой выдачу разрешения на новое строительство или изменения типа строящегося объекта, т.е. в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования «для дачного строительства» допустимо было осуществлять строительство дачных домов/садовых домов (т.е. жилых домов не предназначенных для постоянного проживания), так при виде разрешенного использования спорного земельного участка «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания» ответчик вправе осуществлять строительство индивидуальных жилых домов для сезонного и временного проживания. Таким образом, возможности для нового строительства или для изменения назначения объекта недвижимости не произошло. Действующее законодательство определяет садовый дом и/или «дачный дом» как здание сезонного использования в садоводческом объединении, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. Также законодательство связывает дачные дома с дачными некоммерческими объединениями. Спорный земельный участок не расположен на территории дачного или садоводческого некоммерческого объединения. Учитывая это, текущий вид разрешенного использования спорного земельного участка в соответствии с ПЗЗ и Ген.планом соответствует виду разрешенного использования «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания». Таким образом, в рассматриваемом случае, в целях установления фактического вида разрешенного использования земельного участка и учитывая, что ранее определенный вид разрешенного использования «для дачного строительства» действующими ПЗЗ для зоны Д-1- «Зона дачного хозяйства и садоводства», в границах которой находится земельный участок, не предусмотрен, ответчик пользуясь правом, предусмотренным действующим законодательством, привел характеристики земельного участка (вид разрешенного использования и категорию) в соответствие с градостроительными регламентами, действующими в 2015 году на территории города Н. М. области. Учитывая, что процедура приведения характеристик объектов недвижимости в соответствие с действующими градостроительными регламентами законодательно не установлена, ответчик обращаясь в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по М.<адрес> в г. Н. с заявлением о приведении характеристик спорного земельного участка в соответствие с действующими на территории города Н. М. области градостроительными регламентами (ген. планом города Н. и ПЗЗ), руководствовался уже сложившейся практикой учета изменений объекта недвижимости. Приводя характеристики земельного участка в соответствие с действующими на территории г. Н. М.<адрес> градостроительными регламентами ответчик не нарушил каких-либо имущественных интересов М.<адрес>. Кроме того, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования и категории земельного участка послужило основанием для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка, являющейся налогооблагаемой базой при расчете земельного налога, который своевременно и в полном объеме оплачивается ответчиком. У ответчика отсутствует недоимки, просрочки по оплате земельного налога в отношении земельного участка. При этом администратором поступления земельного налога с контрольными функциями в соответствии с действующим законодательством является налоговый орган. При таких обстоятельствах приведение недействующего вида разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом и не требующего получения дополнительного разрешения со стороны органов власти и местного самоуправления, по мнению ответчика, нельзя квалифицировать как изменение вида разрешенного использования. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований и процедур. Процедура изменения вида разрешенного использования объектов недвижимости установлена Земельным Кодексом РФ, Градостроительным Кодексом РФ, Законом М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в М.<адрес>", ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Если новый вид разрешенного использования земельного участка предусматривает строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, то за такое изменение собственник должен внести плату. Пунктами 8 и 9 ст. 5.1 вышеуказанного Закона МО установлено, что такая плата вносится в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, и в случае невнесения платы решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования отменяется органом местного самоуправления. Законом М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О регулировании земельных отношений в М.<адрес>», на который ссылается истец, установлена и регламентирована процедура действий, за которые истцом взимается плата. Согласно пунктам 3, 4 и 8 статьи 5.1 данного Закона, плата взимается за принятие органом местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и отменяется при невнесении такой платы. Очевидно, что обязательным условием взимания платы является совершение лицом действий, прямо регламентированных данным Законом, а именно - обращение в орган местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> и принятие этим органом местного самоуправления соответствующего решения. Между тем, ответчик не обращался в органы местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, и орган местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> не принимал решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, орган местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> не направлял ответчику уведомлений о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования на основании принятого им решения об изменении вида разрешенного использования. Таким образом, орган местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> не совершал каких-либо действий, предусмотренных процедурой, изложенной в ст. 5.1 Закона М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О регулировании земельных отношений в М.<адрес>", которые давали бы истцу основания требовать уплаты ответчиком предусмотренных законом платежей. В действительности ответчик в порядке, предусмотренном законодательством РФ воспользовался правом выбора одного из видов разрешенного использования своего земельного участка из числа основных видов разрешенного использования земельного участка, относящихся к одной и той же территориальной зоне действующих ПЗЗ – зоне <адрес> «зона дачного хозяйства и садоводства», не изменяя при этом функционального назначения земельного участка. При таких обстоятельствах взимание какой-либо дополнительной платы и выдача каких-либо дополнительных разрешений со стороны государственных органов и /или органов местного самоуправления противоречит установленным на федеральном уровне градостроительным правилам (ч.4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ). Истец в исковом заявлении указывает, что в соответствии с законодательством М.<адрес> плата взимается в бюджет М.<адрес> по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (ИЖС, блокированную, малоэтажную и т.д), что само по себе противоречит смыслу заявленных истцом требований, в связи с тем, что спорный земельный участок в соответствии с ПЗЗ не относится к зоне жилой застройки, спорный земельный участок относится к зоне дачного хозяйства и садоводства в соответствии с ПЗЗ. Этот факт подтвержден ответчиком в ранее направленных истцу возражениях на требование о внесении платы. Ответчик также указывает, что нормы действующего законодательства М.<адрес>, на которые в обоснование своих требований ссылается истец, не позволяют истцу обращаться к ответчику с требованием о принудительном взыскании какой-либо платы, поскольку это не предусмотрено самим Законом. Нормы, на которые ссылается истец, дают истцу единственное право - право отменить сделанные изменения (пп. 8 и 9 ст. 5.1 Закона М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О регулировании земельных отношений в М.<адрес>" установлено, что в случае невнесения платы решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования отменяется органом местного самоуправления). Возможности обратиться с требованием о взыскании такой платы в принудительном порядке закон не содержит. Каких-либо исключений из этого правила Закон М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- ОЗ также не содержит. Ответчик, со своей стороны, не совершал никаких незаконных действий, которые бы препятствовали истцу реализовать последствия, предусмотренные данным законом. Истец ошибочно ссылается на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в виду того, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением с ДД.ММ.ГГГГ к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий (далее - присоединенные территории), положения указанного Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения. При этом, город Н. М. области не относится в соответствии с действующим законодательством к присоединенным территориям. Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Пунктом 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Таким образом, процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка различна в зависимости от того, является ли выбранный предполагаемый вид использования для территориальной зоны, в которой он расположен основным, вспомогательным, либо условно разрешенным.

Из содержания части 2 статьи 16, пункта 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действующего в период обращения ответчика в кадастровую палату с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет в части внесения изменений о виде разрешенного использования и категории земельного участка с кадастровым номером. ), следует, что кадастровый учет, в том числе, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно - правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Пунктом 9 части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что при кадастровом учете земельного участка, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего, в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.

Судом установлено, что ответчик Грицина А.В. является собственником земельного участка, площадью 2861 кв.м., расположенного по адресу: М.<адрес>, 2км слева а/д Н.-Ельня- Лосино-Петровский, кадастровый , что подтверждается выпиской из <данные изъяты> кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ

Из искового заявления, возражений представителя ответчика судом установлено, что на момент совершения сделки купли- продажи, земельный участок площадью 2861 кв.м. с кадастровым номером , имел следующие характеристики: категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства.

В соответствии с выкопировками (выписками) из Генерального плана гор. Н. М.<адрес>, утвержденного решением Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ, «Правил землепользования и застройки», земельный участок ответчика с кадастровым номером включен в границы населенного пункта - город Н. М. области и относится к территориальной зоне <адрес> - «Зона дачного хозяйства и садоводства».

В соответствии с Правилами застройки и землепользования гор. Н., утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ, Зона Д-1 «Зона дачного хозяйства и садоводства» выделена для обеспечения правовых условий ведения дачного хозяйства и садоводства на землях сельскохозяйственного назначения в границах населенного пункта - город Н. М. области.

Основные виды разрешенного использования территориальной Зоны Д-1 - «Зона дачного хозяйства и садоводства» установлены следующие: садовые и дачные дома; индивидуальные жилые дома для сезонного проживания; личное подсобное хозяйство; магазины товаров первой необходимости; и т.д. Вид разрешенного использования «для дачного строительства» в «Правилах землепользования и застройки» не предусмотрен.

Установлено, что ответчик Грицина А.В. обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» М.<адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , представив в орган кадастрового учета заявление, декларацию об объекте недвижимости. Кроме того, был представлен фрагмент (выкопировка) Правил застройки и землепользования гор. Н., утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ, и фрагмент (выкопировка) Генерального плана гор. Н. М.<адрес>, утвержденного решением Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ. В результате рассмотрения вышеуказанных документов кадастровой палатой принято решение об учете изменений объекта недвижимости в части категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером . Вид разрешенного использования указанного земельного участка был изменен с «дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания», категория указанного земельного участка была изменена с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».

Пунктами 8, 9 статьи 36 Градостроительного Кодекса РФ, установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

В соответствии с положениями статей 30 и 36 Градостроительного кодекса РФ, пункта 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», если на территорию земельного участка утверждены правила землепользования и застройки, то виды разрешенного использования обозначаются в градостроительном регламенте (структурный элемент правил землепользования и застройки), установленном на территорию муниципального образования или на ее часть, в том числе на конкретный земельный участок. В соответствии с данным градостроительным регламентом специалисты кадастровой палаты Росреестра вносят запись в государственный кадастр недвижимости о принадлежности земельного участка к территориальной зоне, указанной в правилах землепользования и застройки. При этом в государственный кадастр недвижимости также включаются записи о видах разрешенного использования, применяемых в соответствии с градостроительным регламентом в рамках той территориальной зоны, к которой относится земельный участок.

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Частью 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:1)создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и последующее внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, противоречащих «Правилам землепользования и застройки», влекут нарушение публичных прав города в лице администрации на развитие территории в соответствии с зонированием».

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» М.<адрес>, принимая решение об учете изменений объекта недвижимости, исходило из того, что представлены все документы, необходимые для осуществления кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования.

Согласно Правил землепользования и застройки в городе Н. М.<адрес> в зоне Д-1 –Зона дачного хозяйства и садоводства, в составе этой зоны предусмотрены основные виды разрешенного использования: садовые и дачные дома; индивидуальные жилые дома для сезонного проживания; личное подсобное хозяйство; магазины товаров первой необходимости; и т.д.

Оценивая доводы сторон, суд считает необходимым отметить, что нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действующего в период обращения ответчика в кадастровую палату с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет в части внесения изменений о виде разрешенного использования и категории земельного участка с кадастровым номером ) не предусматривали полномочий органа кадастрового учета по проверке обоснованности заявления, документам, представленными заявителями в целях кадастрового учета, что следует из положений части 3 статьи 1 приведенного закона.

Согласно указанной нормы закона, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Таким образом, кадастровая палата при получении заявления Грицины А.В. об учете изменения вида разрешенного использования проверила комплектность документов, предусмотренных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для учета указанных в заявлении изменений, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне <адрес> - Зона дачного хозяйства и садоводства и вид разрешенного использования индивидуальные жилые дома для сезонного проживания, и руководствуясь требованиями указанного закона, Правилами землепользования и застройки правомерно приняла решение об учете изменений объекта недвижимости в части категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

При этом суд также учитывает, что, как следует из представленных в суд материалов и подтверждается представителем ответчика Грицины А.В.Ганюхиной Н.В., фактически, в целях градостроительного зонирования вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , не изменялся, реконструкция, модернизация, расположенных на нем объектов не производились, спорное изменение вида разрешенного использования произведено в иных целях, а именно – в целях кадастрового учета.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство экономического развития и торговли РФ утвердило Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категорий земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Суд также соглашается с доводом представителя ответчика Грицины А.В.Ганюхиной Н.В., о том, что поскольку категория земельного участка с кадастровым номером была изменена, а вид разрешенного использования уточнен и приведен в соответствие с Правилами землепользования и застройки, то возникли основания и для расчета его новой кадастровой стоимости с учетом измененных категории и вида разрешенного использования.

Земельный участок с кадастровым номером , первоначально (до изменения ВРИ) имел вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять строительство – «дачное строительства». При этом, изменение вида разрешенного использование не повлекло за собой изменения типа строящегося объекта, поскольку в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования «для дачного строительства» допустимо было осуществлять строительство дачных домов/садовых домов (т.е. жилых домов не предназначенных для постоянного проживания), так при виде разрешенного использования спорного земельного участка «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания» ответчик вправе осуществлять строительство индивидуальных жилых домов для сезонного и временного проживания. Таким образом, возможности для нового строительства или для изменения назначения объекта недвижимости на спорном земельном участке не произошло.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик, как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Установление вида разрешенного использования конкретного земельного участка лишь для целей кадастрового учета без соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства не допустимо.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Указанная норма устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

Статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.

Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Процедура изменения вида разрешенного использования объектов недвижимости установлена Земельным Кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Законом М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О регулировании земельных отношений в М.<адрес>», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которой решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Если новый вид разрешенного использования земельного участка предусматривает строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, то за такое изменение собственник должен внести плату. Пунктами 8 и 9 ст. 5.1 вышеуказанного Закона МО установлено, что такая плата вносится в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, и в случае невнесения платы решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования отменяется органом местного самоуправления.

Согласно пунктам 3, 4 и 8 статьи 5.1 Закона М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О регулировании земельных отношений в М.<адрес>", установлена и регламентирована процедура действий, при которых взимается плата за изменение вида разрешенного использования, при этом плата взимается за принятие органом местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства.

То есть, обязательным условием взимания платы является совершение лицом действий, прямо регламентированных данным Законом, а именно – обращение в орган местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> и принятие этим органом местного самоуправления соответствующего решения.

Между тем, как следует из материалов дела ответчик Грицина А.В. не обращался в орган местного самоуправления муниципального образования «Ногинский муниципальный район М.<адрес>» с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, и указанный орган не принимал решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, не направлял ему уведомлений о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования на основании принятого им решения об изменении вида разрешенного использования.

Таким образом, орган местного самоуправления муниципального образования «Ногинский муниципальный район М.<адрес>» не совершал каких-либо действий, предусмотренных процедурой, изложенной в статье 5.1 Закона М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О регулировании земельных отношений в М.<адрес>", которые давали бы Минмособлимуществу основания требовать уплаты ответчиком, предусмотренных законом платежей.

Суд приходит к выводу о том, что изменение ответчиком Грицина А.В. вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не повлияло на зонирование территории города Н.<адрес>М.<адрес>.

Судом установлено, что, в целях установления фактического вида разрешенного использования земельного участка и учитывая, что ранее определенный вид разрешенного использования «для дачного строительства» действующими «Правилами землепользования» для зоны Д-1- «Зона дачного хозяйства и садоводства», в границах которой находится земельный участок, не предусмотрен, ответчик пользуясь правом, предусмотренным действующим законодательством, привел характеристики земельного участка (вид разрешенного использования и категорию) в соответствие с градостроительными регламентами, действующими в 2015 году на территории города Н. М. области.

Учитывая, что процедура приведения характеристик объектов недвижимости в соответствие с действующими градостроительными регламентам» законодательно не установлена, ответчик Грицина А.В., обращаясь в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по М.<адрес> в гор. Н. с заявлением о приведении характеристик спорного земельного участка в соответствие с действующими на территории города Н. М. области градостроительными регламентами (Генеральным планом города Н. и «Правилами землепользования»), руководствовался уже сложившейся практикой учета изменений объекта недвижимости.

Таким образом, приведение недействующего вида разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом и не требующего получения дополнительного разрешения со стороны органов власти и местного самоуправления, нельзя квалифицировать как изменение вида разрешенного использования.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

При этом суд не соглашается с доводами стороны ответчика о том, что действующим законодательством предусмотрен только один вид защиты права путем отмены изменение вида разрешенного использования.

Законом -ОЗ действительно предусмотрена процедура возврата к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, но только в случае принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятое в соответствии с ч. 3 ст. 5.1 Закона органом местного самоуправления муниципального образования М.<адрес>, а также в случае предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с ч. 5 ст. 5.1 Закона.

В силу п. 10 ст. 5.1 Закона -ОЗ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный ч. 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Министерства имущественных отношений М.<адрес> к Грицина А. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка– отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в М. областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья