Гражданское дело № 2-485/2019
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
15 марта 2019 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе
председательствующего Лопатиной Н.Н.
при секретаре Семынине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении разработать и принять меры по предупреждению коррупции,
у с т а н о в и л:
прокурор Липецкого района Липецкой области обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении разработать и принять меры по предупреждению коррупции, мотивируя тем, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения организациями и учреждениями Липецкого муниципального района Липецкой области Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой установлено, что меры по предупреждению коррупции, в МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области до настоящего времени в должном объеме не разработаны и не приняты. В связи с чем, прокурор просил суд обязать МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области разработать и принять меры по предупреждению коррупции, а именно: принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В судебном заседании помощник прокурора Юрицына А.Ю. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика директор МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. В суд представила документы, принятые в качестве мер по предупреждению коррупции: приказ от 29.12.2018 №309 о мерах по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, положение о выявлении и урегулировании конфликта интересов, должностная инструкция ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, антикоррупционная политика МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области.
Суд, выслушав помощника прокурора Липецкого района Липецкой области, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с требованиями Конвенции ООН против коррупции, принятой 31.10.2003 Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН, предупреждение и искоренение коррупции - обязанность всех государств, поскольку коррупция затрагивает их экономику, порождает серьезные угрозы стабильности и безопасности общества, подрывает демократические и этические ценности, справедливость и наносит вред устойчивому развитию; незаконное приобретение личного состояния может нанести ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку, а потому для эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней необходим всеобъемлющий и многодисциплинарный подход.
В преамбулах к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой в Страсбурге 27.01.1999, и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятой в Страсбурге 04.11.1999, также отмечено, что коррупция представляет собой серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, посягает на принципы государственного управления, моральные устои общества, затрудняет экономическое развитие, надлежащее и справедливое функционирование рыночной экономики.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Согласно ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения организациями и учреждениями Липецкого муниципального района Липецкой области Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой установлено, что меры по предупреждению коррупции, в МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области не разработаны и не приняты: меры, направленные на недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, предотвращение и урегулирование конфликта интересов не осуществлялись, что подтверждается материалами проверки.
В силу статьи 1.7 Устава МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области его учредителем является муниципальное образование Липецкий муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Липецкого муниципального района.
Непринятие организационных мер по противодействию коррупции в организации делает невозможным исполнение требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и нарушает интересы Российской Федерации, неопределённого круга лиц, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик не представил возражений на предъявленные исковые требования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции, а именно: принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с представленными данными, исковые требования ответчиком выполнены в части разработки и принятия мер по предупреждению коррупции, а именно: издан приказ от 29.12.2018 №309 о мерах по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, разработаны положение о выявлении и урегулировании конфликта интересов, должностная инструкция ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, антикоррупционная политика МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области, данное обстоятельство является основанием не обращать в указанной части решение суда к исполнению.
В силу ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу ч. 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с уставом образовательного учреждения, его учредителем и собственником имущества является Липецкий муниципальный район Липецкой области, функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет администрация Липецкого муниципального района Липецкой области.
Таким образом, администрация Липецкого муниципального района Липецкой области обязана нести расходы по проведению специальной оценки труда работников учреждения за счет средств бюджета данного муниципального образования.
При таких обстоятельствах, исходя из характера заявленных требований, с учетом положений ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, суд считает, что имущественное положение ответчика является затруднительным, что является основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
обязать МБОУ СШ с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области разработать и принять меры по предупреждению коррупции: принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Решение считать исполненным и к исполнению не обращать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 20.03.2019.