ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-485/20 от 28.05.2020 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2-485/2020

22RS0067-01-2019-005152-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2020 года г.Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Штайнепрайс Г.Н.,

при секретаре Белокосовой О.А.,

с участием представителя истца Алтайохранкультуры ФИО1, представителя ответчика МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований, с учетом их уточнения указывает, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения, на основании постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края», приказа Минкультуры России от 09.10.2017 № 112759-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., (Алтайский край), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» и в соответствии с ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 73-ФЗ).

Собственником объекта культурного наследия является Российская Федерация, в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - МТУ Росимущества), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Наличие статуса объекта культурного наследие предполагает принятие собственником мер по его сохранению в силу положений законов.

Охранное обязательство утверждено приказом управления от ДД.ММ.ГГГГ

На основании задания от ДД.ММ.ГГГГ управлением проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ. Состояние объекта было оценено как неудовлетворительное, что подтверждается также актом отнесения объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии от ДД.ММ.ГГГГ

МТУ Росимущества управлением выдано предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе по проведению работ в соответствии с установленным законом порядком.

На основании задания от ДД.ММ.ГГГГ управлением повторно проведено мероприятие по контролю за состоянием указанного объекта культурного наследия.

По результатам проведенного мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия подготовлены акт осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, акт технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, перечень работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе осмотра, проведенного в рамках мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, управлением зафиксировано:

С 2012 года здание не эксплуатируется, отключено от инженерного обеспечения. Техническое состояние объекта культурного наследия на период 2016 года, в соответствии с актом технического состояния № определялось как неудовлетворительное.

ДД.ММ.ГГГГ года произошло возгорание в центральной одноэтажной части объекта культурного наследия здание административное (литер А).

В результате пожара памятник получил повреждения огнем (предварительная причина пожара - неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц). Причины возгорания в настоящее время уточняются подразделением ГУ МЧС России по Алтайскому краю.

Огнем повреждены конструкций крыши центрального одноэтажного объема здания (крыша - двускатная с кровлей из листового металла по деревянной обрешетке, стропильная система - деревянная), большая часть конструкции стропильной системы крыши обрушена, сохранившиеся конструкции обуглены; металлические листы кровельного покрытия демонтированы; утрачены слуховые окна (2 шт. со стороны ул.Волкова, 1 шт. со стороны двора), со стороны ул. Волкова 1 слуховое окно сохранено; повреждена водосточная система (нарушены водосточные трубы, воронки); на прилегающей территории со стороны ул. Волкова и двора находятся поврежденные огнем, обрушившиеся конструкции крыши здания, кирпичная кладка стен в местах возгорания закопчена; помещения центрального ббъема здания закопчены; площадь поврежденных пожаром конструкций составляет ориентировочно 90 кв.м. от всей площади здания.

Таким образом, ответчиком не приняты меры к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ управлением подготовлен новый перечень работ по сохранению объекта культурного наследия № , приложенный к акту технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчику необходимо провести следующие работы по сохранению объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

ограничить доступ посторонних лиц на территорию и в помещения объекта культурного наследия;

принять меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия;

выполнить консервацию крыши в части здания поврежденной пожаром;

провести противоаварийные, ремонтные работы на объекте культурного наследия:

- организовать водосточную систему здания;

- восстановить оконные и дверные заполнения.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо выполнить проект реставрации, реставрацию здания «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>

Однако, в установленные в акте технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ и в перечне работ от ДД.ММ.ГГГГ сроки, выявленные нарушения собственником не устранены.

На основании задания от ДД.ММ.ГГГГ управлением проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ. В акте зафиксирован факт неисполнения выявленных ранее нарушений.

Вышеуказанные нарушения угрожают сохранности объекта культурного наследия. Непринятие собственником мер к сохранению вышеупомянутого объекта культурного наследия может повлечь его утрату.

В связи, с чем истец, с учетом уточнения исковых требований, просит:

- признать незаконным бездействие Российской Федерации, в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в части восстановления объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>

- возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по ограничению доступа посторонних лиц на территорию и в помещения объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901— 1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>

- возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать разработку проекта консервации крыши на объекте культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>

- возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силуобязанность организовать выполнение консервации крыши на объекте культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с разработанным проектом консервации, согласованным с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.

- возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силуобязанность организовать разработку проекта реставрации объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>

- возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать выполнение реставрации объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с разработанным проектом реставрации, согласованным с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.

- в случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать с Российской Федерации, в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в пользу управления судебную неустойку в размере 50 000 рублей за каждый месяц просрочки.

Представитель истца Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ФИО1 в судебном заседании на уточненном иске настаивала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, указанным в отзыве на иск.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»( далее- Закон №73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 16.1 названного Закона объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с названным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен(пункт 10 статья 16.1. Закона №73-ФЗ).

В силу статьи 6 Закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращения их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона №73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица(третьих лиц) на основании гражданско-правового договора), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом №73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия- также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая её в благоустроенном состоянии.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетания указанных мер.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

Установлено, что здание «Административный корпус», 1901-1903 г.г., расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, регионального значения, что следует из Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания «Об историко-культурном наследии Алтайского края» №169 от 28.12.1994г., Приказа Министерства культуры РФ №112759-р от 09.10.2017 «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Административный корпус», 1901-1903 г.г., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 г.г (Алтайский край)».

Сособственником объекта культурного наследия - здание «Административный корпус», 1901-1903 г.г., расположенного по адресу: <адрес>, являются Российская Федерация в лице МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай.

Органом охраны объектов культурного наследия Алтайского края является управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, что следует из ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 12.05.2005 №32-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае», п.3 Постановления Администрации Алтайского края от 26.08.2016 №297 «Об органах исполнительной власти Алтайского края», Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, утвержденного Указом губернатора Алтайского края от 27.12.2016 №174.

К полномочиям органа охраны объектов культурного наследия относится осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия ( далее-государственный надзор).

Под государственным надзором понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями их уполномоченными представителями и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом №73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В силу положений ст.47.2 Федерального закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, сроки(периодичность) проведения таких работ определяются управлением, на основании составленного органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

В соответствии с абзацем 1 ч.11ст.47.6 Федерального закона №73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.

В соответствии с абзацем 3 ч.11 ст.47.6 Федерального закона №73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится в федеральной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества, в данном случае Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай.

Лицо (лица), указанное(указанные) в пункте 11 ст.47.6 Федерального закона №73-ФЗ, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано(обязаны) в установленные охранным обязательством сроки в том числе обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке установленном настоящим Федеральным законом.

Наличием статуса объекта культурного наследия предполагает принятие мер по его сохранению. При этом согласно положениям Федерального закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия является обязанностью собственника данного объекта и осуществляется независимо от категории историко-культурного значения памятника. Посредством проведения работ в установленном законом порядке.

Установлено, что Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 г.г., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, утверждено Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ

Истцом проведено мероприятие, по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 г.г., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг. По результатам мероприятия подготовлен акт технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было выявлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия и определен перечень работ по сохранению объекта культурного наследия, установлены сроки выполнения работ: для выполнения для выполнения первоочередных противоаварийных работ по устранению протечек кровли, организации водостока, гидроизоляции подвала, остеклению оконных проемов - до ДД.ММ.ГГГГ, выполнения инженерного обследования основных конструкций, проекта реставрации, реставрации здания комплекса «Административный комплекс», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>

В адрес собственника истцом направлялись: охранное обязательство, акт технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечень работ от ДД.ММ.ГГГГ по сохранению объекта культурного наследия.

Данные документы были получены собственником, однако выявленные нарушения не устранены.

На основании задания от управлением проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ. Состояние объекта было оценено как неудовлетворительное, что подтверждается также актом отнесения объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии от ДД.ММ.ГГГГ

МТУ Росимущества управлением выдано предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе по проведению работ в соответствии с установленным законом порядком.

На основании задания от ДД.ММ.ГГГГ управлением повторно проведено мероприятие по контролю за состоянием указанного объекта культурного наследия.

По результатам проведенного мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия подготовлены акт осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, акт технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, перечень работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе осмотра, проведенного в рамках мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, управлением зафиксировано:

С 2012 года здание не эксплуатируется, отключено от инженерного обеспечения. Техническое состояние объекта культурного наследия на период 2016 года, в соответствии с актом технического состояния № определялось как неудовлетворительное.

ДД.ММ.ГГГГ года произошло возгорание в центральной одноэтажной части объекта культурного наследия здание административное (литер А). В результате пожара памятник получил повреждения огнем (предварительная причина пожара - неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц). Причины возгорания в настоящее время уточняются подразделением ГУ МЧС России по Алтайскому краю.

Огнем повреждены конструкций крыши центрального одноэтажного объема здания (крыша - двускатная с кровлей из листового металла по деревянной обрешетке, стропильная система - деревянная), большая часть конструкции стропильной системы крыши обрушена, сохранившиеся конструкции обуглены; металлические листы кровельного покрытия демонтированы; утрачены слуховые окна (2 шт. со стороны ул.Волкова, 1 шт. со стороны двора), со стороны ул. Волкова 1 слуховое окно сохранено; повреждена водосточная система (нарушены водосточные трубы, воронки); на прилегающей территории со стороны ул. Волкова и двора находятся поврежденные огнем, обрушившиеся конструкции крыши здания, кирпичная кладка стен в местах возгорания закопчена; помещения центрального объема здания закопчены; площадь поврежденных пожаром конструкций составляет ориентировочно 90 кв.м. от всей площади здания.

Таким образом, ответчиком не приняты меры к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ управлением подготовлен новый перечень работ по сохранению объекта культурного наследия № приложенный к акту технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчику необходимо провести следующие работы по сохранению объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ: ограничить доступ посторонних лиц на территорию и в помещения объекта культурного наследия; принять меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия; выполнить консервацию крыши в части здания поврежденной пожаром; провести противоаварийные, ремонтные работы на объекте культурного наследия: организовать водосточную систему здания; восстановить оконные и дверные заполнения.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо выполнить проект реставрации, реставрацию здания «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>

Однако, в установленные в акте технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ и в перечне работ от ДД.ММ.ГГГГ сроки, выявленные нарушения собственником не устранены.

Так, на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ управлением проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес> по результатам которого составлен акт осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ. В акте зафиксирован факт неисполнения выявленных ранее нарушений.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что ответчиками не приняты меры к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия.

В силу части 1 статьи 33 Федерального закона 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Бездействия со стороны ответчика выражаются в невыполнении в установленный срок требований к сохранению объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес> что угрожает его сохранности и может повлечь его утрату.

В связи, с чем суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

На ответчика Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай следует возложить обязанность по выполнению требований охранного обязательства собственника объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

- ограничить доступ посторонних лиц на территорию и в помещения объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901— 1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- организовать разработку проекта консервации крыши на объекте культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- организовать выполнение консервации крыши на объекте культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с разработанным проектом консервации, согласованным с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- организовать разработку проекта реставрации объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- организовать выполнение реставрации объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с разработанным проектом реставрации, согласованным с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора – взыскателя (судебная неустойка).

Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре (пункт 31 Постановления).

Определяя размер судебной неустойки, суд, учитывая фактические обстоятельства наступления гражданской ответственности ответчика, характер требований, принцип соразмерности и справедливости, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований о взыскании судебной неустойки.

Поскольку целью судебной неустойки является побуждение должника к исполнению судебного акта, а не взыскание завышенного размера компенсации, исключающее с учетом имущественного положения должника достижение цели стимулирования его к исполнению, суд полагает, что неустойка в размере 5 000 рублей в месяц будет отвечать вышеуказанным требованиям закона и целям меры гражданско-правовой ответственности. Судебная неустойка подлежит взысканию по истечению срока, предоставленного для исполнения судебного акта, до даты фактического исполнения обязательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай в части в части восстановления объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>

Возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай обязанность по ограничению доступа посторонних лиц на территорию и в помещения объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901— 1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай обязанность организовать разработку проекта консервации крыши на объекте культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай обязанность организовать выполнение консервации крыши на объекте культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с разработанным проектом консервации, согласованным с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай обязанность организовать разработку проекта реставрации объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай обязанность организовать выполнение реставрации объекта культурного наследия «Административный корпус», 1901-1903 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс ликеро-водочного завода», 1901-1903 гг., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с разработанным проектом реставрации, согласованным с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать с Российской Федерации, в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в пользу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края судебную неустойку в размере 5000 руб., начисляемую за каждый месяц просрочки, до даты фактического исполнения обязательства.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий Г.Н.Штайнепрайс