ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-485/20 от 30.06.2020 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

№ 2-485/2020 г. Изг.: 09 07 2020г

УИД: 76RS0023-01-2019-003101-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Донцовой Н.С.,

при секретаре Зайцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги ЖКХ, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами АДРЕС», указывая, что они зарегистрированы и проживают в АДРЕС общей площадью 68,8 кв.м. Управление домом 10 по АДРЕС осуществляется ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района». Они своевременно передают ответчику показания приборов учета и оплачивают выставляемые им счета. Однако, ответчик неправильно производил расчет взимаемой платы за коммунальные услуги и компенсационных выплат. ФИО2 является ветераном труда, которая в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ч. 1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, принятого законом Ярославской области от 19.12.2008 г. № 65-з имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%. Региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в Ярославской области установлен ст. 7 Закона Ярославской области от 24.11.2009 № 65-з «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере: на семью из одного человека в размере 33 кв.м, на семью из двух человек – 42 кв.м. В соответствии с ч. 2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, указанные меры социальной поддержки распространяются на нетрудоспособных членов семей ветеранов труда в части компенсации расходов на оплату жилого помещения. ФИО1 является дочерью ФИО2, находится на пенсии, нигде не работает, следовательно, перечисленные меры социальной поддержки распространяются и на нее. Таким образом, истцам должна предоставляться льгота в размере 50% платы за содержание жилого помещения и 50% платы за коммунальные услуги на 42 кв.м, за оставшиеся 26,8 кв.м жилплощади должна взиматься плата в размере 100%. Полагают, что расчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветерану труда производится неверно – в произвольном порядке, без какой-либо логики и правового обоснования.

Просят: обязать ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района»:

- аннулировать искусственно сформированную задолженность по лицевому счету 402056598 в размере 35234,65 рублей (в том числе 9743,55 руб. «за электроэнергию 2016 г.»);

- произвести перерасчет компенсации по льготе «ветеран труда» (код 994) с 01.11.2-016 г. по 31.10.2019 г. с учетом требований ст. 72 Социального кодекса Ярославской области и выплачивать ФИО2 недостающую разницу;

- прекратить взимание ежемесячной платы за услугу «повышающий коэффициент ХВ» и «повышающ. коэф.Элект.» с 01.12.2019 г., произвести перерасчет с 01.11.2016 г. по 31.10.2019 г. и возвратить ФИО2 и ФИО1 денежные средства по оплаченным за этот период времени услугам «повышающий коэффициент ХВ» в сумме 3460,97 рублей, «повышающ. коэф.Элект.» в сумме 13973,77 рублей, «электроэнергия» в сумме 15657,06 рублей;

- взыскать с ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» в пользу ФИО2 2766,73 рублей – сумму начисленной, но не выплаченной компенсации по категории льготы «ветеран труда» за период с 01.11.1016 г. по 31.10.2019 г.;

- взыскать с ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» в пользу ФИО2 и ФИО1 в счет компенсации морального вреда 750000 рублей (по 375000 рублей в пользу каждой).

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что в соответствии с информацией ЕПД за три последние года с 01.11.2016 г. по 31.10.2019 г. начислено 27606,85 руб. компенсации по категории льготы «ветеран труда», к выдаче 24840,12 руб., разница (недоплата) составила 2766,73 руб. А по сведениям Центра социальных выплат за период с 01.11.2016 г. по 30.09.2019 г. было назначено единой денежной компенсации по категории «Ветеран труда» в сумме 20533,44 руб. Таким образом, выплата компенсации производится в размере, не соответствующему расчету ответчика. Кроме того, с марта 2017 г. по коммунальной услуге «холодное водоснабжение» истцам начисляется повышающий коэффициент в размере 78,95 руб. до 122,37 руб. ежемесячно, а также ежемесячно взимается по услуге «повышающ. коэф.Элект.» от 113,88 руб. до 437,33 руб. Всего за период с 2017 г. по 2019 г. излишне начислено: за «повыш. Коэфф. Холл.вода» 3460,97 руб., за «повышающ. коэф.Элект.» 13973,77 руб. Также по лицевому счету 402056598 числится долг в размере 35234,65 руб. Расшифровку и правового обоснования этого долга им не предоставляют, следовательно, оплачивать данный долг они не должны. В октябре 2018 года в счет на оплату коммунальных услуг была незаконно включена сумма 9743,55 руб. за электроэнергию 2016 г., в то время, как все необходимые платежи за электроэнергию 2016 г. истцами своевременно внесены. Переплата за потребленную электроэнергию за период с 2017 г. по 2019 г. составила 15657,06 рублей. Также пояснила, что прибор учета холодной воды у них в квартире отсутствует, а у прибора учета электроэнергии истек срок поверки.

Представитель ответчика ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» по доверенности Одинцова Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что долга по оплате коммунальных услуг в размере 35234,65 руб. у истцов не имеется. На 01.05.2020 г. у истцов имеется долг по оплате коммунальных услуг в размере 27591,80 руб., который складывается из услуг: содержание и ремонт жилья – 3880,23 руб., отопление: - теплоэнергия – 9197,75 руб., холодная вода – 1068,66 руб., пользование абонентской линией – 2139,55 руб., стоки холодной воды – 716,04 руб., электричество – 2693,70 руб., газовые сети – 160,76 руб., содержание. Приборы учета – 120,58 руб., уборка лестничных клеток – 651,92 руб., уборка территории – 1535 руб.,98 руб., содержание и ремонт жилья: РКО – 263,36 руб., вывоз мусора (коммунальная услуга) – 1220,47 руб., диагностирование ВДГО – 137,60 руб., повышающий коэффициент ХВ – 534,31 руб., повышающий коэффициент Электроэнергия – 1748,21 руб., ТО ВКГО – 294,71 руб., электроэнергия для ОДН ЖУ 1147,56 руб., ОДН холодная вода ЖУ – 49,13 руб., ОДН стоки холодной воды ЖУ – 31,28 руб. За период с октября 2016 г. по апрель 2020 г. ФИО2 начислена льгота в размере 36507,39 руб., выплачена льгота в размере 29226,13 руб. Невыплаченный размер льготы в связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг составляет 8310,38 руб. После оплаты долга в полном объёме сведения о погашении долга будут направлены в МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля, и оно перечислит всю накопленную сумму льготы истцу. ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» льготу не выплачивает, это делает «Центр социальных выплат». Повышенный коэффициент начислен, так как отсутствуют счётчики: по воде счётчика нет, а у прибора учёта на электричество истёк срок эксплуатации. В случае установки и замены приборов учета, начисления повышенного коэффициента не будет. Доначисления за 2016 г. производились ПАО «ТНС энерго Ярославль».

Представители третьих лиц АО «ЯрОбл ЕИРЦ», ПАО «ТНС энерго Ярославль» в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, Жилищным кодексом РФ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, до 01.07.2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой воды, электрической энергии. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета, согласно абз. 3 п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

На основании п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.

На основании п. 59-а Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начиная с даны, когда наступили указанные события.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 и ФИО1 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС. В квартире отсутствует прибор учета потребления холодной воды, горячей воды, не установлен прибор учета электрической энергии, соответствующий требоваиям законодательства.

Согласно удостоверению серии В НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданным ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Правительством Ярославской области, ФИО2 является ветераном труда.

На основании пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу ч. 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы и реабилитированным лицам осуществляется: в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области); в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги в пределах установленных нормативов потребления. Предусмотренные частью 1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются: на нетрудоспособных членов семей ветеранов труда, ветеранов военной службы - в части компенсации расходов на оплату жилого помещения.

Согласно Единого платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги за октябрь 2019 года, представленного истцами, имеются начисления с кодом льготы 994 в сумме 4154,27 руб. на 01.11.2019 г.

Согласно сальдо по льготам за период с октября 2016 г. по апрель 2020 г. по лицевому счету 402056598, представленного ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района», ФИО2 начислена льгота в размере 36507,39 руб., выплачено 29226,13 руб., на конец отчетного периода льгота составляет 8310,38 руб. Таким образом установлен факт того, что за спорный период истец получала компенсацию частично, пропорционально внесению коммунальных платежей. В случае оплаты долга компенсация, которая начисляется и копится ежемесячно, будет выплачена МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля

Также ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» представлен расчет задолженности истцов по оплате коммунальных услуг на 01.05.2020 г., согласно которому у истцов имеется долг по оплате коммунальных услуг в размере 27591,80 руб., который складывается из услуг: содержание и ремонт жилья – 3880,23 руб., отопление: - теплоэнергия – 9197,75 руб., холодная вода – 1068,66 руб., пользование абонентской линией – 2139,55 руб., стоки холодной воды – 716,04 руб., электричество – 2693,70 руб., газовые сети – 160,76 руб., содержание. Приборы учета – 120,58 руб., уборка лестничных клеток – 651,92 руб., уборка территории – 1535 руб.,98 руб., содержание и ремонт жилья: РКО – 263,36 руб., вывоз мусора (коммунальная услуга) – 1220,47 руб., диагностирование ВДГО – 137,60 руб., повышающий коэффициент ХВ – 534,31 руб., повышающий коэффициент Электроэнергия – 1748,21 руб., ТО ВКГО – 294,71 руб., электроэнергия для ОДН ЖУ 1147,56 руб., ОДН холодная вода ЖУ – 49,13 руб., ОДН стоки холодной воды ЖУ – 31,28 руб.

Таким образом, задолженности в размере 35234,65 рублей, на чем настаивает истец, не существует, соглашатся с позицией ответчика, что имеется иной размер задолженности.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требования о возложении на ответчика обязанности аннулировать искусственно сформированную задолженность по лицевому счету 402056598 в размере 35234,65 рублей (в том числе 9743,55 руб. «за электроэнергию 2016 г.») у суда не имеется.

Поскольку фактов нарушения прав истца, как потребителя ответчиком судом не установлено, соответственно и остальные требования истца произвести перерасчет компенсации по льготе «ветеран труда» (код 994) с 01.11.2-016 г. по 31.10.2019 г. с учетом требований ст. 72 Социального кодекса Ярославской области и выплачивать ФИО2 недостающую разницу; прекратить взимание ежемесячной платы за услугу «повышающий коэффициент ХВ» и «повышающ. коэф.Элект.» с 01.12.2019 г., произвести перерасчет с 01.11.2016 г. по 31.10.2019 г. и возвратить ФИО2 и ФИО1 денежные средства по оплаченным за этот период времени услугам «повышающий коэффициент ХВ» в сумме 3460,97 рублей, «повышающ. коэф.Элект.» в сумме 13973,77 рублей, «электроэнергия» в сумме 15657,06 рублей; взыскать с ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» в пользу ФИО2 2766,73 рублей – сумму начисленной, но не выплаченной компенсации по категории льготы «ветеран труда» за период с 01.11.1016 г. по 31.10.2019 г.; взыскать с ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» в пользу ФИО2 и ФИО1 в счет компенсации морального вреда 750000 рублей (по 375000 рублей в пользу каждой) удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО2, ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» о возложении обязанности:

- аннулировать искусственно сформированную задолженность по лицевому счету 402056598 в размере 35234,65 рублей (в том числе 9743,55 руб. «за электроэнергию 2016 г.»);

- произвести перерасчет компенсации по льготе «ветеран труда» (код 994) с 01.11.2-016 г. по 31.10.2019 г. с учетом требований ст. 72 Социального кодекса Ярославской области и выплачивать ФИО2 недостающую разницу;

- прекратить взимание ежемесячной платы за услугу «повышающий коэффициент ХВ» и «повышающ. коэф.Элект.» с 01.12.2019 г., произвести перерасчет с 01.11.2016 г. по 31.10.2019 г. и возвратить ФИО2 и ФИО1 денежные средства по оплаченным за этот период времени услугам «повышающий коэффициент ХВ» в сумме 3460,97 рублей, «повышающ. коэф.Элект.» в сумме 13973,77 рублей, «электроэнергия» в сумме 15657,06 рублей;

- взыскать с ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» в пользу ФИО2 2766,73 рублей – сумму начисленной, но не выплаченной компенсации по категории льготы «ветеран труда» за период с 01.11.1016 г. по 31.10.2019 г.;

- взыскать с ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» в пользу ФИО2 и ФИО1 в счет компенсации морального вреда 750000 рублей (по 375000 рублей в пользу каждой) – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля.

Судья Н.С. Донцова