ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-485/19 от 02.07.2019 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 2 – 485/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2019 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., с участием:

истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

при секретаре Переясловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании иск ФИО1 и ФИО4 к Управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район о понуждении предоставить в аренду земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Истцы, обосновывая заявленные требования, пояснили в исковом заявлении, что ФИО1 имеет намерение получить в аренду на 20 лет земельный участок для индивидуального земельного строительства, площадью 1998 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный квартал , в границах земельного участка с кадастровым номером . ФИО4 имеет намерение получить в аренду на 20 лет земельный участок для индивидуального земельного строительства, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный квартал , в границах земельного участка с кадастровым номером . Истцы обратились с соответствующими заявлениями в комиссию по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район, однако решением от 30 мая 2018 года истцам отказано, поскольку требуемые земельные участки территориально не относятся к Ширинскому району. Истцы не согласны с данным решением, просят признать его незаконным и отменить, понудить ответчика предоставить истцам в аренду вышеуказанные земельные участки.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что оспариваемые земельные участки расположены в границах села Улень, Ширинского района, а потому именно данный орган местного самоуправления обязан предоставить истца данные участки в аренду.

Истец ФИО4, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, не уведомив о причинах неявки, не заявив каких – либо ходатайств.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие данного истца.

Представитель ответчика требования не признала, в обоснование возражений пояснив, что поскольку с.Улень находится на территории муниципального образования города Сорск, границы данных муниципальных образований не согласованы, у ответчика нет оснований для предоставления в аренду истцам оспариваемых земельных участков.

Представители администрации города Сорск, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебном заседании отсутствовали. Представитель данного лица ФИО5 ходатайствовала о проведении судебного заседания без участия третьего лица, указав также, что поскольку село Улень не входит в состав муниципального образования город Сорск, согласовать предоставление испрашиваемых земельных участков не представляется возможным.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу подп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.

Органы местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Также органом местного самоуправления муниципального района, согласно абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При этом следует отметить, что с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункт 23 части 5 статьи 8 которого предусматривает, что в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений вносятся сведения о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Законом N 137-ФЗ на распоряжение таким земельным участком.

Изложенное дает основания полагать, что у ответчика, как органа местного самоуправления, наличествует право распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

На основании ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Часть первая ст. 57 ГПК РФ предусматривает, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Стороною истца, в обоснование своих требований, представлены неутвержденные схемы расположения земельных участков, которые истцами истребуются, исполненные кадастровым инженером, без указания адресов, площадью 1998 кв.м., земельный квартал , в границах земельного участка с кадастровым номером 19:00:000000:111, с координатами точек границ: <данные изъяты>, и площадью 2000 кв.м., земельный квартал , в границах земельного участка с кадастровым номером , с координатами точек границ: <данные изъяты>

Вместе с тем, суд не может признать на основании данных документов то обстоятельство, что земельные участки, в отношении которых заявлены требования, являются муниципальной собственностью муниципального образования Ширинский район или относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территории сельского поселения, входящего в состав данного муниципального района, или к земельным участкам, расположенным на межселенных территориях этого муниципального района.

Каких – либо иных доказательств, в обоснование местонахождения и принадлежности оспариваемых земельных участков, со стороны истцов не представлено и не заявлено ходатайств об оказании содействия в сборе подобных доказательств.

В свою очередь, согласно информации, предоставленной по запросу суда Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия», земельные участки с вышеуказанными координатами расположены на территории муниципального образования город Сорск, в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, части кв.кв. Сонского (передано из Уленского лесничества) участкового лесничества Боградского лесничества с номером учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре) 852-2013-11. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером расположен на землях лесного фонда.

Указанные обстоятельства со стороны истцов никоим образом не оспорены и не опровергнуты.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу п. п. 1, 6 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В статье 3 Лесного кодекса РФ указано, что лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1, 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда учитываются в государственном лесном реестре, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).

В силу ч. 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено ЛК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 – 5 ст. 67 ГПК РФ, учитывая приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу, что истцами не доказано наличие у ответчика права распоряжения оспариваемыми земельными участками, а потому и обязанности предоставления истцам в аренду этих участков.

Соответственно, требования истцов, направленные на понуждение ответчика предоставить им в аренду земельные участки для индивидуального жилищного строительства для индивидуального земельного строительства, площадью 1998 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> земельный квартал , в границах земельного участка с кадастровым номером , с координатами точек границ: <данные изъяты>, и площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земельный квартал , в границах земельного участка с кадастровым номером , с координатами точек границ: <данные изъяты>, надлежащим образом не обоснованы, а потому не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 и ФИО4 к Управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район о понуждении предоставить в аренду земельные участки - отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, решения, т.е. с 07 июля 2019 года.

Председательствующий:

судья Ю.А. Ячменев