ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-485/2021 от 15.09.2021 Североуральского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 15.09.2021 Дело № 2-485/2021

66RS0050-01-2021-000705-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Североуральск 08 сентября 2021 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Аксёнова А.С.,

при секретаре судебного заседания Голуб Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области к ИП ФИО1, ФИО2 о возложении обязанности произвести очистку лесного участка, демонтировать оборудование по переработке древесины (две пилорамы),

У С Т А Н О В И Л:

требования мотивированы тем, что должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и региональный экологический контроль с участием должностных лиц Государственного казённого учреждения Свердловской области «Карпинское лесничество» в январе и феврале 2021 года проводились обследования лесного участка, расположенного в выделе 3 квартала 9 Петропавловского участка Петропавловского участкового лесничества Карпинского лесничества, используемого индивидуальным предпринимателем ФИО1

По результатам обследования установлены факты нарушения обязательных требований лесного законодательства, в том числе:

- захламление лесного участка отходами производства от переработки древесины;

- самовольное размещение штабелей древесины различных пород;

- самовольное размещение зданий, оснащённых оборудованием по переработке.

Документы на использование с целью хранения и переработки лесных ресурсов, лесного участка у ИП ФИО1 отсутствуют.

В связи с чем, в отношении ИП ФИО1 в марте 2021г. было вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. ст. 7.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На предъявленную претензию о принятии мер направленных на ликвидацию захламления отходами производства от переработки древесины и размещения штабелей древесины различных хвойных пород на данном лесном участке ответа не последовало, необходимые меры не приняты.

Просит обязать ИП ФИО1 произвести очистку лесного участка от захламления отходами производства от переработки древесины и штабелей древесины различных хвойных пород расположенного в выделе 3 квартала 9 Петропавловского участка Петропавловского участкового лесничества Карпинского лесничества с кадастровым номером 66:60:0000000:159 , демонтировать и удалить с вышеуказанного лесного участка действующее оборудование по переработке древесины (пилорама).

В судебном заседании представитель истца ФИО3 иск поддержал, уточнил, что требование о демонтаже и удалении пилорам предъявлено к ФИО4

Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск признал частично, в части очистки лесного участка от захламления отходами производства от переработки древесины и штабелей древесины различных хвойных пород. В оставшейся части иск не признал. Пояснил, что он осуществляет деятельность в сфере лесозаготовок и переработки древесины. Он использует одну пилораму. Вторая неисправна. Пилорамы принадлежат ФИО2 Участок использует на основании договора аренды с ФИО2 Территория вокруг здания огорожена забором

Представитель ответчика ФИО2ФИО5 в судебном заседании иск признала в части демонтажа и удаления пилорам. Пояснила, что они принадлежат ФИО2 Одна пилорама действующая, вторая – нет.

Представитель третьего лица ГКУ СО «Карпинское лесничество» ФИО6 иск поддержал.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав пояснения представителей, изучив доводы иска, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П, от 07.06.2000 № 10-П, от 02.06.2015 № 12-П).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1614), запрещено засорение леса отходами производства и потребления.

Как следует из дела, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в январе и феврале 2021 года проведено обследование лесного участка, находящегося в выделе 3 квартала 9 Петропавловского участка Петропавловского участкового лесничества Карпинского лесничества с кадастровым номером 66:60:0000000:159.

Данный земельный участок, согласно выписке из ЕГРН, отнесен к землям лесного фонда. На нем находится нежилое здание, принадлежащее ФИО2 Какие-либо права ФИО2 на земельный участок не зарегистрированы.

По результатам обследования земельного участка составлен акт осмотра от 17.02.2021, в котором отражен факт нарушения обязательных требований лесного законодательства, в том числе, захламление лесного участка отходами производства от переработки древесины, самовольное размещение штабелей древесины различных пород. На территории данного лесного участка размещены одна действующая пилорама.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 16.03.2021 № 12-13-08/241, вынесенным должностным лицом лесной охраны, ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно постановлению, ИП ФИО1, в нарушение требований лесного законодательства, использовал лесной участок, расположенный в выделе 3 квартала 9 Петропавловского участка Петропавловского участкового лесничества Карпинского лесничества с кадастровым номером 66:60:0000000:159, для хранения и переработки древесины. Разрешительные документы на использование лесного участка с целью хранения и переработки лесных ресурсов Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области не выдавались. Постановление вступило в законную силу 29.03.2021.

Согласно акту осмотра лесного участка от 12.07.2021 № 2, ФИО1 на основании договора аренды с ФИО4 использует часть нежилого хозяйственного помещения. Размещена ленточная пилорама. Расположены штабели с древесиной различных пород на площади 216 м?. Накопление отходов деревопереработки обнаружено на площади 1 783 м?. ФИО1 произведена уборка отходов деревопереработки на площади 483 м?, убрана складированная древесина на площади 153 м?.

Таким образом, судом установлено, что лесной участок захламлен отходами от переработки древесины. Лицом, виновным в его захламлении, является ИП ФИО9, который в нарушение вышеприведенных норм осуществлял на нем производственную деятельность по переработке древесины.

При таких обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению к ИП ФИО1 в части требований об очистке лесного участка от захламления отходами производства от переработки древесины и штабелей древесины различных хвойных пород.

Поскольку пилорамы принадлежат ФИО2, на него должна быть возложена обязанность по их демонтажу и удалению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность:

- произвести очистку лесного участка от захламления отходами производства по переработке древесины и штабелей древесины различных хвойных пород, находящегося в выделе 3 квартала 9 Петропавловского участка Петропавловского участкового лесничества Карпинского лесничества, с кадастровым номером 66:60:0000000:159.

На ФИО2 возложить обязанность демонтировать и удалить с названного лесного участка оборудование по переработке древесины (две пилорамы).

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ФИО2 в доход бюджета Североуральского городского округа государственную пошлину в размере 3 000 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ АКСЁНОВ А.С.