ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-485/2021 от 20.05.2021 Шатурского городского суда (Московская область)

Дело № 2-485/2021 (УИД 50RS0050-01-2021-000520-54)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области 20 мая 2021 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Родиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на предложенных условиях и соответствующих законодательству Российской Федерации,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику, указывая, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. 18.11.2020 он обратился в ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» с заявлением об организации вывоза ТКО из жилого дома не по централизованной схеме, а по личному договору. Поскольку некоторые пункты договора в редакции ответчика не могли быть приняты к исполнению, 25.12.2020 он направил руководителю подразделения Шатура ФИО2 предложение о корректировке договора, в т.ч. об уточнении нахождения в <адрес> места (площадки) накопления ТКО, в связи с тем, что такая площадка у его дома отсутствует. Однако на его предложение получил отказ.

С учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит обязать ответчика заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях, соответствующих законодательству и предложенных им.

В соответствии со ст. 41 ГПК РФ была произведена замена ненадлежащего ответчика - ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» в лице руководителя подразделения ФИО2 на надлежащего - ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск».

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточнения, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик – представитель ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 92-94).

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.

Как усматривается из материалов дела, 17.12.2020 истцу был направлен подписанный экземпляр типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который предлагалось подписать и направить в адрес ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» или направить мотивированный отказ с указанием предложений о внесении изменений, не противоречащих законодательству Российской Федерации (л.д. 9, 10-13).

25.12.2020 истец обратился в ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» с заявлением о заключении с ним договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором просил исключить из п. 2 проекта договора, п. 1 из информации, изложенной в Приложении № 1 к проекту договора в которых предусматривает накопление им крупногабаритного мусора, поскольку накопление им такого мусора исключается. В п. 4 договора предлагалось, что договор начнет действовать с момента его подписания сторонами. Пункт 6 договора подлежит исключению, как и Приложение № 2, поскольку условия и возможность, как это следует из Приложения № 2, использования выкатных баков определяется региональным оператором самостоятельно в одностороннем порядке. Раздел 3 проекта договора подлежит исключению, поскольку он утратил силу согласно постановлению Правительства от 15.12.2018 № 1572. В разделе 4 п. 12 исключить п. «а», поскольку оператор фактически не имеет возможности проконтролировать объем и массу принятых от него ТКО. Это возможно сделать только при наличии числящихся за ним выкатных баков, либо других емкостей. В п. 13 исключить подпункт «б», поскольку у потребителя при использовании емкостей, принадлежащих оператору, такой возможности не имеется. Исключить подпункт «е», поскольку все вопросы, связанные с использованием условий договора, будут разрешаться им лично. Исключить раздел 5, поскольку ни одной из сторон не предоставляется возможным учесть объем его отходов, помещенных в баки регионального оператора. В разделе 9 п. 26 изложить в следующей редакции «Настоящий договор действует с момента его подписания сторонами до 31.12.2021. Включить в договор пункт о том, что в случае отсутствия потребителя в жилом помещении оператор осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом 8 Правил предоставления услуг. Установить контейнерные площадки, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, соответствующие требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (л.д. 14-15, 32).

В ответ на обращение истца ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» был дан ответ с приведением ссылок на конкретные нормативно-правовые акты о порядке начисления платы за вывоз ТКО, размера тарифа и стоимости услуг (л.д. 16).

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 3, 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 1, 9 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч. 5 ст. 30 ЖК РФ).

Из п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным п. 2 и п. 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны.

Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора от 28 августа 2018 г. с Министерством экологии и природопользования Московской области и во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включающей и городской округ Шатура Московской области, с 1 января 2019 г.

16.10.2018 ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» опубликовало в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности регионального оператора, включающей: городские округа Бронницы, Егорьевк, Жуковский Люберцы, Рошаль, Шатура; муниципальные районы Воскресенский и Раменский Московской области) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д. 64-66).

Согласно условиям публичного договора по вывозу твердых бытовых отходов для населения установлена обязанность ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» регулярно собирать и вывозить бытовые отходы в Городском округе Шатура Московской области. Указанный договор считается заключенным независимо от соблюдения формальный условий (подписи потребителя) и обязателен для исполнения.

По условиям указанного публичного договора следует, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов считается оказанной с момента начала пользования потребителем услугами исполнителя. Факт пользования определяется началом организованного сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Полным и безоговорочным акцептом настоящей публичной аферты является осуществление потребителем первой оплаты, предложенным исполнителем услуг в порядке, определенном в разделе 3 Публичного договора (пункт 1.4). Акцепт оферты означает, что потребитель согласен со всеми положениями настоящего предложения, и равносилен заключению договора об оказании услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (пункт 1.5).

Разрешая требования об обязании ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях, предложенных истцом, судом установлено, что договор на оказание услуг, подготовленный ответчиком, соответствует типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 требованиям гражданского законодательства и не нарушает права истца, тогда как условия договора, предложенные истцом, сформулированы в редакции, отличной от условий типового договора, противоречат Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Истцом не приведено доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что изложение условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции, предложенной ответчиком, нарушает его права или противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на предложенных условиях и соответствующих законодательству Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.

Судья Н.А. Грошева

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2021 Судья Н.А. Грошева