ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-485/2022 от 22.08.2022 Райчихинского городского суда (Амурская область)

Производство № 2-485/2022 года

УИД: 28RS0015-01-2022-000643-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2022 года г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шороховой Н.В.

при секретаре Дениско Д.О.,

с участием: истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н.,

ответчика ООО «Велес» ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области к ООО «Велес» о возложении обязанности по разработке и направлению на согласование программы производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в территориальном органе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор г. Райчихинска Амурской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области, обратился в суд с иском к ООО «Велес» о возложении обязанности по разработке и направлению на согласование программы производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в территориальном органе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, просил суд обязать ответчика разработать и направить на согласование программу производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что ООО «Велес» на основании лицензии, выданной Государственной жилищной инспекции Амурской области, осуществляет деятельность по управлению 19 многоквартирными жилыми домами на территории г. Райчихинска Амурской области, включающую в себя содержание общедомового имущества, инженерных домовых сетей холодного и горячего водоснабжения многоквартирных домов, а также контроль и обеспечение предоставления жильцам многоквартирных домов, коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения надлежащего качества.

ООО «Велес» предоставлено право заключения договоров на поставку коммунальных услуг и других хозяйственных договоров, связанных с эксплуатацией домов. Таким образом, ООО «Велес» является юридическим лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам многоквартирных домов в г. Райчихинске Амурской области, коммунальных услуг и, как эксплуатирующая систему водоснабжения, обязана осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно разработать соответствующую производственную программу. В ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что ООО «Веелес» программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в многоквартирных домах, находящемся на обслуживании ООО «Велес», не согласовало в Роспортебназдоре.

В судебном заседании истец помощник прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткин А.Н. требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении. Просил суд обязать ответчика разработать и направить на согласование программу производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ООО «Велес» - ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объеме. Порядок и последствия признания иска разъяснены и понятны.

Представители 3-х лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роспотребнадзора по Амурской области, ТО в г. Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, администрации г. Райчихинска Амурской области в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке участников процесса, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.

Выслушав истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н., ответчика представителя ООО «Велес» ФИО1 учитывая его заявление о полном признании иска, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) на юридических лиц возложена обязанность выполнения требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Пунктом 2 статьи 19 указанного закона предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (часть 1).

Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2).

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5).

Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, которыми установлен порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.

Согласно пункту 5 Правил производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

По смыслу приведенных правовых норм, ответчик, управляя многоквартирными жилыми домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязан обеспечить предоставление гражданам, проживающим в этих домах, коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги холодного водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества холодной воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.

В силу положений ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статьей 32 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (часть 1); производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 2); лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (часть 3).

Частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», производственный контроль включает: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (п. 2.4). Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах) (пп. «в» п. 4.1).

Согласно ст. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, судом принято признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований, которые с учетом исследованных доказательств, подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом объема предстоящих работ и их социальной значимости суд считает разумным срок выполнения работ, предложенный прокурором в течение 2-х месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 РФ,

Р Е Ш И Л :

удовлетворить заявленные прокурором г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области исковые требования к ООО «Велес» в полном объеме.

Обязать ООО «Велес» разработать и направить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Амурской области ТО в г. Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах программу производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в течение 2-х (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья Н.В. Шорохова.