ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4860/13 от 20.12.2013 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-4860/13Р Е Ш Е Н И Е  Именем Российской Федерации

 20 декабря 2013 г. г. Химки Московской области

 Химкинский городской суд Московской области в составе:

 судьи Тягай Н.Н.,

 при секретаре Дубовой А.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СмО.ева О. В., Гончаровой В. Н., Пермяковой А. С., Тишкова С. В., Изотовой Л. П., Дворянова С. Ю., Бубеева Ю. А. к Администрации г.о. Химки Московской области, ООО «Эталон», ООО «ИКЕА МОС», о признании недействительными разрешения на строительство, договоров уступки прав и обязанностей по договорам аренды, применении последствий недействительности сделки, приведении в первоначальное состояние земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

 СмО.ев О.В., Гончарова В.Н., Пермякова А.С., Тишков С.В., Изотова Л.П., Дворянов С.Ю., Бубеев Ю.А. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Химки Московской области, ООО «Эталон», ООО «ИКЕА МОС», которым с учетом его уточнения просили суд признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента выдачи разрешение на строительство № № от /дата/ г.; признать недействительными договора уступки прав и обязанностей от /дата/ по договорам аренды за № /дата/ г., применить последствия недействительности сделки, обязав ответчиков привести в первоначальное, существовавшее до момента нарушения прав истцов, состояние земельные участки: с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., и восстановить существовавшую до передачи земельных участков парковку.

 В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются собственниками квартир и проживаю в домах № и № по <адрес>. /дата/ ООО «Эталон» Администрацией г.о. Химки Московской области было выдано разрешение на строительство № многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, расположенными на земельном участке с кадастровыми номерами № и № в <адрес>. Указанное разрешение истцы считали незаконным и не порождающим правовых последствий с момента выдачи по следующим основаниям: во-первых, комплект проектной документации не соответствует установленным правилам – требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки территории, который в настоящее время отсутствует. Во-вторых, приобретая в собственность квартиры, истцы рассчитывали на определенный уровень комфорта и совокупность объектов социальной инфраструктуры, рассчитанную с учетом методики, определенной в Постановлении Правительства РФ от 19.10.1999 г. Учитывая строящийся многоквартирный жилой дом, в <адрес> будет проживать более 40 тыс. человек, которые не будут обеспечены объектами социальной инфраструктуры. В-третьих, материально-правовой интерес истцов затронут также тем, что не проводился аукцион в соответствии с законодательством, следовательно, бюджет г.о. Химки недополучил денежные средства в виде платежей за право участия в аукционе, платежей, уплачиваемых победителем аукциона. Оспариваемые договора уступки, по мнению истцов, заключены без соблюдения правил, установленных законодателем в части обязательного проведения аукциона, и в соответствии с требованиями ст.168 ГК РФ являются недействительными. Кроме того, истцы не согласовывали границы земельных участков, право аренды которых переуступлено ООО «Эталон».

 В судебном заседании истцы СмО.ев О.В., Дворянов С.Ю., представитель истцов по доверенности Герасимов С.В. поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

 Ответчики – представители ООО «Эталон» по доверенности Сумаронова Н.В., Скрынник Д.В. в судебном заседании категорически возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменные возражения, которыми просили суд применить срок исковой давности к требованиям о признании недействительным и не порождающим правовых последствий с момента выдачи разрешение на строительство № от /дата/ г., поскольку информация о выдаче оспариваемого разрешения была доведена надлежащим образом до сведения общественности, истцы имели возможность ознакомиться с проектной декларацией в информационно-телекоммуникационной сети интернет на официальном сайте застройщика, со дня размещения информации и до момента обращения истцов с заявлением об оспаривании данного разрешения прошло более трех месяцев, что свидетельствует о пропуске заявителями срока на обращение в суд.

 Ответчики – представители Администрации г.о. Химки Московской области, ООО «ИКЕА МОС» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.

 Дело с учетом мнения участников процесса рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков - Администрации г.о. Химки Московской области, ООО «ИКЕА МОС» в порядке ст.167 ГПК РФ.

 Суд, выслушав объяснение участников процесса, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, изучив материалы дела № по заявлению Заднепровской А.В., Винокуровой С.А., ООО «Эталон» об оспаривании Постановления администрации г.о. Химки от 01.11.2012 г. №1671 «О признании недействующими муниципальных правовых актов», считает необходимым отказать в удовлетворении иска в полном объеме по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 В судебном заседании установлено:

 Постановлением Администрации г.о. Химки Московской области от /дата/ № в результате раздела земельного участка площадью <данные изъяты> кв. образован участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м., который передан ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» в аренду сроком до /дата/ г.

 Суд отмечает, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., образован в результате раздела земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером № предоставленного Компании «ИКЕА Ханим Лтд.» в аренду сроком на 49 лет для строительства и эксплуатации коммерческого центра и жилых строении на основании постановления Главы Химкинского района Московской области от 11.02.1998 г. №.

 /дата/ между Администрацией г.о. Химки Московской области и ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» был заключен договор аренды земельного участка № в соответствии с которым арендатору во временное владение и пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, из категории земель: «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «для строительства и эксплуатации коммерческого центра и жилых строений», общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

 В соответствии с п. 2.1 Договора № участок предоставляется в аренду сроком до /дата/

 Земельный участок с кадастровым номером № передан от арендодателя арендатору по акту приема – передачи земельного участка от /дата/

 Участок с кадастровым № № площадью <данные изъяты> кв. м. образован в результате раздела земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, который первоначально был предоставлен в аренду ООО «Вилар» на основании договора аренды земельного участка № от /дата/ для размещения автостоянки сроком на 49 лет.

 Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от /дата/ № № изменен вид разрешенного использования участка с «размещение автостоянки» на «строительство многофункционального торгово-сервисного комплекса».

 По договору о передаче прав и обязанностей № от /дата/ право аренды участка перешло к ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)». Постановлением администрации городского округа Химки от 14.11.2011 № 1657 в результате раздела земельного участка площадью № кв. м. образован участок с кадастровым номером № площадью № кв. м.

 Так же, /дата/ между Администрацией г.о. <адрес> и ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» был заключен договор аренды земельного участка № №, в соответствии с которым арендатору во временное владение и пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, из категории земель: «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «для строительства многофункционального торгово-сервисного комплекса», общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

 В соответствии с п. 2.1 Договора № участок предоставляется в аренду сроком до /дата/

 Земельный участок с кадастровым номером № передан от арендодателя арендатору по акту приема – передачи земельного участка от /дата/ г.

 /дата/ между ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» и ООО «Эталон» были заключены договора уступки прав и обязанностей по Договорам № № и № № от /дата/ аренды земельных участков с кадастровыми номерами № и № соответственно, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для строительства многофункционального торгово-сервисного комплекса».

 Постановлением Администрации г.о. Химки Московской области от 14.03.2012 г. № 372 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, №» был изменен вид разрешенного использования следующих земельных участков:

 - земельный участок по адресу: <адрес>, площадью № кв.м, с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, принадлежащий ООО «Эталон» на праве аренды в соответствии с Договором от /дата/ уступки прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка
№ от /дата/ г., с «для строительства многофункционального торгово-сервисного комплекса» на «для жилищного строительства»;

 - земельный участок по адресу: <адрес>, площадью № кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, принадлежащий ООО «Эталон» на праве аренды в соответствии с Договором от /дата/ уступки прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка № № от /дата/ г., с «для строительства и эксплуатации коммерческого центра и жилых строений» на «для жилищного строительства».

 Постановление Администрации городского округа Химки от /дата/ № «О проведении публичных слушаний по Проекту планировки и Проекту межевания территории <адрес>» официально опубликовано /дата/ в газете «Химкинские новости» №

 Согласно протоколу № публичные слушания по Проекту планировки территории участков были проведены /дата/ г.

 Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Химкинские новости» № от /дата/ и размещено в сети Интернет на официальном сайте Администрации городского округа Химки.

 Постановлением Администрации г.о. Химки Московской области № от /дата/ были утверждены Проект планировки и Проект межевания территории <адрес>

 Строительство многоквартирного жилого дома на земельных участках площадью <данные изъяты> кв.м. согласовано с Правительством Московской области: Министерством строительного комплекса Московской области (решение коллегии № от /дата/ г.), Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области (письмо от 29.05.2012 №3/763), Межведомственной Комиссией по градостроительному регулированию и организации территории Московской области, что подтверждается выпиской из протокола № 10 заседания Комиссии от 31.05.2012 г.

 ООО «Эталон» была разработана проектная документация на объект капитального строительства в виде многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: <адрес>

 Постановлением Администрации г.о. Химки Московской области № от /дата/ был утвержден градостроительный план № от /дата/ земельных участков общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес>

 ООО «Эталон», выступающим застройщиком земельных участков с кадастровыми номерами №, №: разработана проектная документация на строительство жилого многоквартирного дома, на которую получено положительное заключение негосударственной экспертизы № от /дата/ г.; технические условия ОАО «Химкинский водоканал» № от /дата/ на присоединение проектируемого жилого дома к сетям водопровода и канализации.

 /дата/ ООО «Эталон» выдано разрешение № на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по указанному выше адресу.

 ООО «Эталон» заключены договора долевого участия в инвестировании строительства многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: <адрес>

 /дата/ Администрацией г.о. Химки Московской области принято Постановление № «О признании недействующими муниципальных правовых актов Администрации городского округа Химки».

 Указанным Постановлением признаны недействующими муниципальные правовые акты: постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 14.03.2012 г. № 372 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, №», и постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 21.05.2012 г. № 811 «Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания территории <адрес>

 При этом в пункте 3 данного постановления заместителю Главы городского округа Химки поручено обеспечить в установленном порядке прекращение действия разрешительной документации на строительство объекта.

 Так на основании оспариваемого постановления отозвано выданное ООО «Эталон» разрешение на строительство № от /дата/ г., что подтверждается Приказом первого заместителя Главы Администрации городского округа Химки Московской области от /дата/, и прекращено действие Градостроительного плана земельного участка ООО «Эталон» № от /дата/ г., что подтверждается Приказом первого заместителя Главы Администрации городского округа Химки Московской области от /дата/ № <данные изъяты>.

 Как усматривается из материалов гражданского дела № по заявлению Заднепровской А.В., Винокуровой С.А., ООО «Эталон» об оспаривании Постановления администрации г.о. Химки от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов», решением Химкинского городского суда Московской области от /дата/ г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от /дата/ г., суд признал постановление Администрации г.о. Химки Московской области от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов», которым признанны недействующими постановление Администрации г.о. Химки Московской области от /дата/ № «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, №» и постановление Администрации г.о. Химки Московской области от /дата/ № «Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания территории между <адрес>» незаконным.

 Из материалов дела следует, ООО «Эталон» в Арбитражный суд Московской области были обжалованы ненормативные правовые акты Администрации г.о. Химки Московской области, а именно в деле № оспаривается приказ № от /дата/ «О прекращении действия Градостроительного плана земельного участка ООО «Эталон» №2012 от /дата/ г.», а в деле № оспаривается № «Об отзыве разрешения на строительство ООО «Эталон» № от /дата/ г.».

 Так, решением Арбитражного суда Московской области от /дата/ удовлетворено заявление ООО «Эталон» о признании Приказа первого заместителя Главы Администрации г.о. Химки Московской области от /дата/ № «О прекращении действия Градостроительного плана земельного участка ООО «Эталон» № от /дата/.» недействительным полностью с момента его издания.

 Решением Арбитражного суда Московской области от /дата/ по делу № удовлетворено заявление ООО «Эталон» к Администрации г.о. Химки Московской области о признании ненормативного правового акта - Приказа первого заместителя Главы Администрации г.о. Московской области Р.Ш. Ахмадеева от /дата/ № «Об отзыве разрешения на строительство ООО «Эталон» № от /дата/ г.» недействительным с момента его издания.

 Как указал представитель Администрации г.о. Химки Московской области в своих письменных объяснениях, указанные решения Арбитражного суда Московской области обжалованы Администрацией г.о. Химки в вышестоящий суд.

 В обоснование своего требования о признании недействительным и не порождающим правовых последствий с момента выдачи разрешение на строительство № от /дата/ г., истцы указали на отсутствие проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка; нарушение прав истцов на благоприятную окружающую среду; а также в нарушение земельного законодательства не проводился аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства.

 Правоотношения по выдаче разрешения на строительство относятся по своей правовой природе к публично-правовым правоотношениям. Правила распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрены ст. 249 ГПК РФ, и по смыслу указанной нормы процессуального закона заявитель должен доказать факт нарушения его прав и свобод обжалуемыми решениями, действиями (бездействием), а законность оспариваемых решений, действий (бездействия) доказывают лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).

 Статьей 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.

 Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

 В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

 Из нормы части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.

 Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5 названной статьи).

 Частью 10 названной статьи установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

 Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

 Согласно пп. 5 п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

 В части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ дано понятие разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 указанной статьи Кодекса федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.

 Данной статьей установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. В числе таких документов указан градостроительный план.

 Не представление указанного документа или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

 Градостроительным кодексом Российской Федерации основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.

 Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.

 Из изложенных норм Градостроительного кодекса РФ следует, что процедура утверждения градостроительного плана земельного участка предшествует получению разрешения на строительство.

 В данном случае, постановлением Администрации г.о. Химки Московской области № от /дата/ был утвержден градостроительный план № от /дата/ земельных участков общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: <адрес>, а постановлением Администрации г.о. Химки Московской области № от /дата/ были утверждены Проект планировки и Проект межевания территории между <адрес>.

 Ссылку стороны истцов на отмену вышеуказанных актов, а именно: на приказ первого заместителя Главы Администрации городского округа <адрес> от /дата/, которым прекращено действие Градостроительного плана земельного участка ООО «Эталон» № № от /дата/ г., и на постановление Администрации г.о. <адрес> от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов Администрации городского округа Химки», которым признано недействующим, в том числе и постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 21.05.2012 г. № 811 «Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания территории <адрес>», суд не может принять во внимание, поскольку данные акты оспорены в судебном порядке, признаны незаконными и недействующими с момента их издания, в связи с чем издание муниципальным органом каких-либо новых актов об утверждении градостроительного плана и проекта планировки и межевания территории не требуется.

 При этом суд считает необходимым отметить, что применительно к положениям ст. 3 ГПК РФ гражданин вправе обращаться в суд лишь в защиту своих собственных прав и охраняемых законом интересов, а ссылки истцов на отсутствие подготовленного и утвержденного градостроительного плана земельного участка, отсутствие проекта планировки и межевания территории не могут свидетельствовать о нарушении прав заявителей, поскольку касаются правоотношений иных участников гражданских правоотношений - застройщика и органа местного самоуправления, так как обязанность надлежащим образом утвердить и выдать такой план застройщику возложена на орган местного самоуправления - Администрацию г.о. Химки Московской области в силу прямого указания закона.

 Как указали истцы, приобретение ими квартир в <адрес> мотивированно желанием приобрести в собственность жилое помещение в доме, расположенном в определенной зоне застройки, предполагающего наличие определенной инфраструктуры, дорог, большего озеленения и благоприятной окружающей среды на прилегающей территории. По мнению истцов, при возведении ООО «Эталон» многоквартирного жилого дома уровень их жизни существенно ухудшится, ухудшится транспортная ситуация, уровень комфортности проживания в результате возведения объекта, чем изменен привычный обзор окружающей среды, ухудшится экологическая обстановка. Кроме того, строительство жилого комплекса приведет к снижению рыночной стоимости их жилья, которые они приобрели ранее начавшегося строительства.

 В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 Однако доводы истцов о том, что имеет место нарушение их права как гражданин проживающих рядом, а именно право на благоприятную окружающую среду, возможное снижение рыночной стоимости их жилья, не могут быть приняты судом во внимание по следующим обстоятельствам.

 В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Таким образом, способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.

 То, что оспариваемое действие Администрации г.о. Химки Московской области по выдаче ООО «Эталон» разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, в будущем может привести к нарушению их прав, не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку действующее законодательство защиту в случае возможного нарушения прав в будущем не допускает.

 Также сторона истцов указала, что заключение договоров переуступки земельных участков с кадастровыми номерами № площадью <данные изъяты> кв.м., № площадью <данные изъяты> кв.м. означает предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с нарушением порядка, установленного ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах со ссылкой на ст.38.1 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, по мнению истцов, следует признать недействительными договора уступки прав и обязанностей от /дата/ по договорам аренды за № и № от /дата/ г., применить последствия недействительности сделки, обязав ответчиков привести в первоначальное, существовавшее до момента нарушения прав истцов, состояние земельные участки: с кадастровым номером № площадью 8902 кв.м., с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., и восстановить существовавшую до передачи земельных участков парковку.

 Ст. 30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.

 Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ.

 В соответствие с п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

 Аукцион представляет собой продажу, в частности, имущества, с публичных торгов, с соблюдением определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, в результате чего продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.

 В соответствие со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

 В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

 Однако из представленных суду документов следует, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., образован в результате раздела земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, предоставленного Компании «ИКЕА Ханим Лтд.» в аренду сроком на 49 лет для строительства и эксплуатации коммерческого центра и жилых строении на основании постановления Главы Химкинского района Московской области от /дата/ № Действовавшее на тот момент земельное законодательство не содержало требования об обязательном проведении торгов при предоставлении участков, в том числе для жилищного строительства.

 Статья 30.1 Земельного кодекса РФ введена в действие с /дата/ и не распространяется на правоотношения, возникшие до указанной даты.

 Постановлением Администрации г.о. Химки Московской области от 22.11.2011 г. № 1707 в результате раздела земельного участка площадью <данные изъяты> кв. образован участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м., который передан ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» в аренду сроком до /дата/ г.

 Между Администрацией городского округа Химки Московской области и ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" заключен договор аренды земельного участка № от /дата/ Разрешенное использование земельного участка в соответствии с Кадастровой выпиской о земельном участке от /дата/ г.: для строительства и эксплуатации коммерческого центра и жилых строений.

 В соответствии с п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из одного исходного такими способами, как раздел или выдел, целевым назначением и видом разрешенного использования образованных участков, безусловно, будут являться целевое назначение и вид разрешенного использования исходного земельного участка.

 В силу ч. 4 ст. 11.8. Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

 На основании представленного суду договора уступки прав и обязанностей от /дата/ г., оспариваемого истцами, права и обязанности по договору аренды переданы заявителю ООО "Эталон".

 Земельный участок с кадастровым № №, площадью <данные изъяты> кв. м, образован в результате раздела земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, который первоначально был предоставлен в аренду ООО "Вилар" на основании договора аренды земельного участка N № от /дата/ для размещения автостоянки сроком на 49 лет.

 Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 22.11.2005 г. № 1680-р изменен вид разрешенного использования участка с «размещение автостоянки» на «строительство многофункционального торгово-сервисного комплекса».

 По договору о передаче прав и обязанностей N № от /дата/ право аренды участка перешло к ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)".

 Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от /дата/ № в результате раздела земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, образован участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, который передан ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" в аренду сроком до /дата/

 При этом между Администрацией городского округа Химки Московской области и ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" заключен договор аренды земельного участка N ЮА-171 от /дата/ г.

 На основании договора уступки прав и обязанностей от /дата/ права и обязанности по договору аренды № от /дата/ переданы ООО "Эталон".

 При этом суд считает необходимым отметить, что при заключении оспариваемых договоров переуступки прав и обязанностей ООО "Эталон", земельные участки с кадастровыми номерами № имели вид разрешенного использования «для строительства многофункционального торгово-сервисного комплекса».

 Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от /дата/ №, подписанным Главой городского округа Химки, изменен вид разрешенного использования земельных участков, предоставленных ООО "Эталон", на вид "для жилищного строительства".

 Изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено в силу публичных решений по управлению земельным фондом. Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принималось, исходя из общественно значимых целей, указанных в ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, которые могут отличаться от целей участников гражданского оборота.

 Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации.

 В соответствии с ч. 1, 10 ст. 27 Устава городского округа Химки глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и возглавляет местную администрацию.

 Таким образом, порядок принятия постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 14.03.2012 N 372 соответствует требованиям законодательства.

 Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 22.11.2011 N Д23-4850, Письму Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 N Д23-2070 в случаях, когда орган местного самоуправления, принявший решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, является арендодателем данного земельного участка, такой орган не вправе уклоняться от заключения дополнительного соглашения в связи с изменившимся разрешенным использованием земельного участка. В противном случае это означало бы возможность одностороннего расторжения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, по требованию арендодателя, что не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, в частности ст. 22 Земельного кодекса РФ.

 При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что принятие постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 14.03.2012 г. N 372 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, №" не повлекло повторного предоставления земельных участков с нарушением порядка, установленного ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.

 Что касается прав самих истцов, то из материалов дела не усматривается, что они каким-либо образом нарушены.

 Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства; границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

 В силу пункта 1 статьи 16 Закона о введении в действие в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Пунктом 2 статьи 16 указанного Закона земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, если он сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005) и в отношении него проведен государственный кадастровый учет.

 Суду, в нарушение ст.56 ГПК РФ стороной истцов не представлены доказательства формирования земельных участков многоквартирных жилых домов, в которых расположены принадлежащие им на праве собственности квартиры.

 Исходя из толкования пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 N 12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме, вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

 Поскольку, как выше отмечено, земельные участки под многоквартирными домами № и № по адресу <адрес>, не сформированы, они не существуют как самостоятельный объект права с уникальными характеристиками, в связи с чем доводы истцов о том, что они не согласовывали границы земельных участков, право аренды которых переуступлено ООО «Эталон», суд отклоняет как несостоятельный.

 Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд нарушений в действиях Администрации г.о. Химки Московской области при выдаче разрешения на строительство не усматривает, равно как нарушение прав и свобод истцов.

 Доводы о нарушении права истцов на благоприятную окружающую среду, а равно и их права общей долевой собственности на земельные участки под многоквартирными домами, в которых они проживают, в суде подтверждения не нашли.

 Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что разрешение на строительство спорного объекта выдано в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с установленным видом разрешенного использования земельного участка, с учетом градостроительного зонирования, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на объект капитального строительства.

 В судебном заседании при рассмотрении данного дела сторона истцов поясняла, что им было известно о принятом Химкинским городским судом решении /дата/ по рассмотрению гражданского дела по заявлению Заднепровской А.В., Винокуровой С.А., ООО «Эталон» об оспаривании Постановления администрации г.о. Химки от 01.11.2012 г. №1671 «О признании недействующими муниципальных правовых актов», при разрешении которого Смоленышев О.В. и Пермякова А.С. допрашивались в качестве свидетелей. Истцам также было известно и об оспариваемом разрешении на строительство. Но поскольку вышеуказанное решение вступило в законную силу только /дата/ г., в связи с чем, по мнению истцов, течение срока давности следует исчислять с /дата/

 На рассмотрении вышеуказанного гражданского дела истцы были заслушаны в качестве свидетелей, им было достоверно известно о выданном Администрацией г.о. Химки Московской области оспариваемого разрешения на строительство, в связи с чем, суд считает начало течения срока обращения в суд с требованием об оспаривании вышеназванного разрешения на строительство с /дата/

 Из положений ст. 256 ГПК РФ следует, что срок обращения в суд исчисляется с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. В суд заявители обратились только /дата/

 Таким образом, истцами пропущен установленный трехмесячный срок на оспаривание разрешения на строительство № № от /дата/ Ходатайство о восстановлении данного срока сторона истцов не заявляла, каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на обращение с заявлением об оспаривании разрешения на строительство, суду не представили.

 Пропуск срока обращения в суд с заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления в силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ.

 В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания выданного разрешения на строительства не соответствующим закону и вследствие оснований для признания недействительными договоров уступки прав и обязанностей от /дата/ по договорам аренды за № и № от /дата/ г., применении последствий недействительности сделки, обязав ответчиков привести в первоначальное, существовавшее до момента нарушения прав истцов, состояние земельные участки: с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., и восстановлении существовавшую до передачи земельных участков парковку, суд не усматривает.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении иска СмО.ева О. В., Гончаровой В. Н., Пермяковой А. С., Тишкова С. В., Изотовой Л. П., Дворянова С. Ю., Бубеева Ю. А. к Администрации г.о. Химки Московской области, ООО «Эталон», ООО «ИКЕА МОС», о признании недействительными разрешения на строительство, договоров уступки прав и обязанностей по договорам аренды, применении последствий недействительности сделки, приведении в первоначальное состояние земельных участков, отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца.

Судья: Н.Н. Тягай

 Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2013 г.

Судья: Н.Н. Тягай