ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-485/2022 от 15.08.2022 Октябрьского районного суда (Ростовская область)

61RS0047-01-2022-000505-96

Дело № 2-485/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2022 года п. Каменоломни

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Дыбаль Н.О.

при секретаре: Костенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области, третьи лица Администрация Октябрьского района Ростовской области, КУМИ Администрации Октябрьского района Ростовской области, ФИО2, УФСГР КиК по Ростовской области о признании недействительными торгов по продаже права аренды земельного участка, договора аренды земельного участка и аннулировании записи ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области о признании недействительными торгов по продаже права аренды земельного участка, договора аренды земельного участка и аннулировании записи ЕГРН, ссылаясь на то, что он, являясь заинтересованным лицом в праве аренды земельного участка с кадастровым , площадью 1455 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> был лишен права участия в аукционе из-за грубых нарушений требований законодательства, допущенных при его проведении. В обоснование иска указал, что 27.01.2022 г. Администрацией Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области был проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка сроком на 3 года, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование бытовое обслуживание, с начальной минимальной ценой 8 730000 рублей. 27 января 2022 г. победителем признан ФИО2 08.02.2022 г. между Администрацией Каменоломненского городского поселения и ФИО2 заключен договор аренды № 185/12.

Истец является заинтересованным лицом в праве аренды указанного участка, поскольку спорный земельный участок находится между двумя другими земельными участками, по <адрес>, которые находятся в его собственности. Ранее, 07.02.2019 г., поскольку он является заинтересованным лицом в приобретении права аренды, им было направлено заявление о предоставлении спорного земельного участка, расположенного по адресу <адрес> ему в аренду. Однако 04.03.2019 г., в его адрес было направлено письмо об отказе в проведении процедуры аукциона.

Согласно п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте РФ в сети «Интернет», не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о данной процедуре отсутствовала. Кроме того, публикация в газете была сделана в период предпраздничных выходных дней с 01.01. по 10.01.2022г. С 01.01.2022 г. официальный сайт для размещения закупок сменился и в период не рабочих дней проводились профилактические работы, поэтому даже при размещении информации, она доступна не была, чем был ограничен круг участников.

В нарушение требований п.4 ст. 39.11 ЗК РФ о необходимости получения информации о возможности подключения (технического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения) (за исключением сетей электроснабжения) предусмотренной законодательством РФ о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий технические условия ПАО «Газпром газораспределения г. Ростов-на-Дону» по адресу: <адрес> не выдавались, запрос в ГУП РО УРС на получение технических условий о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения направлен 16.02.2022 г., т.е. после проведения процедуры аукциона и заключении контракта. Истец обращался с жалобой в Управление федеральной антимонопольной службы по РО на действия Администрации Каменоломненского городского поселения, однако рассмотрение жалобы было прекращено в связи с пропуском им срока обжалования, установленного ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Просит суд признать недействительными торги по продаже права аренды земельного участка, договора аренды земельного участка и аннулировании записи ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым , площадью 1455 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

Впоследствии истец дополнил обоснования исковых требований, указав на то, что при подготовке к аукциону, ответчик в течение трех рабочих дней вынес постановления и произвел регистрационные действия по вопросу изменения вида и разрешенного использования спорного земельного участка, а именно 15.12.2021 г. вынес постановление № 111 « Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного в <адрес>, выписка ИЗ ЕГРН об объекте недвижимости получена 17.12.2021 г., 20.12.2021 г. вынесено Постановление № 121 от 20.12.2021 г. « О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка сроком на 3 года». Таким образом, ответчик изменил вид разрешенного использования с «дороги, озеленение и благоустройство» на «бытовое обслуживание», при этом подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения. Изменение вида разрешенного использования правообладателем не должно ухудшать или вредить интересам граждан. Информация о возможности технических присоединений указана на основе ответов, полученных в 2019 г. для участка с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». Информация о процедуре торгов спорного земельного участка в 2019 году проходила на иных условиях, с разрешенным видом использования «односекционные жилые дома», имелись соответствующие технические условия подключения, срок действия которых истек в декабре 2021 года. Таким образом, на момент публикации информации о торгах 21.12.2021 г., не было ни одного действующего технического условия. При этом в разъяснениях Федеральной Антимонопольной службе РФ от 23.12.2019 г. указано об обязательности наличия в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения ( технического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Информация о торгах на официальном сайте Администрации Каменоломненского городского поселения в разделе «Торги» не размещалась, в других возможных разделах «Объявления» информации о проведении процедуры аукциона так же нет. В настоящее время, когда после проведения технических работ сайт работает корректно, информация отображается. Извещение о проведении аукциона не соответствует требованиям законодательства, заключение Администрацией договора с нарушением процедуры проведения аукциона привело к нарушению его прав. Таким образом, ответчиком были нарушены интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участников аукциона, которые, обладая соответствующей информацией, могли бы принять участие в аукционе.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области оставил ФИО4 возражал против удовлетворения требований, просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление от 27.04.2022 №645, в которых указал, что в соответствии со ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ, в аренду могут быть переданы земельные участки. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.

Согласно п. 2 ст. 22 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ), земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются (в том числе) на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ, Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГрК РФ), полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Согласно ч. 2 ст. 30 ГК РФ, Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 ГК РФ, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе, а не обязан, объявлять аукцион по предоставлению в аренду или продаже земельного участка по заявлению физических или юридических лиц.

Так же, орган местного самоуправления, как уполномоченный законом, определяет основные направления застройки земельных участков в границах поселения, устанавливая (и изменяя) виды их разрешенного использования.

Руководствуясь вышеизложенными нормами, Администрация Камено-ломненского городского поселения 15.12.2021 изменила вид разрешенного земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым площадью 1455 кв.м, адрес (местоположение): Россия, <адрес>: с «дороги, зеленые насаждения общего пользования» на: «бытовое обслуживание», и 20.12.2021 приняла постановление № 121 «О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка сроком на 3 года».

На основании указанного постановления Администрации Каменоломненского городского поселения № 121 от 20.12.2021, организатор аукциона - Администрация Каменоломненского городского поселения, согласно требованиям п. 19, 20 ст. 39.12 ЗК РФ опубликовала извещения о проведении аукциона № 211221/0096057/01 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), и в газете «Сельский вестник» от 22.12.2021 № 98 (2436).

Согласно п. 1 Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" - определить адрес сайта государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

С 01.01.2022 на основании Постановления Правительства РФ от 19.11.2020 N 1876 "Об определении адреса сайта государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ГИС ТОРГИ) введена в эксплуатацию ГИС ТОРГИ. При этом, введение ГИС ТОРГИ осуществляется поэтапно: до 01.10.2022 одновременно функционируют два сайта https://torgi.gov.ru эксплуатация обеспечивается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; https://torgi.gov.ru/new/public эксплуатация обеспечивается Федеральным казначейством. Данный сайт предназначен для проведения торгов в электронном виде. С 01.10.2022 ФИО5 прекратит эксплуатацию официального сайта и полностью интегрируется с сайтом, эксплуатируемым Федеральным казначейством (из адреса уберется /new/ ).

Таким образом, информация о торгах, объявленных до 01.01.2022 размещается только на сайте www.torgi.gov.r, а на сайте https://torgi.gov.ru/new/, на котором пытался найти информацию заявитель, не размещается.

Согласно указанного извещения срок подачи заявки на участие в аукционе установлен с 8:00 ч. 22.12.2021 до 17:00 ч. 24.01.2022, т.е. 34 дня. Аукцион был назначен на 27.01.2022 (т.е. от момента начала подачи заявок на участие в аукционе до момента аукциона 37 дней). При этом, согласно п. 19, 20 ст. 39.11 ЗК РФ, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Согласно п. 4 ст. 39.12 ЗК РФ, прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, Земельным Кодексом РФ установлен минимальный срок подачи документов на участие в аукционе – 25 дней. В организованном Администрацией Каменоломненского городского поселения аукционе это срок значительно превышен, чем в свою очередь были компенсированы праздничные новогодние дни.

В период подачи заявок на участие в аукционе было подано две заявки. Оба заявителя допущены к участию в аукционе. 27.01.2022 в ходе аукциона победителем признан ФИО2 и во исполнение положений п. 20 ст. 39.12 ЗК РФ, 08.02.2022 между Администрацией Каменоломненского городского поселения (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключен оспариваемый договор аренды земельного участка № 185/12.

Администрация Каменоломненского городского поселения использовала информацию о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, полученную при подготовке аукциона в 2019 году, т.к. она была актуальна.

В установленном законом порядке извещение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте, определенном Правительством РФ и в газете «Сельский вестник». Согласно постановлению Администрации Каменоломненского городского поселения от 20.12.2021 № 121, на основании п. 9 ст. 39.11 ЗК РФ - аукцион является отрытым (т.е. любое лицо имеет право подать заявку). Земельный кодекс РФ не предусматривает проведение закрытых аукционов. При этом, если руководствоваться аналогией права, то в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели (п. 1 ст. 448 ГК РФ). Направление Администрацией Каменоломненского городского поселения ФИО1 отдельного сообщения о проведении аукциона в отношении рассматриваемого земельного участка (т.е. распространение информации о конкурсе иными способами, чем предусмотрено ЗК РФ) нарушило бы принцип открытости аукциона и являлось бы согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию. Таким образом, в действиях организатора аукциона – Администрации Каменоломненского городского поселения при проведении торгов по извещению № 211221/0096057/01 нарушения закона, а так же нарушение прав и интересов заявителя отсутствуют.

Представитель третьего лица КУМИ Администрации Октябрьского района Ростовской области ФИО6, действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, указав на необоснованность требований истца. В обоснование возражений по делу представила письменные возражения, в которых указала следующее.

В границах муниципального образования «Каменоломненское городское поселение» Октябрьского района расположен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, из земель населенных пунктов, с кадастровым , площадью 1455,0 кв.м., адрес: <адрес>, вид разрешенного использования - «бытовое обслуживание».

В соответствии с ч.1 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Администрация Каменоломненского городского поселения Октябрьского района правомочна на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

20.12.2021 года, в целях вовлечения в хозяйственный оборот свободных земельных участков и пополнения доходной части бюджета, администрацией Каменоломненского городского поселения Октябрьского района принято решение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым . Решение принято в форме постановления Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района от 20.12.2021 № 121.

Действующее законодательство Российской Федерации не наделяет собственников земельных участков, которые являются смежными по отношению к участкам, реализуемым органами местного самоуправления путем проведения торгов по продаже прав на них, преимущественными правами на данные участки, либо правами на безусловное участие в таких торгах. Обратное повлекло бы нарушение конкуренции.

Часть 3 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ регулирует порядок действий органа местного самоуправления по подготовке торгов, согласно которой заинтересованные лица не вправе осуществлять вмешательство в действия органа местного самоуправления на данном этапе. Пункт 4 части 3 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ не содержит формулировки обязывающей совершить конкретные действия, а носит информативное значение, поскольку информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в обязательном порядке включается в извещение о проведении торгов. До момента принятия решения от 20.12.2021 о проведении открытого аукциона администрация Каменоломнеснкого городского поселения Октябрьского района уже проводила торги по продаже прав на данный участок, следовательно, располагала необходимой информацией о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и правомочно воспользовалась данной информацией повторно. Кроме того, на этапе принятия решения о проведении торгов по продаже прав на земельные участки органы местного самоуправления не определяют условия о том, каких именно параметров объект будет построен на данном участке, следовательно, доводят до сведения широкого круга лиц (потенциальных претендентов на право аренды) лишь данные о том, что точки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в принципе имеются в наличии либо нет. Конкретные технические условия выдаются непосредственно арендатору, с учетом заявленных им параметров и характеристик объекта, таким образом, отсутствие подтверждения обращения органа местного самоуправления к ресурс снабжающим организациям с заявлениями о технологическом присоединении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, не может являться основанием для признания торгов недействительными.

В соответствии с положениями ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в газете «Сельский вестник» от 22.12.2021 (№98 (2436)) и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (http://torgi.gov.ru, извещение о проведении торгов № 211221/0096057/01) размещено извещение о проведении открытого аукциона по продаже права аренды на земельный участок с кадастровым номером 61:28:0120106:447.

С даты публикации извещения о проведении торгов, у неограниченного круга лиц было 34 дня для ознакомления с извещением и подачи заявок на участие в торгах, следовательно, сроки информирования не нарушены, действующим законодательством не предусмотрено, что при расчете сроков из исчисляемого периода исключаются праздничные дни, либо дни, в которые на официальном сайте проводились технические либо профилактические работы. Наличие общедоступных информационных извещений о проведении торгов опровергает довод истца о том, что информация о проведении торгов скрывалась. Ссылка на отсутствие на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов информационного извещения, а также о публикации недостоверных сведений о наличии технических условий подключения ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения опровергается аукционной документацией. Аукцион по продаже права аренды на земельный участок с кадастровым номером 61:28:0120106:447 состоялся 27.01.2022 года, к участию в нём допущено два претендента. Последнее предложение, в размере 977760,00 рублей ежегодной арендной платы, поступило от ФИО2. По итогам заключен договор аренды, который в настоящее время зарегистрирован в установленном законом порядке.

Третье лицо ФИО2, его представитель ФИО7, возражали против удовлетворения требований, просили в иске отказать.

Истец ФИО1, представители Администрации Октябрьского района Ростовской области УФСГР КиК по РО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В развитие названного конституционного положения Гражданский кодекс Российской Федерации, формулируя основные начала гражданского законодательства, определяет, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, на основе принципа свободы договора (пункты 1 и 2 статьи 1). По смыслу положений статьи 447 ГК Российской Федерации одним из способов заключения договора является проведение аукциона.

На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.

В случае предоставления земельного участка в аренду, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заключается на торгах. Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 ЗК РФ).

Судом установлено, что земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым , площадью 1455,0 кв.м., адрес: <адрес>, вид разрешенного использования - «бытовое обслуживание», относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

С силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского поселения, осуществляется органом местного самоуправления такого городского поселения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

В силу части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Постановлением администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района от 20.12.2021 № 121 в целях вовлечения земель в гражданско-правовой оборот и пополнения доходной части бюджета, принято решение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:28:0120106:447.

В соответствии с частями 19 и 20 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, а также в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка.

Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Учитывая положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2020 N 1876 "Об определении адреса сайта государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ГИС ТОРГИ) информация о торгах, объявленных до 01.01.2022 размещается только на сайте www.torgi.gov.ru.

Из материалов дела установлено, что в соответствии с указанными положениями статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, администрацией Каменоломненского городского поселения Октябрьского района в газете «Сельский вестник» от 22.12.2021 (№98 (2436)) и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (http://torgi.gov.ru, извещение о проведении торгов № 211221/0096057/01) размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым .

Материалами дела подтверждено содержание в извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:28:0120106:447 сведений, определенных частью 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Срок подачи заявок для участия в аукционе составлял 34 дня, с 22.12.2021 до 24.01.2022. Доказательств проведения регламентных технических работ и иных сбоях работы сайта в срок, установленный с момента публикации извещения до момента подачи заявок для участия в аукционе, в материалы дела не представлено.

Аукцион по продаже права аренды на земельный участок с кадастровым состоялся 27.01.2022 года.

По итогам аукциона победителем признан ФИО2, с которым заключен договор аренды земельного участка № 185/12 (запись обременения в виде аренды в ЕГРН от 08.02.2022).

Аукцион по продаже права аренды на земельный участок с кадастровым организован и проведен в соответствии с нормами действующего законодательства.

Пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Согласно пункту 2 названной статьи признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. При этом, исходя из положений частей 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации право на обжалование результатов конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, принадлежит только участнику

В силу статьи 166 и 449 Гражданского кодекса Российской Федерации право на обращение в суд с иском об оспаривании торгов и сделки, заключенной по их результатам, предоставлено заинтересованному лицу. Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы нарушены в процессе организации и проведения торгов.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.12.1993 N 32 с требованием о признании недействительными результатов конкурса или аукциона (протокола конкурсной комиссии или протокола о результатах аукциона) могут обращаться в арбитражный суд не только участники конкурса или аукциона, но и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе).

При этом, незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе) может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными.

Обращение с требованием о признании недействительными результатов конкурса обусловлено наличием материально-правовой заинтересованности обратившегося в суд лица за защитой права, иное противоречило бы принципам судопроизводства и нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению. Аналогичное правовое толкование дал Конституционный суд РФ в пункте 2 Определения от 16.07.2009 N 739-О-О.

В процессе рассмотрения дела истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств наличия защищаемого им права или интереса, свидетельствующих о его заинтересованности. Пояснения о том, что в 2019 году ФИО1 участвовал в торгах по спорному участку и используемые им земельные участки являются смежными со спорным, не могут свидетельствовать о наличии защищаемого права и интереса.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса РФ основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права, что предусмотрено частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ. Избранный истцом способ защиты прав должен позволить привести стороны в первоначальное положение, восстановить нарушенное право.

В свою очередь, стороной истца суду не представлено доказательств отказа администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района в его участии в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:28:0120106:447, а также нарушения его прав и законных интересов.

Пояснения истца о том, что Администрация Каменоломненского городского поселения использовала информацию о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, полученную при подготовке аукциона в 2019 году, не могут быть признаны существенными обстоятельствами для признания торгов недействительными, поскольку никаких сведений о том, каким образом эти действия повлияли на результаты торгов, а так же на возможность ФИО1 участвовать в торгах, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания необоснованным проведения аукциона от 27.01.2022 года по праву аренды земельного участка с кадастровым , площадью 1455 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а соответственно и оснований для признании недействительными договора, заключенного с победителем аукциона ФИО2 в отношении предмета аукциона договора аренды № 185/12 земельного участка с кадастровым , площадью 1455 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат отклонению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области, третьи лица Администрация Октябрьского района Ростовской области, КУМИ Администрации Октябрьского района Ростовской области, ФИО2, УФСГР КиК по Ростовской области о признании недействительными торгов по продаже права аренды земельного участка, договора аренды земельного участка и аннулировании записи ЕГРН, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме, с 22.08.2022г.

Судья: Н.О.Дыбаль