ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-485/22 от 11.01.2022 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0001-02-2021-006219-62

Дело № 2-485/22

Решение

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года гор. Нальчик

Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С., с участием представителя ответчика по доверенности от 06.09.2021 года ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Аэрокомплекс» о признании незаконным эксплуатацию аэродрома в отсутствие сертификата, возложении обязанности провести мероприятия, направленные на получение сертификата соответствия на аэродрома

Установил:

Нальчикский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском и просит признать незаконным эксплуатацию ООО «Аэрокомплекс» аэродрома Нальчик в отсутствие сертификата аэродрома.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Аэрокомплекс» провести все мероприятия, направленные на проведение сертификации аэродрома Нальчик, путем: разработки доказательственной документацией о соответствии аэродрома требованиям ФАП-262; заключения договора на сертификацию аэродрома с подведомственным Федеральному агентству воздушного транспорта центром по сертификации; подачи заявки на проведение сертификации аэродрома Нальчик; получения сертификата аэродрома Нальчик.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Нальчикской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства об авиационной безопасности и сертификации аэродрома в ООО «Аэрокомплекс» по результатам которого выявлены нарушения требований указанного законодательства.

При проведении анализа исполнения ООО «Аэрокомплекс» воздушного законодательства установлено, что срок действия сертификата соответствия аэродрома Нальчик, выданного комиссией по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета, истек 31.03.2020.

При этом, до настоящего времени, то есть на протяжении полутора лет, ООО «Аэрокомплекс» эксплуатирует аэродром Нальчик в отсутствие сертификата аэродрома, для получения которого в нарушение приведенных выше норм федерального законодательства обществом даже не подана заявка для сертификации аэродрома Нальчик, поскольку не подготовлены и не разработаны документы, предусмотренные п. 4 ФАП-415.

В целях устранения выявленных нарушений закона генеральному директору ООО «Аэрокомплекс» Нальчикским транспортным прокурором 26.07.2021 внесено представление № 23/1-3-2020/Прдр 1-21.

Как следует из ответа ООО «Аэрокомплекс» от 04.08.2021 на данное представление, устранение нарушений воздушного законодательства по сертификации аэродрома Нальчик планируется осуществить, однако документы до настоящего времени не подготовлены. Заявка на сертификацию аэродрома Нальчик в Федеральное агентство воздушного транспорта не направлена, договор на проведение сертификации с подведомственным Росавиации центром по сертификации не заключен. Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконной эксплуатации ООО «Аэрокомплекс» аэродрома Нальчик в отсутствие его сертификации.

Таким образом, ответчиком к настоящему времени указанные нарушения закона добровольно не устранены.

Вместе с тем, отсутствие сертификата аэродрома Нальчик влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, которые могу находиться в аэропорту г. Нальчик, в воздушных судах, осуществляющих взлет и посадку на аэродроме Нальчик, а также лиц, находящихся в непосредственной близости от аэропорта, поскольку в случае ненадлежащего оборудования и содержания аэродрома, что возможно в отсутствие сертификата, могут произойти авиационные события, влекущие за собой причинение вреда жизни, здоровью, причинение материального ущерба неопределенному кругу лиц.

В судебном заседании представитель Нальчикской транспортной прокуратуры не явился.

Представитель ответчика ООО «Аэрокомплекс» по доверенности от 06.09.2021 года ФИО1, с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что ими предпринимаются необходимые меры по проведению обязательной сертификации аэродрома, которая не завершена по объективным причинами.

Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ аэродромы, аэропорты подлежат обязательной сертификации.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.

Пунктами 1, 2 ст. 48 Воздушного кодекса РФ установлено, что аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации этих аэродромов и аэропортов, их оборудования и перечень этого оборудования определяются федеральными авиационными правилами. Требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.

Распоряжением Министерства транспорта РФ от 24.06.2002 г. N НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации. Согласно п. 4 данной Номенклатуры аэродромы (вертодромы) подлежат обязательной сертификации; требования к этим объектам гражданской авиации установлены Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденными приказом ФСВТ РФ от 06.05.2000 г. N 121, и Федеральными авиационными правилами "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденными приказом ФСВТ РФ от 24.04.2000 г. N 98.

Как указано в п. п. 1.1, 1.2, 1.4 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных приказом ФСВТ РФ от 06.05.2000 г. N 121, настоящие Федеральные авиационные правила обязательной сертификации организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации, разработаны в соответствии с действующими и нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности полетов, сертификации в гражданской авиации.

Обязательная сертификация в области по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации проводится в целях: создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации; обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности; защиты интересов пассажиров при пользовании услугами воздушного транспорта.

Вышеуказанные правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Пунктом 1.10 вышеуказанных правил установлено, что сертификат соответствия - документ, выданный по правилам Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации для подтверждения соответствия сертифицированного юридического лица установленным требованиям.

В соответствии с п. п. 1.12, 1.18 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных приказом ФСВТ РФ от 24.04.2000 г. N 98 в соответствии с установленным порядком к объектам и оборудованию аэропортов, подлежащим обязательной сертификации, относятся, в частности, аэродромы. Эксплуатация аэропорта без действующего сертификата соответствия гражданином или юридическим лицом не допускается.

С 2013 года главным оператором международного аэропорта Нальчик является ООО "Аэрокомплекс". Авиапредприятию Межгосударственным авиационным комитетом был выдан сертификат № 056 А-М на аэродром Нальчик, удостоверяющий, что аэродром соответствует сертификационным требованиям и пригоден для международных полетов со сроком действия сертификата до 31 марта 2020 года.

Таким образом, аэродром Нальчик, с апреля месяца 2020 года эксплуатируется с просроченным сроком действия сертификата соответствия.

Нарушения требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ООО "Аэрокомплекс" своих обязанностей, что нарушает права пассажиров пользующих услугами воздушного транспорта лиц на качественное и полное предоставление услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, не исключает сбои в работе транспортной системы.

На основании статьи 48 Воздушного кодекса РФ Министерством транспорта Российской Федерации утверждены Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" (приказ от 25 августа 2015 года N 262).

Приказом Минтранса России от 07.10.2020 N 415 утверждены Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов" (далее - Правила), которые распространяются на аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов (далее - аэродромы).

Для сертификации аэродрома заявителем в Росавиацию подается заявка. Заявка и прилагаемые к ней документы представляются непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Итоги сертификации подлежат оформлению в виде комплексного заключения. Комплексное заключение оформляется и утверждается Центром по сертификации и направляется в Росавиацию почтовым отправлением и по электронной почте.

На основании комплексного заключения Росавиацией оформляется решение о выдаче сертификата соответствия аэродрома или решение об отказе в выдаче сертификата соответствия аэродрома.

С учетом приведенных норм материального права, любой аэродром, внесенный в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, должен иметь свидетельство о годности аэродрома к эксплуатации и сертификат соответствия; отсутствие сертификата соответствия является нарушением ст. 48 Воздушного кодекса РФ.

Поскольку аэродром Нальчик включен в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации № 14-125 от 01.07.2017 г.), то в соответствии со ст. ст. 8, 48 Воздушного кодекса РФ он должен иметь сертификат соответствия.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Аэрокомплекс» удовлетворить.

Признать незаконным эксплуатацию ООО «Аэрокомплекс» аэродрома Нальчик в отсутствие сертификата аэродрома.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Аэрокомплекс» провести все мероприятия, направленные на проведение сертификации аэродрома Нальчик, путем: разработки доказательственной документацией о соответствии аэродрома требованиям ФАП-262; заключения договора на сертификацию аэродрома с подведомственным Федеральному агентству воздушного транспорта центром по сертификации; подачи заявки на проведение сертификации аэродрома Нальчик; получения сертификата аэродрома Нальчик.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в течение одного месяца в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд, со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение будет изготовлено, и стороны могут его получить 17 января 2022 года с 16 часов.

Судья Безроков Б.Т.